Инструменты , Черноземье ,  
0 

Андрей Манзюк: «У аграриев должен быть выбор»

Реклама:
Андрей Манзюк (Фото: пресс-служба KUHN Group)
Андрей Манзюк (Фото: пресс-служба KUHN Group)
Руководитель ООО «Кун Восток» (российского представительства KUHN GROUP) Андрей Манзюк — об итогах работы рынка сельхозтехники, отраслевых вызовах и госрегулировании

— Как вы оцениваете итоги 2020 года для рынка сельхозтехники России?

— Сельское хозяйство меньше, чем другие отрасли и экономика РФ в целом пострадало от пандемии коронавируса. По итогам года по разным оценкам рост сельхозпроизводства составил порядка 3%, что во многом стало возможным благодаря рекордному урожаю, беспрецедентно высокими ценами на зерновые и целому спектру федеральных и региональных субсидий. Это, в свою очередь, позволило аграриям получить дополнительный доход, который они направили в том числе на обновление парка сельхозтехники, потому что качественная техника и технологии — это инвестиции в будущее. Итоги года показали, что российские аграрии начали очень взвешенно подходить к выбору сельхозмашин, они считают общую стоимость владения техникой, смотрят на стоимость расходных материалов, доступность и профессиональность сервисных служб дилеров и производителей, наличие запасных частей на складах и т.д. Поэтому, несмотря на волатильность национальной валюты, которая напрямую повлияла на покупательскую способность и локдауны в Европе, Северной и Южной Америке, продажи ведущих иностранных производителей, в том числе KUHN, в России выросли. На мой взгляд, результаты могли быть еще лучше, но смещение сроков производства и изменения логистических цепочек по всему миру повлияли на сроки поставки техники в Россию.

— Какие вызовы, на ваш взгляд, стоят перед отраслью в 2021 году?

— Если говорить о сельхозпроизводстве в целом, то есть определенные риски, связанные с урожаем озимых. По сравнению с концом 2020 года прогноз урожая зерновых немного улучшился — до 76 млн тонн. Но по сравнению с прошлым годом, когда мы получили 86 млн тонн, — это не очень много, поэтому падение валового сбора станет одним из ключевых факторов, которые окажут существенное влияние на рынок в этом году.

Второй важный момент — это дополнительное государственное регулирование, которое в последнее время усилилось.

Во-первых, речь идет о введении экспортных пошлин на зерновые. С 15 по 28 февраля вводятся пошлины на пшеницу — 25 евро за тонну, с 1 марта по 30 июня она будет удвоена — до 50 евро за тонну, также будут введены пошлины на ячмень и кукурузу — 10 евро/т и 25 евро/т соответственно. Размеры этих пошлин будут действовать в рамках квоты в 17,5 млн т. Все, что будет экспортировано сверх этого объема, подлежит обложению 50% пошлиной от таможенной стоимости, но не менее 100 евро за тонну. А с 1 июня в России речь идет о введении «плавающей» пошлины на экспорт пшеницы, которая может составить до 70% от мировой цены после вычета $200 за тонну. При таких пошлинах, очевидно, что покупательская способность российских аграриев сократится, они будут больше тратить на ремонт и восстановление старой техники, чем на приобретение нового, пусть даже более высокоэффективного и высокопродуктивного агрегата.

Во-вторых, планируемое необоснованное резкое повышение коэффициента расчета размера утилизационного сбора, которое приведет к резкому увеличению самого утилизационного сбора на все самоходные машины, которые фермер использует в сельхозпроизводстве: тракторы, комбайны, погрузчики, кормоуборочные комбайны, самоходные опрыскиватели и т.д. На текущий момент речь идет об увеличении сбора в два-три раза, что неизбежно повлечет за собой повышение стоимости машин минимум на 10%. Это также серьезно повлияет на рынок. Кроме того, время введения сбора было выбрано очень неудачно, поскольку большинство техники, которую в этом году импортируют в Россию, находится под контрактами с конечными потребителями. Если уж вводить такие изменения, то надо делать это взвешено, осторожно, с привлечением профессионального отраслевого сообщества и до начала агросезона. В условиях, когда продуктивность российского сельхозпроизводства находится на этапе развития и аграрии работают над повышением рентабельности, было бы правильнее отказаться от планов повышения утилизационного сбора в 2021 году. Этот налог сделает покупку высокопроизводительной импортной техники, которая является необходимым условием для роста урожайности, недоступной большому числу фермеров.

Ну, и, наконец, в-третьих — государственная поддержка инвестпроектов в сельском хозяйстве, условия по которой в части прицепной техники в этом году планируют значительно ужесточить. Изменения, которые готовят к внедрению, предполагают прогрессивный рост уровня локализации производства начиная с 2021 года с 30 до 90% в течение пяти лет. В среднесрочной перспективе достигнуть уровня локализации производства прицепной сельскохозяйственной техники в 90% не представляется возможным, даже в 50% — очень сложная и труднореализуемая задача. Все дело в том, что в России не создан рынок качественных компонентов и запчастей, в 2021 году лишь планируется запуск программы поддержки производителей компонентов. Нужны годы для того, чтобы производство и предложение компонентов вышло на необходимый качественный уровень, который удовлетворит потребности уже существующих производственных площадок иностранных производителей. При этом уже в 2021 году от инвесторов ожидается 50% уровень локализации! Мы считаем, что такой шаг является пагубным и идет в разрез с государственной стратегией по привлечению инвестиций, так как введение подобных изменений сводит на нет мотивацию иностранных инвесторов размещать производство в России. Когда мировой лидер в области производства прицепной сельскохозяйственной техники — KUHN Group — принимал решение о строительстве завода в России, мы анализировали потенциал рынка, уровень государственной поддержки и необходимый уровень локализации, который до последнего времени составлял 30%, чтобы возврат инвестиций имел какие-то реально обозримые сроки.

Кроме неподъемного процента локализации, его прогрессивный рост (планируется ежегодный рост процента локализации в течение пяти лет) начинается с 2021 года. В этом случае для всех существующих производителей условия одинаковые. Но в то же время, для всех новых производственных проектов требования по проценту локализации будут отличаться и зависеть от того, в каком году будет запущено производство. Соответственно, с каждым годом требуемый процент локализации будет расти, и на старте производства к инвесторам, запустившим производственные площадки, к примеру, в 2021 и в 2022 будут применены разные требования по проценту локализации, что ставит их в неравные условия.

Совместно с Ассоциацией Европейского бизнеса AEB и Союзом машиностроителей Германии VDMA мы направили предложение привязать рост процента локализации производства к старту инвестиционного проекта, а не к 2021 году.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что сельскохозяйственная отрасль в России переживает стадию развития и нуждается в государственной поддержке и заботе, что наблюдалось до сегодняшнего дня. Очень важно сохранить этот подход и не предпринимать действий, направленных на ее искусственное сдерживание. Как показал период кризисных явлений, этот сектор — один из фундаментов экономики страны. Когда на этапе развития из него умышленно начинают вынимать ресурсы — это никаким образом не стимулирует его развитие. История и мировой опыт показывают, что методы государственного регулирования не всегда самые эффективные, и вся тяжесть их ноши ложится на плечи простых аграриев, которые смогут выстоять, только если будут повышать свою эффективность и производительность. А это возможно лишь за счет использования лучших из доступных технологий, современного посевного материала и средств защиты растений и правильно подобранных технологичных машин. Именно поэтому со своей стороны KUHN Group ни на шаг не отклонилась в проекте строительства производственной платформы в России, запуск которой по плану намечен на сентябрь 2021 года. Компания всегда была и будет готова делиться своей профессиональной экспертизой и всей широтой своих технологий с российскими аграриями, ведь наш успех напрямую связан с успешностью нашего партнера — фермера.
 

Материалы выпуска
Рыночный расклад Господдержка в АПК: победят ли стратегии интенсивного развития
Решения Итоги АПК Черноземья: рекордный год и виды на урожай-2021
Решения Как будет выглядеть АПК будущего: 10 трендов на десять лет
Экспертиза Животноводство Черноземья снова укрепляет свои позиции
Решения Татьяна Антипова: «Сельское хозяйство выступает драйвером экономики»
Решения Александр Шалимов: «Объем экспорта продукции АПК составил $86,9 млн»
Решения Иван Музалев: «Перед нами стоит задача — увеличить экспорт в два раза»
Решения Лидия Бакуменко: «Приоритет — цифровая трансформация АПК региона»
Решения Юлия Щедрина: «Аграрии справились со всеми задачами без сбоев»
Инструменты Андрей Манзюк: «У аграриев должен быть выбор»
Инновации Группа «Черкизово»: 15 лет лидерства в мясной индустрии России
Инструменты Станислав Шаламков: «Мы ориентируемся на внутренний рынок»
Инструменты Евгений Ненашев: «Производители столкнулись с ростом цены кормовой базы»
Инструменты Как повысить рентабельность растениеводства в сложных погодных условиях
Инновации «Беспилотная техника XAG — один из необходимых технологических прорывов»
Содержание
Закрыть