В 2021 году можно выделить три ключевых сюжета в развитии политических событий в Черноземье. Первый — выборы федеральные, а также в областные законодательные собрания. Второй — деятельность губернаторов, избирался белгородский губернатор Вячеслав Гладков и ушел в отставку тамбовский губернатор Александр Никитин. И третий важный сюжет региональной политической жизни — мэры, отмечу отставку уже бывших градоначальников Белгорода Юрия Галдуна, Курска Виктора Карамышева и Старого Оскола Александра Сергиенко — известные люди, региональные политические тяжеловесы.
«Апгрейд» состава нижней палаты парламента
Говоря о выборах, понятно, что это было центральное событие: они проходили как в Государственную Думу, так и в областные законодательные собрания нескольких черноземных регионов — Липецкой, Курской, Тамбовской, Орловской областей. Ключевой задачей для властей было сохранение статус-кво, то есть сохранение большинства «Единой России». И эта задача на выборах в Государственную Думу была выполнена, в процессе «ЕР» массово обновила кадровый состав депутатского корпуса.
Однако Черноземья этот процесс почти не коснулся: по одномандатным округам мы видим старый костяк, особенно в Воронежской и Липецкой областях. Разве что лидер партии «Родина» Алексей Журавлев перешел из Воронежской области в Тамбовскую. Это естественно, потому что в регионе «Родина» популярна, это было видно на выборах 2020 года в городскую Думу Тамбова. Вакантное место Журавлева занял Андрей Марков, который передвинулся в другой округ, уступив место Алексею Гордееву — куратору региона и лоббисту, в хорошем смысле этого слова. Из списочного депутата он стал одномандатником. В Липецкой области состав одномандатных депутатов не изменился совсем. Но интрига там была: экс-заместитель губернатора Дмитрий Аверов сначала выдвинулся на праймериз и победил, однако съезд «Единой России» выдвинул близкого к НЛМК действующего депутата Михаила Тарасенко. В других регионах подвижки тоже минимальные: в Орловской области Ольга Пилипенко сохранила мандат, в Курской области по одномандатному округу «ЕР» представляет Екатерина Харченко вместо Татьяны Ворониной, другой одномандатный округ закрепился за Ольгой Германовой, которая ранее была депутатом-списочником.
Таким образом, трансформации депутатского корпуса в одномандатной части — незначительны. Более интересная ситуация в списочной части. От Воронежской области прошел Игорь Кастюкевич, представляющий Общероссийский народный фронт, которого связывают с администрацией президента РФ: праймериз были практически проиграны, но победитель Ирина Тулинова отказалась от мандата. Сейчас он заметный в Думе персонаж. От Липецкой области — это Татьяна Дьяконова, тоже столичный выдвиженец. Москвич Иван Солодовников в Курской области появился в регионе весной 2021, был советником губернатора по городской среде, выдвинулся в депутаты Государственной Думы и прошел. Откровенно говоря, никто из них не связан с регионами. Это люди состоявшиеся, но стали депутатами благодаря помощи влиятельных игроков — администрации президента, региональных властей.
Белгородчина в поиске талантов
Вячеслав Гладков пришел в Белгородскую область в ноябре 2020 года, у него было около года до голосования. Вся его работа до сентябрьских выборов этого года — продолжительная избирательная кампания. Он опытный, его можно относить к губернаторам новой волны как Романа Старовойта или Игоря Артамонова, или вот теперь Максима Егорова. Эти люди отобраны в кадровый резерв президента, обучены на специальных курсах РАНХиГС. Сейчас половина губернаторского корпуса в России относится к ним. Это кадровая политика Кремля, заключающаяся в том, чтобы отправлять регионы специально подготовленных людей — операторов федерального политического курса, национальных проектов. Их задача — достичь целей из соответствующего указа президента. Отличие Гладкова в том, что он пришел не из федерального центра, а из региона. Поначалу он, отметив уровень развития Белгородчины, был осторожен в кадровой политике и считал, что для изменения системы, ее необходимо внимательно изучить. Это длилось до весны 2021 года, после знакомства с кадрами и проблемами, начались определенные действия, которые интенсифицировались перед выборами. Старовойт и Артамонов, например, вносили изменения на старте своей работы. Сейчас в Белгородской области предложена новая структура управления регионом, меняется состав правительства региона и мэров — ушли руководители Старого Оскола и Белгорода — Сергиенко и Галдун, покидают посты главы районов.
Этап перезагрузки, однако, еще не закончен, скорее всего, это произойдет после Нового года. Главу Белгородского региона ругают, как и его коллег, за призыв варягов: топовые позиции в администрации занимают его коллеги на бывших местах работы. Гладков это пытается объяснить «элементом доверия», важным в его работе. Сейчас в составе регионального правительства примерно пополам местных кадров и варягов, некоторые приглашенные представители уже уехали. Для среднего звена прошел успешный кадровый конкурс «Новое время» — он должен открыть кадровый лифт, показать новых молодых профессионалов. У конкурса максимальный КПД, назначены десятки людей. Скорее всего, Гладков и дальше будет балансировать приезжих и местных.
Важный стилистический момент: все губернаторы новой волны призваны демонстрировать максимальную открытость, в частности, информационную. А также так называемую новую искренность: быть сочувствующим проблемам людей и проявлять эмпатию. Гладков эти требования реализовал в максимальной степени. У него ежедневные эфиры утром и вечером, проходили многочасовые встречи и приемы во всех районах. Гладков получал жалобы от населения, давал поручения чиновникам, а потом лично перезванивал и контролировал этот процесс. Будучи максимально открыт в социальных сетях, стараясь реагировать на все, демонстрируя отзывчивость. Тут он превзошел многих, но, будем честны, что от этого стиля люди тоже устанут.
Контролировать все лично невозможно, поэтому обратную связь в системе управления придется переводить на регулярную институциональную основу. Должны работать центр управления регионом, сформироваться культура отзывчивости у других чиновников. Это важный вызов для Гладкова. Кроме того, особое внимание губернатор сегодня направляет на реализацию национальных проектов, а надо больше «авторской повестки». Собственная повестка у Гладкова до сих пор формируется на преодолении недостатков прежнего правления. Например, на решении проблем региона с водоснабжением, особенно на территориях ИЖС — знаменитого проекта Савченко, поскольку в некоторых местах инфраструктура не успевала угнаться за темпами строительства.
Сейчас Гладков работает, во-первых, стилистически на контрасте с «эпохой Савченко», во-вторых — по нацпроектам, в-третьих — выявляет проблемные «узкие» места. Мы можем тут констатировать, что Евгений Савченко хорошо понимал, как развивать региональную экономическую и социальную модель, поскольку сам был «плоть от плоти» белгородской земли. Особенно в части хозяйства, бизнеса, хотя было много критики по поводу семейственности и клановости. Задача Гладкова — сформировать свою модель развития, некоторые заявления он уже сделал, например, предложил удвоить ВРП к 2030 году, но пока есть только общее представление о том, как это сделать — через развитие аграрного комплекса с упором на высокотехнологичную переработку, металлургического кластера, фарм-отрасли и ИТ-направления. Достройка и конкретизация собственной повестки — ключевая задача Гладкова.
Тамбовский вопрос
С октября месяца вступил в должность врио губернатора Максим Егоров, подводить даже какие-то промежуточные итоги еще рановато. Что касается отставки Александра Никитина, она действительно стала сенсационной, хоть и отчасти ожидаемой. Информационное поле вокруг этого нагнеталось достаточно активно.
В 2020 году его избрали губернатором на второй срок, лично президент дал добро. И возникает недоумение, почему так вышло? Мне кажется, возобладала политическая логика. Тамбовский регион не является развитым регионом Черноземья, но в последние годы при Никитине он демонстрировал успешные результаты экономического развития, прежде всего, промышленного и отчасти аграрного. Но были проблемы в части города Тамбова, Никитину никак не удавалось подобрать эффективного мэра. Никто из трех региональных чиновников, направленных им на пост главы областного центра, не оказался успешным. Закончилось все в 2020 году резонансными выборами в Тамбовскую городскую Думу, когда «Единая Россия» потерпела сокрушительное поражение от партии «Родина», возглавляемой Максимом Косенковым, бывшим сити-менеджером Тамбова. Никитин принял стратегическое решение, заключив сделку с Косенковым и предложив ему должность врио мэра с последующим назначением главой администрации города.
Многие статусные информационные ресурсы писали про Никитина, что его политический стиль архаичен. Против него работали достаточно мощные группы интересов, сконцентрированные отчасти в регионе, и в значительной степени — в федеральном центре.
Назначенный вместо него Максим Егоров является эталонным представителем губернаторов новой волны. Выпускник РАНХиГС, занимал до назначения должность заместителя министра строительства и коммунального хозяйства. Как Старовойт до назначения в Курскую область был замминистра транспорта. И мы наблюдаем похожий политический стиль. Он демонстрирует открытость, желание изучать проблемы, осуществлять обратную связь с гражданами. У него большой лоббистский потенциал, недавно говорилось об открытии тамбовского аэропорта, запускаются коммунальные проекты. Очевидно, ему будут охотнее давать деньги. Его проблемы сейчас — знакомство с регионом, выстраивание отношений с элитами и баланс в обновлении команды с точки зрения сохранения равновесия местных и приезжих.
В чем проблема губернаторов новой волны? Сейчас только Воронежская область осталась не охваченной этими изменениями. Александра Гусева тоже назвал бы технократом по управленческому стилю, но он не принадлежит к плеяде выпускников РАНХиГС. Все остальные — варяги из федерального центра со схожим набором политических решений. Важная проблема — авторская повестка развития региона, или что готовы предложить главы за пределами нацпроектов и установок федерального центра. Поиск некоего авторского почерка идет, например, Игорь Артамонов, как мне кажется, пытается выстроить некую сервисную модель государственного управления. Артамонову сопутствует удача на экономическом поприще, однако, этот успех стоит на твердой основе прежнего правления Олега Королева. Авторская модель «сервисного государства» выглядит не очень удачной. Роман Старовойт пытается нащупать авторскую повестку в том, чтобы уделять первостепенное внимание развитию инфраструктуры. Учитывая, что он бывший дорожник, подвижки, действительно, есть, но это не совсем оправдывает ожидания от него, что сформировались в регионе. Егоров сейчас действует в понятной логике, необдуманных действий не совершает, и насколько он способен предложить авторскую повестку для региона — покажет время.
Об оппозиции в Черноземье
На федеральных выборах главной задачей власти была попытка удержать статус-кво. В большинстве заксобраний регионов, в том числе черноземных, тоже было конституционное большинство «Единой России» — две трети состава депутатов. Нынешняя власть считает, что система управления в стране эффективна, хоть и нуждается в совершенствовании, например, обновлении губернаторов. А значит нужно сохранить политическую конструкцию, в том числе в парламентах. На голосовании-2021 в сентябре задачу удалось реализовать, благодаря трехдневному формату, который формально связан с пандемией, но по факту дает возможность мобилизовать провластный электорат. «Единая Россия» снизила свой результат относительно прошлых выборов, прошедших в условиях крымского консенсуса и приподнятого патриотического духа. Сейчас ситуация иная: экономическая стагнация, пандемия, инфляция и падение доходов граждан. Эти проблемы сформировали новые вызовы, и власть на них отвечала. Для того чтобы консолидировать ресурсы, губернаторы Курской, Липецкой и Тамбовской областей возглавляли реготделения «ЕР», сейчас Гладков и Егоров тоже их возглавили. У региональных руководителей теперь есть прямая ответственность за партию и ее электоральные результаты.
Если подводить черту, хорошие результаты «Единой России» на выборах обеспечили трехдневное голосование и возможность более широкой политической мобилизации провластных избирателей, а также ресурс губернаторов, который соединился с ресурсом партии власти.
Носителями критического отношения к власти, как и прежде, являются жители городов, о чем рассказал в прошлом проекте РБК Черноземье «Итоги года». Ситуация в этом плане не изменилась: приведу классический пример Воронежской области, где рекордная явка в некоторых районах в сентябре превышала 80%, и «Единая Россия» получила очень высокий результат. В то время как в Воронеже явка была немногим за 30%, «Единая Россия» получила 35,5%, и почти 30% — у КПРФ.
Статус партии «номер два» однозначно вернула себе КПРФ: в Курской области на прошлых выборах в 2016 году коммунисты и ЛДПР шли рядом, однако на выборах в областную думу ЛДПР даже чуть-чуть обогнала коммунистов. Но в нынешнем сентябре КПРФ взяла около 20%, оставив позади конкурентов, и теперь представляет собой мощную оппозиционную силу лево-патриотического настроя. Многие отдавали голоса коммунистам за то, что они выглядят самыми оппозиционными из всего системного поля, учитывая, что внесистемная оппозиция обнулена усилиями силовиков. ЛДПР и «Справедливая Россия» в разных регионах Черноземья получили в среднем от 6 до 9%, являясь партиями третьего эшелона.
Другая политическая сенсация, хоть и ожидаемая: в ЦЧР на выборах в Государственную Думу и заксобрания регионов, кроме Тамбовской области, прошла партия «Новые люди». В чем успех партии? Из-за критического отношения к власти избиратели уходят в левую, социалистическую повестку, но определенная их часть уходит в либеральную, городскую повестку. Здесь речь о том, чтобы давать больше свободы бизнесу, уменьшить давление силовиков, соблюдать личные права, вернуть выборность мэров городов. Сам факт предъявления образа чего-то «нового» способствовал успеху партии. Кроме того, «Партия пенсионеров» тоже сработала как успешный бренд, прошла в парламенты трех черноземных регионов. В Липецком областном Совете очень жестко настроенная коммунистическая фракция, коммунисты взяли почти все одномандатные округа в городе Липецке. Таким образом, менялся дизайн региональных парламентов. Почти везде упала ЛДПР, что связанно с усталостью избирателей от риторики и образа ее вождя.
Губернаторы «на вылет»: прогнозы на 2022 год
Это будет более стабильный и тихий политический год. Следующая кампания в 2024 году — это президентская. Автоматически отсутствие крупных федеральных кампаний делает ситуацию более спокойной. Из региональных крупных политических событий будем наблюдать выборы на пост губернатора Тамбовской области. Честно говоря, не жду каких-то сенсаций. Формат губернаторских выборов у нас «референдумный»: есть маркированный фаворит, и остальные политические силы принимают правила игры.
В Тамбовской области другой важный сюжет: каким образом будет найден компромисс и как сформируется система отношений между будущим губернатором и Максимом Косенковым. У Косенкова большинство в городской Думе. Поэтому Максиму Егорову необходимо считаться с ним. Сохранит он ли прежнюю договоренность Никитина или нет — действительно остается интригой. Что касается других мэров, то будут выборы мэра в Курске (напомню, его выберут составом депутатов представительного органа) и мэра Старого Оскола.
Что еще важно? Интересно будет посмотреть, как себя проявят новые партии, прошедшие в региональные парламенты, о которых я сказал. «Новые люди» выступают за развитие бизнеса и свободу от силового давления, возможно, что это отразится на нашей жизни.
По поводу губернаторов, скорее всего, нас ждет стабильность. Есть разные слухи, по поводу отъезда Романа Старовойта из Курской области, например. Он их опровергал. В контексте болезни Гусева говорили о его отставке, но объективных оснований для этого нет. Самой обсуждаемой перспективой является гипотетическая отставка Клычкова в Орловской области. В чем суть вопроса: коммуниста Валерия Рашкина обвиняют в незаконной охоте, и, если он лишается депутатского мандата, не исключен трансфер орловского главы в федеральный парламент. Это будет зависеть от отношений КПРФ с Кремлем и планов на 2024 год. Сейчас в Орловской области появился новый заместитель губернатора Владимир Ивановский, с ним связаны серьезные надежды, некоторые заговорили об отставке Клычкова. Есть вероятность, что динамичным в политическомсмысле, 2022 год станет для Орловской области.