— Расскажите, как экономика региона преодолевает барьеры антироссийских санкций? Какие потери несут липецкие предприниматели?
— Если говорить про малый бизнес, то там достаточно позитивная статистика: прирастает количество занятых. Это основной показатель, который позволяет оценить объем бизнеса. По этому показателю мы уверенно входим в пятерку лидеров в Центральном федеральном округе.
Из негативных тенденций я бы отметил незначительное снижение индекса промышленного производства. Сегодня снижение составляет около 3% к аналогичному периоду предыдущего года. Также несколько замедлился объем инвестиций, а именно на 15%. Это последние статистические данные, которыми мы располагаем.
Если посмотреть на зарплаты и доходы населения, то там картинка достаточно позитивная. За девять месяцев по темпам роста реальных заработных плат мы занимаем второе место в ЦФО. Рост составил чуть больше 15%.
— Липецкая область держится курса импортозамещения. Так, завод в Краснинском районе наращивает выпуск электрокаров. Расскажите подробнее об этом проекте: когда он был запланирован, за какое время удалось реализовать, каких финансовых вложений он потребовал?
— Это очень интересный проект. Сегодня предприятие стартовало с крупной узловой сборки электрокаров, и в течение последующих лет предполагается определенный график локализации и определенный график научно-исследовательских разработок. Могу сказать, что в рамках этого проекта заключен специальный инвестиционный контракт. Это первый в регионе Спик 2.0. Хотелось бы сказать, что общий объем научно-исследовательских работ по условиям контракта составляет более 10 млрд рублей.
— Поделитесь первыми успехами завода: сколько уже сошло машин с конвейера, сколько поступило заказов, оправдались ли ожидания от проекта в целом? Есть ли трудности с созданием инфраструктуры для электрокаров: зарядные станции, парковки?
— В регионе мы большое внимание уделяем созданию инфраструктуры. Несколько быстрых электро-зарядных станций уже действуют на территории региона. В 2022 дополнительно были введены еще две. На 2023-2024 годы запланировано еще более 20 быстрых зарядных станций. Соответственно, это позволит в полной мере использовать электрокары на территории региона. Также мы активно стимулируем строительство зарядных станций. Сейчас пересматриваем градостроительные требования, чтобы в новых домах, ЖК, торговых и бизнес-центрах в обязательном порядке были электро-зарядные станции.
Если говорить про успехи, то по итогам октября завод уже выпустил более 1000 электромобилей, и мы видим, что на эту продукцию есть достаточно высокий спрос, как со стороны сервисов, таких как каршеринг, такси, так и со стороны определенных организаций и физических лиц.
— Какие еще удачные кейсы импортозамещения есть в регионе?
— Самое главное, что здесь нужно сказать, что на сегодняшний момент все предприятия региона, несмотря на жесткие санкции, отсутствие возможности привозить товары из определенных стран, сохранили работоспособность и объемы производства. Мы видим, что незначительно снижение в пределах 3% было, но в целом по экономике объемы сохранены. Все предприятия столкнулись с необходимостью замены компонентной базы. Что-то мы начали производить у себя на территории региона, что-то начали закупать у других российских предприятий. Соответственно, результаты этой работы, очевидно, видны в том, что нам удалось стабильно сохранить работоспособность всех предприятий.
— Что сегодня происходит с иностранными компаниями, которые когда-то открыли свои филиалы в Липецкой области? Ушел ли кто-то окончательно? Какие компании остались? Кто еще не определился?
— На данный момент из 276 компаний с иностранным участием приняли решение покинуть регион только три. Я не беру сейчас крупные федеральные сети. Я говорю о компаниях, которые зарегистрированы на территории региона. Соответственно, из этих трех две уже проданы российским инвесторам. Одна компания сейчас в процессе передачи.
— Сокращаются инвестиции в основной капитал в регионе. Если говорить в цифрах, то насколько? И какая этому причина?
— За шесть месяцев 2022 года мы видим сокращение примерно на 15%. Это сокращение инвестиций в металлургической отрасли. Понятно, что сейчас у коллег очень непростой период, им нужно переосмыслить стратегию развития предприятия. Соответственно, это влечет определенную задержку в инвестировании. Также мы видим, что несколько снизились инвестиции в АПК за шесть месяцев и достаточно серьезно снизились инвестиции, связанные со строительством жилья. Мы видим значительный спад на рынке. Он был связан, в том числе и с определенными процедурными сложностями. Сейчас эти сложности преодолели, и мы рассчитываем, что объемы строительства жилья вернутся к уровню предыдущего года.
— Директор представительства в ЦФО Госкорпорации «Росатом» наметил ближайшие перспективы сотрудничества с руководством Липецкой области. Расскажите подробнее об этом проекте.
— Речь идет о проекте по клиентскому пути инвестора. Суть проекта в том, чтобы максимально оптимизировать те процедуры, с которыми сталкивается инвестор, когда заходит в регион. Например, ему необходимо подключиться к коммуникациям, получить земельный участок, оформить какие-то разрешения и так далее. Вот все эти процедуры сейчас собраны в единую дорожку, и мы совместно с «Росатомом» с использованием их компетенций в сфере бережливых технологий пытаемся эти процедуры оптимизировать.
— Инвестиционный стандарт. Липецкая область — одна из первых областей, успешно внедрившая его. Расскажите о нем подробнее.
— Инвестиционный стандарт — это крупный федеральный пилотный проект. Он направлен как на расширение информационного доступа для инвесторов, раскрытие информации о потенциальных площадках, о коммуникациях, которые подведены к этим площадкам, о возможных вариантах технологического присоединения, о тех гарантиях, которые дает субъект для инвесторов, налоговые льготы, программы поддержки. Также в рамках данного проекта реализуем совместно с «Росатомом» дополнительные оптимизационные процедуры, чтобы в рамках инвестиционного стандарта как можно меньше сроков и усилий тратили наши инвесторы.