Компетенция , Черноземье ,  
0 

Сергей Курбатов: «Из 276 компаний с иностранным участием ушли только три»

Сергей Курбатов (Фото: из личного архива)
Сергей Курбатов (Фото: из личного архива)
Заместитель губернатора Липецкой области — о влиянии санкций на региональную экономику и предпринимателей, импортозамещающих проектах, совместном проекте с «Росатомом» и инвестиционном стандарте региона

— Расскажите, как экономика региона преодолевает барьеры антироссийских санкций? Какие потери несут липецкие предприниматели?

— Если говорить про малый бизнес, то там достаточно позитивная статистика: прирастает количество занятых. Это основной показатель, который позволяет оценить объем бизнеса. По этому показателю мы уверенно входим в пятерку лидеров в Центральном федеральном округе.

Из негативных тенденций я бы отметил незначительное снижение индекса промышленного производства. Сегодня снижение составляет около 3% к аналогичному периоду предыдущего года. Также несколько замедлился объем инвестиций, а именно на 15%. Это последние статистические данные, которыми мы располагаем.

Если посмотреть на зарплаты и доходы населения, то там картинка достаточно позитивная. За девять месяцев по темпам роста реальных заработных плат мы занимаем второе место в ЦФО. Рост составил чуть больше 15%.

Сергей Курбатов: «Из 276 компаний с иностранным участием ушли только три»

— Липецкая область держится курса импортозамещения. Так, завод в Краснинском районе наращивает выпуск электрокаров. Расскажите подробнее об этом проекте: когда он был запланирован, за какое время удалось реализовать, каких финансовых вложений он потребовал?

— Это очень интересный проект. Сегодня предприятие стартовало с крупной узловой сборки электрокаров, и в течение последующих лет предполагается определенный график локализации и определенный график научно-исследовательских разработок. Могу сказать, что в рамках этого проекта заключен специальный инвестиционный контракт. Это первый в регионе Спик 2.0. Хотелось бы сказать, что общий объем научно-исследовательских работ по условиям контракта составляет более 10 млрд рублей.

— Поделитесь первыми успехами завода: сколько уже сошло машин с конвейера, сколько поступило заказов, оправдались ли ожидания от проекта в целом? Есть ли трудности с созданием инфраструктуры для электрокаров: зарядные станции, парковки?

— В регионе мы большое внимание уделяем созданию инфраструктуры. Несколько быстрых электро-зарядных станций уже действуют на территории региона. В 2022 дополнительно были введены еще две. На 2023-2024 годы запланировано еще более 20 быстрых зарядных станций. Соответственно, это позволит в полной мере использовать электрокары на территории региона. Также мы активно стимулируем строительство зарядных станций. Сейчас пересматриваем градостроительные требования, чтобы в новых домах, ЖК, торговых и бизнес-центрах в обязательном порядке были электро-зарядные станции.

Если говорить про успехи, то по итогам октября завод уже выпустил более 1000 электромобилей, и мы видим, что на эту продукцию есть достаточно высокий спрос, как со стороны сервисов, таких как каршеринг, такси, так и со стороны определенных организаций и физических лиц.

— Какие еще удачные кейсы импортозамещения есть в регионе?

— Самое главное, что здесь нужно сказать, что на сегодняшний момент все предприятия региона, несмотря на жесткие санкции, отсутствие возможности привозить товары из определенных стран, сохранили работоспособность и объемы производства. Мы видим, что незначительно снижение в пределах 3% было, но в целом по экономике объемы сохранены. Все предприятия столкнулись с необходимостью замены компонентной базы. Что-то мы начали производить у себя на территории региона, что-то начали закупать у других российских предприятий. Соответственно, результаты этой работы, очевидно, видны в том, что нам удалось стабильно сохранить работоспособность всех предприятий.

— Что сегодня происходит с иностранными компаниями, которые когда-то открыли свои филиалы в Липецкой области? Ушел ли кто-то окончательно? Какие компании остались? Кто еще не определился?

— На данный момент из 276 компаний с иностранным участием приняли решение покинуть регион только три. Я не беру сейчас крупные федеральные сети. Я говорю о компаниях, которые зарегистрированы на территории региона. Соответственно, из этих трех две уже проданы российским инвесторам. Одна компания сейчас в процессе передачи.

— Сокращаются инвестиции в основной капитал в регионе. Если говорить в цифрах, то насколько? И какая этому причина?

— За шесть месяцев 2022 года мы видим сокращение примерно на 15%. Это сокращение инвестиций в металлургической отрасли. Понятно, что сейчас у коллег очень непростой период, им нужно переосмыслить стратегию развития предприятия. Соответственно, это влечет определенную задержку в инвестировании. Также мы видим, что несколько снизились инвестиции в АПК за шесть месяцев и достаточно серьезно снизились инвестиции, связанные со строительством жилья. Мы видим значительный спад на рынке. Он был связан, в том числе и с определенными процедурными сложностями. Сейчас эти сложности преодолели, и мы рассчитываем, что объемы строительства жилья вернутся к уровню предыдущего года.

— Директор представительства в ЦФО Госкорпорации «Росатом» наметил ближайшие перспективы сотрудничества с руководством Липецкой области. Расскажите подробнее об этом проекте.

— Речь идет о проекте по клиентскому пути инвестора. Суть проекта в том, чтобы максимально оптимизировать те процедуры, с которыми сталкивается инвестор, когда заходит в регион. Например, ему необходимо подключиться к коммуникациям, получить земельный участок, оформить какие-то разрешения и так далее. Вот все эти процедуры сейчас собраны в единую дорожку, и мы совместно с «Росатомом» с использованием их компетенций в сфере бережливых технологий пытаемся эти процедуры оптимизировать.

— Инвестиционный стандарт. Липецкая область — одна из первых областей, успешно внедрившая его. Расскажите о нем подробнее.

— Инвестиционный стандарт — это крупный федеральный пилотный проект. Он направлен как на расширение информационного доступа для инвесторов, раскрытие информации о потенциальных площадках, о коммуникациях, которые подведены к этим площадкам, о возможных вариантах технологического присоединения, о тех гарантиях, которые дает субъект для инвесторов, налоговые льготы, программы поддержки. Также в рамках данного проекта реализуем совместно с «Росатомом» дополнительные оптимизационные процедуры, чтобы в рамках инвестиционного стандарта как можно меньше сроков и усилий тратили наши инвесторы.

Бизнес-кейс Александр Сухарев: «Мы наблюдаем стабильный рост продаж нашей продукции»
Материалы выпуска
От первого лица Алексей Беспрозванных: «Объем поддержки технопарков — свыше ₽50 млрд»
Компетенция Андрей Шпиленко: «Мы перезапускаем формат промышленных кластеров»
Компетенция Александр Десятириков: «Мы рассчитываем на рост объемов производства»
Компетенция Артем Верховцев: «В регионе более 50 компаний с иностранным участием»
Компетенция Сергей Курбатов: «Из 276 компаний с иностранным участием ушли только три»
Бизнес-кейс Александр Сухарев: «Мы наблюдаем стабильный рост продаж нашей продукции»
Практика Александр Базаев: «Основная задача — повышение эффективности ОЭЗ «Липецк»
Бизнес-кейс ГК ОДСК: «Мы не сорвали сроки строительства объектов в Орле и Липецке»
Практика Александр Вартанян: «Лин-проект можно внедрить в любом виде деятельности»
Инструменты Игорь Ефремов: «Помощь нашей стране — задача №1 в 2023 году»
Инновации Energon: «Вопрос оптимизации расходов на энергию в числе первых»
Практика Александр Сергиенко: «Наш регион — лидер по догазификации в 2022 году»
Инструменты Андрей Соболев: «Качество строительства не снижаем ни при каких условиях»
Инновации Владимир Поваров: «₽2,7 млрд направлено на инфраструктуру Нововоронежа»
Инструменты Олег Николаенко: «Тариф за 10 лет в среднем вырос на 4,5%»
Скачать Содержание
Закрыть