— Станислав Анатольевич, вспышка коронавируса и режим самоизоляции повлияли практически на все сферы экономики. Как пандемия отразилась на работе сыродельного завода? Стало ли сложнее вести бизнес?
— Если говорить конкретно о производственной площадке, то с момента введения ограничительных мер в конце зимы — в начале весны, мы достаточно серьезно подошли к этому вопросу. Первую волну прошли без особых потрясений. Достаточно жестко пресекались любые возможности вспышки COVID-19 на предприятии. Мы плотно взаимодействуем с Роспотребнадзором по предупреждению заболеваемости.
Что касается сбыта, то весенний локдаун очень сильно повлиял, в первую очередь, на рынки традиционной розницы и на рынок HoReCa. Продукция, которую ранее реализовывали по каналам HoReCa выплеснулась на оптовые рынки. С учетом того, что был локдаун, произошло перенасыщение и обрушение этих рынков. Поэтому здесь испытали определенные трудности.
В части работы с федеральным ретейлом (ключевые наши партнеры— Магнит и Х5), спрос сохранился в плановых бюджетных значениях, и спада продаж мы не наблюдали. Сейчас, когда идет вторая волна, уже нет паники на рынках. Считаю, что ситуация стабильная не только с точки зрения локдауна, но и выручки в целом.
Также есть объективные моменты, которые не связаны с коронавирусом. Речь идет, прежде всего, о росте себестоимости продукции. За последний год очень резко выросла стоимость сырья. Так, за три года рост стоимости молока-сырья составил почти 35%. Увеличилась себестоимость, соответственно увеличилась и цена полки.
Мы работаем с такими видами продуктов, как сыр и масло. В этих нишах заняли свое место на рынке. Поэтому у нас есть определенная финансовая подушка безопасности, которая позволяет нам уверенно смотреть вперед.
— Вы затронули тему молоко-сырья. Какое сырье используете для производства сыра? Если ли у вас трудности с поставщиками?
— Бондарский сыродельный завод находится в Тамбовской области. Регионы центральной России молокодефицитные и здесь сконцентрировано достаточно много крупных переработчиков. Это влияет на стоимость сырья. Все молоко, которое производится в центральной России, достаточно дорогое. Для того, чтобы управлять ценовой моделью, вынуждены искать сырье на других рынках. Сегодня порядка 60-65% нашего молока приходит из Приволжского федерального округа — Нижегородская, Ульяновская области, Мордовия и Татарстан. Это основные наши поставщики.
— Как выстраивается логистика с поставщиками из удаленных регионов?
— С нашими партнерами работаем уже не первый год. В работе с поставщиками для нас в первую очередь важна налоговая составляющая. Наш партнер должен быть ответственным производителем. Нужна логистическая составляющая, что они могут поставлять сырье вовремя и в срок. Кроме того, мы учитываем и прозрачность производства, речь идет о системе «Меркурий». У нас четкие графики поставки сырья. Все наши поставщики знают, что мы для них всегда держим окно приема и обеспечиваем оборачиваемость автотранспорта. Поэтому мы для них являемся выгодными партнерами, а у них уже отработанные транспортные маршруты. Также они соблюдают наши требования по входящему контролю. Назову только один параметр — это антибиотики. Молоко с антибиотиками для нас категорическое табу.
— А как осуществляется контроль входящего сырья при поступлении на завод?
— На каждом молокоперерабатывающем производстве есть лаборатория. Это только часть той системы контроля качества продукции, которая внедрена на любом ответственном предприятии. У нас внедрена система ХАССП — система контроля качества. Мы регулярно проходим жесткий аудит у федеральных ретейлеров. Поэтому лаборатория — это ключевой элемент контроля.
— Многие эксперты отмечают, что в этом году из-за нестабильной экономической ситуации может замедлиться рост производства сыра в России. На ваш взгляд, каковы перспективы развития рынка сыра? Что в текущих условиях может повлиять на его положительную динамику?
— Сыр — молокоемкий продукт. Чтобы произвести один килограмм сыра, нужно 10 литров молока. Для того чтобы рынок динамично развивался с учетом доходов населения и ряда других факторов, необходимо создавать продукт, который будет доступен по цене. Ключевой показатель — стоимость сырья. Если наступит перенасыщение или перепроизводство рынка молока, это приведет к снижению стоимости сырья и начнется обратное движение цены на полке по доступности.
Относительно рынка сыра, значительный рост наблюдался в 2015-2017 годах, когда было относительно дешевое сырье. Сегодня все проекты, которые были запущены в те годы, набирают свою производственную мощность, и рынок продолжает расти. Однако все плавно идет к перепроизводству.
Здесь становятся ключевыми несколько факторов. На рынке выживут игроки, которые имеют сильное торговое предложение. В том числе сформировавшуюся сильную торговую марку, которая дает им бонус к среднерыночной цене. А также те, кто имеет производственные мощности по глубокой переработке молока. В идеале совокупность этих трех факторов делают позицию производителя максимально сильной. Объем производства будет снижать общие затраты. Переработка и создание новых продуктов из молока, в частности сыворотку обычную, деминерализованную, концентраты сывороточных белков, лактозу и пр. выводит предприятие на новые рынки, создает новую доходность, приносит новую выручку. Сильная торговая марка позволит удержать своего покупателя. Совокупность этих факторов сделает положение предприятия максимально стабильным на рынке.
— В чем заключаются особенности производства вашей продукции. Какие технологии и рецептуры используете?
— Производим классические сыры по традиционной рецептуре. Это тот сыр, который ждет покупатель. Мы не сильно экспериментируем, чтобы сохранить определенную историю и традиции, которые у нас есть.
В этом году мы почти на 100% перешли с разноформатных сыров на один формат — это цилиндр. Весь рынок знает нас как производителей цилиндра. Это специфическая форма, не все могут с ней работать. Мы ее предлагаем. Комбинации заквасок, которые нашли наши технологи, создают достаточно интересный вкус. Получаем много обратной связи от покупателей. Люди довольны этим вкусом и именно его ждут. Он выгодно отличается от конкурентов.
В настоящее время «Бондарский сыродельный завод» — это небольшое предприятие для сыродельной отрасли. В этом году планируем приступить к реализации нового инвестпроекта по более глубокой переработке сырья. Увеличим внутренние мощности по переработке молока, заменим часть технологического оборудования. Будем разрабатывать новые продукты. Также мы создаем цех нарезки и фасовки сыров. Это новый потребительский формат в нашей линейке предложений. На реализацию первой очереди проекта будет направлено более 100 млн рублей инвестиций.
— Какой общий объем инвестиций предусмотрен в проект?
— Сейчас наша задача — обеспечить привлечение дополнительных объемов сырья. Предполагаем, к концу следующего года запустить производство по глубокой переработке подсырной сыворотки. Совокупный объем инвестиций составит порядка 350-500 млн рублей.
— Более глубокая переработка подсырной сыворотки. Поясните, о чем конкретно идет речь?
— На первом этапе переработки подсырной сыворотки планируем ее собирать и сгущать. Реализовывать продукцию будем предприятиям, которые имеют сушильные комплексы. На втором этапе в планах — установить сушильный комплекс уже на нашем заводе. На каком продукте в итоге мы остановимся (обычная сыворотка или деминерализованная), будет засвистеть от спроса на рынке.
— Какие стратегические задачи ставите до конца текущего года?
— Ключевая задача — это увеличение мощности. Наша инвестиционная программа подразумевает увеличение производства по переработке молока на 25-30% к марту 2021 года. Это подготовка предприятия к сезону большого молока. Сейчас мы инвестируем в те производственные участки, которые позволят уменьшить количество ручного труда. Полностью их автоматизировать. Это упростит работу персонала и значительно повысит качество выпускаемой продукции. Еще одно направление — это работа с сырьем. Оно подразумевает вложение средств в нашу лабораторию. Открытие участка по нарезке сыров и линия по сгущению сыворотки. Над этими направлениями мы сейчас и работаем.
— С учетом новой инвестиционной стратегии предприятия, на какие новые сегменты рынка планируете выходить в ближайшее время?
— Будем выпускать сгущенную сыворотку для рынка В2В и осуществлять нарезку сыров для рынка В2С.
— А для массового сегмента?
— В настоящее время у нас расширен штат технологов. Мы привлекли достаточно компетентных специалистов. Ожидаем, что до нового года вместе с ними запустим новый вид сыра — «Бондарский медовый» со вкусом и ароматом натурального меда. Делаем на него большую ставку. Надеемся, что он понравится нашим покупателем. Сегодня делаем несколько контрольных варок, которые мы подготовили по разным технологическим рецептурам. Проведем дегустацию. В ближайшее время окончательно определимся с итоговой рецептурой. Рассчитываем, что уже к новогоднему столу покупатели смогут попробовать наш новый сыр.
— В целом, какие тренды сейчас наблюдаются в потребительском спросе?
— Это самый главный вопрос всех производителей. Какой продукт хочет наш потребитель? Есть два подхода. Первый, мы будем улавливать спрос и производить каждый раз новые вкусы. Второй вариант, мы будем делать качественный, традиционный вкусный сыр, который в конечном итоге и выберет покупатель. Например, у нас очень хорошо продается сыр с пажитником, сыр со вкусом топленого молока. Тем не менее, 75-80% в объеме продаж — это традиционные вкусы. С одной стороны, покупателя надо удивить, с другой — сохранить тот вкус, к которому он привык. Мы постоянно мониторим рынок, конкурентов, новинки. При этом к этому вопросу подходим аккуратно. Основная доля сыра в нашей ассортиментной линейке представлена классическими вкусами.
— Каких показателей по продажам ожидаете по итогам этого года?
— Сейчас у нас максимально стабильный объем производства, порядка 300 тонн в месяц. Примерно, 3,6 тыс. тонн сыра продали по итогам прошлого года. В 2020 году сохраняем положительную динамику. Также в текущем году реализуем около 300-400 тонн сливочного масла. Мы хорошо работаем с федеральным ретейлом. Сейчас спрос стабильный. В будущем году планируем произвести уже 4,2 тыс. тонн сыра. За счет собственной нарезки и фасовки цена реализации сыра должна будет подрасти. Пока наши целевые показатели 2 млрд выручки в год. Думаю, что по итогам 2021 года это будет основная стратегическая цель.
— Какова география сбыта вашей продукции? Планируете ли экспортироваться или российский рынок способен практически «проглотить» весь производимый объем?
— Прежде всего, мы ориентируемся на внутренний рынок. Наш завод имеет широкую географию сбыта в центральной России. Кроме того, бондарский сыр можно купить во Владивостоке, Новосибирске, Екатеринбурге и в Санкт-Петербурге. Сегодня много поставляем продукции также в северо-западные регионы. Например, в Великий Новгород, Псков, Карелию и Мурманск. В целом, если посмотреть географию сбыта, то наша продукция представлена практически во всех федеральных округах России. У нас есть партнеры, которые занимаются дистрибуцией нашей продукции.
За рубежом сейчас спрос на российскую продукцию не так велик. Поэтому в части экспортных поставок приоритетным направлением рассматриваем страны Ближнего зарубежья. Прорабатываем стратегию выхода на рынок Казахстана.
Считаю, в условиях дефицита молочных продуктов на российском рынке, когда мы имеем высокую себестоимость и высокие цены реализации, ключевой задачей должно оставаться насыщение внутреннего рынка доступной по цене продукцией. Уверен, что в текущих условиях это наиболее важная задача. Предполагать, что на внешнем рынке конкуренция ниже, чем на внутреннем, ошибка.
— Насколько нам известно, на вашем предприятии очень четко выстроена работа с персоналом. Есть проблемы с кадровым дефицитом? Как вам удается привлекать и удерживать высококвалифицированных специалистов?
— Эта проблема сейчас чрезвычайно актуальна. К сожалению, в последние годы престиж на технические специальности сильно упал. Люди перестали учиться на технологов, инженеров пищевых производств. Мы уже не первый год испытываем дефицит в таких кадрах. Поэтому кроме модели работы на предприятии с точки зрения мотивации, мы приняли решение о необходимости расширения географии поиска и привлечения новых специалистов.
Сегодня у нас работают сотрудники, которые приезжают к нам из Белоруссии. Также мы привлекли квалифицированного технолога из Башкирии. Кроме этого, мы постоянно проводит профобучение наших сотрудников. В 2019 году повысили свою квалификацию и получили новые компетенции несколько десятков специалистов. Это помогает решить проблему кадровой «текучки» и увеличить производительность труда.
На предприятии разработана и внедряется система наставничества для новых сотрудников. Предусмотрена программа стажировки для студентов вузов. Стимулируем сотрудников к профессиональному росту. Так, например, многие наши специалисты начинали свою трудовую деятельность на рабочих специальностях. Сегодня это уже мастера, а в будущем может быть и технологи. Они прошли обучение в профильных учебных заведениях. Мы делаем на них ставку.