Компетенция , Черноземье ,  
0 

Александр Десятириков: «Мы рассчитываем на рост объемов производства»

Александр Десятириков (Фото: РБК Черноземье)
Александр Десятириков (Фото: РБК Черноземье)
Глава департамента промышленности и транспорта Воронежской области Александр Десятириков — о том, для чего нужен механизм параллельного импорта, кто хедхантит местные кадры, и когда в Воронеже запустят метробусы

— Александр Николаевич, как промышленность Воронежской области пережила 2022 год?

— Уходящий год, действительно, был достаточно трудным для отрасли со многих точек зрения. Определенный спад наблюдается в обрабатывающей промышленности. Это вызвано отчасти объективными причинами. Мы пережили серьезную шоковую ситуацию в апреле-мае текущего года, когда с российского рынка ушли многие иностранные компании, поставляющие в Россию оборудование и технологии. Нам пришлось оперативно искать замену «выпадающим» поставщикам, совместно с Минпромторг России разрабатывать механизм параллельного импорта. Сейчас уже шоковое состояние прошло, но влияние санкций до сих пор ощущается достаточно сильно.

Александр Десятириков: «Мы рассчитываем на рост объемов производства»

— Что в данный момент происходит с иностранными компаниями, работающими в регионе?

— Осенью мы завершили передачу пакета акций завода ООО «Воронежский трансформатор» (принадлежал немецкой Siemens Energy, — прим. ред.) компании «Интер РАО». Теперь воронежское предприятие находится под управлением российских акционеров. Завод работает в штатном режиме, в том числе и по иностранным технологиям. Сейчас выпускаемая продукция поставляется в основном на российский рынок.

У нас есть еще одно предприятие, по которому мы на данный момент прорабатываем вопрос передачи пакета акций от иностранных владельцев к российским. Я пока не буду озвучивать, о какой компании идет речь. Но мы ведем работу, чтобы «транзит» акций проходил максимально гладко, без сбоев всех производственных процессов.

— Как обстоит ситуация с кадрами в отрасли?

— В обрабатывающей промышленности традиционно наблюдается нехватка квалифицированных кадров. Воронежская область, если можно так выразиться, является донором для регионов — передовиков — Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга. Там всегда были больше объемы обрабатывающей промышленности, и соответственно выше зарплаты. А воронежские кадры, особенно самые ценные, охотно меняют свое место жительство. Хедхантинг в регионе очень распространен.

— Насколько сильно западные санкции повлияли на деятельность промышленных предприятий региона?

— Запуск механизма параллельного импорта позволил решить большую часть проблем в плане поставок оборудования и комплектующих. Безусловно, остается еще ряд сложный вопросов, но мы стараемся помогать нашим производителям их решать. Сегодня логистические цепочки рассинхронизированы, выросли цены и время поставок — это, естественно, отразилось не только на себестоимости готовой продукции, но и на объемах производства. В тоже время мы видим неплохие перспективы по выстраиванию новых логистических каналов через страны Юго-Восточной Азии, в том числе Турции, Ирана и другие.

— Расскажите о мерах поддержки региональной промышленности в текущих условиях?

— Если говорить о финансовой поддержке, то в 2022 году на развитие отрасли выделено более 4 млрд рублей из федерального бюджета, не менее 300 млн рублей — из регионального бюджета. Это субсидии, льготные займы федерального и регионального Фондов развития промышленности. Основной фокус в регионе был направлен на электронную промышленность. Этот сегмент достаточно сильно представлен в регионе как предприятиями-производителями электронно-компонентной базы, так и компаниями-финишерами, выпускающими уже законченные изделия. Регионом оказан существенный объем поддержки промпредприятиям как в части развитие кадрового потенциала, так и в части модернизации и технологического перевооружения производств. С введением антироссийских санкций электронная отрасль оказалась в наиболее сложных условиях.

Хочу отметить, что в 2022 году департамент промышленности и транспорта Воронежской области получил высокую оценку федеральных властей за развитие промышленного потенциала и активную деятельность в рамках взаимодействия с Минпромторгом России. В конце декабря министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров вручил нам почетную грамоту.

— Вы затронули тему параллельного импорта, показал ли он свою эффективность?

— В текущих условиях это единственный возможный инструмент обеспечения местных промпредприятий комплектующими и расходными материалами для производства. Ни для кого не секрет, что техническая база на большинстве предприятий металлообработки в основном импортная. Чтобы поддерживать ее в работоспособном состоянии требуются расходные материалы и комплектующие. И тут свою роль и сыграл параллельный импорт.

— Как на фоне новой санкционной и экономической реальности чувствует себя экспорт?

— У нас произошло небольшое сокращение экспортных поставок в химическом комплексе. Европейские заказчики отвалились. Однако страны Юго-Восточной Азии не просто сохранили свои объемы, а продолжают их наращивать. Те события, которые сейчас происходят на Украине, безусловно, сказались на развитии экспортного потенциала региона, поскольку много логистических цепочек и каналов проходило непосредственно через территорию этой страны.

— Давайте поговорим о транспорте. Как сегодня отрасль развивается в регионе?

— Самое важное событие — масштабное обновление транспортного парка региона. В текущем году губернатор Воронежской области выделил 2,6 млрд рублей на обновление автотранспорта. Уже сейчас на городских маршрутах Воронежа можно увидеть много новых автобусов, работающих на компримированном природном газе. Все они отечественного производства. Автобусы оборудованы кондиционерами, камерами наблюдения и системами хранения данных.

Обновление пассажирского автопарка идет в рамках новой транспортной реформы региона. И затрагивает не только Воронеж. Недавно закончилась еще одна масштабная закупка транспорта для межмуниципальных перевозок. Следующим этапом станет приобретение новых автобусов для муниципальных перевозок в районах области.

— В 2023 году в регионе планируют построить 20 электрозаправок. Расскажите об этом.

— Воронежская область вошла в число пилотных регионов, где федеральный бюджет субсидирует возведение таких комплексов. В этом направлении мы вели активную работу с Минтрансом России. На первом этапе проекта запустим четыре быстрых электрозарядных станции, которые позволят одновременно заряжать сразу два электромобиля с высокой скоростью. Они появится на трассе М-4 «Дон». В 2023 году у нас будет построено уже 20 зарядных станций в Воронеже, а к 2024 планируем просубсидировать строительство еще 24 таких заправок.

— В прошлом году региональные власти анонсировали создание в Воронеже метробусов. На какой стадии находится проект?

— Сейчас мы завершили большой объем работ по созданию системы транспортного планирования в регионе. Документы практически на выходе. Они уже прошли согласование с близлежащими регионами, с которыми Воронежская область граничит. Сейчас осталось утвердить данный документ, в нем предусмотрено развитие транспортной системы городской агломерации город Воронеж — строительство линии метробусов. Это подразумевает достаточно большой объем дорожно-строительных работ. Параллельно будет создаваться сеть метробусов — совершенно нового комфортного вида транспорта.

— Какие маршруты рассматриваются?

— В 2023 году мы планируем приступить к строительство дороги-дублера Московского проспекта — это основное направление. В комплексе новые линии должны будут соединить центр и северный район города.

— Каковы сроки?

— Сейчас сложно сказать о конечных сроках реализации проекта. Только после согласования системы транспортного планирования сможем приступить к проектированию сети метробуса.

— Уже известно, во сколько обойдется реализация проекта?

— Окончательный объем инвестиций будет ясен после окончания проектирования проекта. По предварительным оценкам, на создание метробуса в целом потребуется более 20 млрд рублей.

— В 2022 году в регионе произошло повышение тарифа на проезд в общественном транспорте. С чем это связано?

— Традиционно в Воронежской области действует самый низкий тариф на транспортное обслуживание. Разумеется, это сдерживает развитие транспортного комплекса. Пассажирские транспортные предприятия очень активно выступают за повышение тарифа именно с целью улучшения качества транспортного обслуживания. Мы понимаем, что при низком тарифе, качество не может быть высоким. За счет областного бюджета закупили новые автобусы и сейчас начнем активно подтягивать к новым стандартам обслуживания транспортные компании как областного центра, так и районов.

— А когда планируют полностью обновить автопарк региона?

— Этот процесс постепенный. Нельзя одномоментно прекратить транспортное обслуживание в городе, а через два дня вывести на линию новые автобусы. Работаем по федеральному законодательству, в частности в рамках закона о госзакупках. К сожалению, а может быть и к счастью, в одночасье данный вопрос решить практически невозможно.

— Поделитесь основными целями и задачами на 2023 год.

— Как я уже сказал, в 2023 году начнем строительство 20 электрозаправок. К слову, мы очень активно поддерживаем владельцев электромобилей. Они полностью освобождены от уплаты транспортного налога, а также имеют возможность пользоваться платными парковками на безвозмездной основе.

Также продолжим обновление подвижного состава Юго-Восточной железной дороги. Здесь качество транспортного обслуживания будет расти, несмотря на тяжелые экономические условия. В регионе планируют ввести несколько новых маршрутов поезда ЭП3Д, которого многие воронежцы уже успели полюбить в виду его комфортности — оснащен новейшей системой безопасности, кондиционерами и адаптирован для различных групп пассажиров. Если ЭП3Д сравнить со старыми электричками, разница конечно колоссальная.

Еще один проект, который надеемся, будет введен в эксплуатацию в 2023 году — это воронежский аэропорт. Сейчас там идет реализация двух инфраструктурных проектов. Первый, удлинение взлетно-посадочной полосы, после реконструкции ее длина составит 2,6 км. Реконструкция проводится в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России» и финансируется из средств федерального бюджета. Второй проект — строительство нового трехэтажного терминала. Сегодня каркас здания уже практически закончен. Скоро начнется возведение теплового контура и отделочные работы. Мы планируем, что в 2023 году строительство будет завершено.

Что касается сектора промышленности, рассчитываем на рост объемов производства. Есть ряд проектов, которые были заявлены еще два года назад и сейчас находятся в стадии разработки. В 2023 году планируем приступить их реализации, основной фокус будем делать на импортозамещение.

Компетенция Артем Верховцев: «В регионе более 50 компаний с иностранным участием»
Материалы выпуска
От первого лица Алексей Беспрозванных: «Объем поддержки технопарков — свыше ₽50 млрд»
Компетенция Андрей Шпиленко: «Мы перезапускаем формат промышленных кластеров»
Компетенция Александр Десятириков: «Мы рассчитываем на рост объемов производства»
Компетенция Артем Верховцев: «В регионе более 50 компаний с иностранным участием»
Компетенция Сергей Курбатов: «Из 276 компаний с иностранным участием ушли только три»
Бизнес-кейс Александр Сухарев: «Мы наблюдаем стабильный рост продаж нашей продукции»
Практика Александр Базаев: «Основная задача — повышение эффективности ОЭЗ «Липецк»
Бизнес-кейс ГК ОДСК: «Мы не сорвали сроки строительства объектов в Орле и Липецке»
Практика Александр Вартанян: «Лин-проект можно внедрить в любом виде деятельности»
Инструменты Игорь Ефремов: «Помощь нашей стране — задача №1 в 2023 году»
Инновации Energon: «Вопрос оптимизации расходов на энергию в числе первых»
Практика Александр Сергиенко: «Наш регион — лидер по догазификации в 2022 году»
Инструменты Андрей Соболев: «Качество строительства не снижаем ни при каких условиях»
Инновации Владимир Поваров: «₽2,7 млрд направлено на инфраструктуру Нововоронежа»
Инструменты Олег Николаенко: «Тариф за 10 лет в среднем вырос на 4,5%»
Скачать Содержание
Закрыть