Инновации , Черноземье ,  
0 

Дмитрий Дударев: «ОЭЗ «Липецк» — это окно в Россию для мирового бизнеса»

Дмитрий Дударев (Фото: пресс-служба ОЭЗ ППТ «Липецк»)
Дмитрий Дударев (Фото: пресс-служба ОЭЗ ППТ «Липецк»)
Генеральный директор ОЭЗ ППТ «Липецк» Дмитрий Дударев — о кластерном подходе и перспективах развития рынка логистических услуг в регионе, работе особой экономической зоны в «ковидный» год

Сегодня особая экономическая зона «Липецк» входит в список самых эффективных промышленных площадок России. На ее территории свое производство разместили 65 резидентов с объемом заявленных инвестиций — 178 млрд рублей. В экономику региона инвесторами вложено более 66 млрд рублей. Общий объем реализованной продукции с даты создания ОЭЗ достиг 139 млрд рублей. Создано более 4,7 тыс. рабочих мест.

— Дмитрий Николаевич, с момента нашего последнего интервью прошло чуть больше года. Какие из произошедших за это время изменений в ОЭЗ вы считаете главными?

— Во-первых, за это время в особой экономической зоне «Липецк» появилось семь новых инвесторов. Это одно из главных достижений. Во-вторых, 2020 год был непростым из-за пандемии коронавируса, которая внесла определенные коррективы в работу особой экономической зоны. К сожалению, контакты с потенциальными инвесторами на 90-95% ушли в онлайн.

Зарубежные компании всегда проявляли большой интерес к Липецкой области. Считаю, что ОЭЗ «Липецк» — это «окно в Россию» для мирового бизнеса. Сейчас иностранные инвесторы серьезно ограничены по трансграничному перемещению. Европа находится в более серьезном и глубоком экономическом кризисе, чем Россия. Поэтому мы видим снижение деловой активности среди иностранных инвесторов.

— Все взаимодействие с инвесторами практически перешло в онлайн-формат. Насколько это повлияло на эффективность работы особой экономической зоны?

— По итогам этого года и по количеству резидентов мы сработаем на уровне 2019 года. Вы правильно отметили, онлайн режим внес ощутимые изменения в процесс принятия решений об инвестировании.

В работе с инвесторами большую роль играет личное общение. Когда к нам приезжали потенциальные инвесторы, они своими глазами могли увидеть, на каком высоком уровне организована работа в ОЭЗ, насколько развита инфраструктура, что уже создано. Решения принимались намного быстрее. Сейчас этап рассмотрения и выбора затягивается на более долгий срок. Люди вынуждены сравнивать разные промплощадки на бумаге, а на бумаге они все одинаковые.

— По оценкам Министерства экономического развития РФ, в этом году экономзона признана лучшей в стране. Чем можно объяснить рост интереса инвесторов к ОЭЗ?

— Да, в этом году мы признаны Министерством экономического развития РФ лучшей экономической зоной в России по показателю эффективности с момента ее запуска. Это означает, что количество созданных рабочих мест, объемы выручки и объемы налогов максимально возможны, по сравнению с теми затратами, которые понес региональный бюджет на создание инфраструктуры.

Действительно, мы обеспечиваем серьезные налоговые поступления для Липецкой области. Только за 11 месяцев этого года предприятия-резиденты ОЭЗ пополнили региональный бюджет в виде налогов на 500 млн рублей, а совокупные налоговые поступления в бюджеты всех уровней со дня создания зоны составили около 4,4 млрд руб. В этом году, несмотря на все кризисные явления, количество новых рабочих мест на ОЭЗ увеличилось почти на 250 человек.

— Вернемся к вопросу об иностранных инвесторах. Во сколько вы оцениваете объем их инвестиций в экономику региона?

— В настоящее время около 60% резидентов особой экономической зоны (от общего количества инвесторов) — иностранные. В частности, успешно реализуют свои инвестиционные проекты компании из Италии, Германии, Бельгии, Японии, Нидерландов, США и ряда других стран. Среди них — ООО «ЙОКОХАМА Р.П.З.», ООО «Бекарт Липецк», ООО «ППГ Индастриз Липецк», ООО «Кемин Индастриз (Липецк)», ООО «Лэм Уэстон Белая Дача», ООО «ПК РАЦИОНАЛ». На текущий момент ими уже вложено более 53 млрд рублей инвестиций. Ожидается, что приток иностранных инвестиций в Липецкую область по итогам 2020 года составит более 2,5 млрд рублей.

— Появятся ли новые проекты с иностранными инвесторами в ближайшее время?

— На Елецкой площадке особой экономической зоны «Липецк» в стадии реализации находятся два проекта — проект международной компании KWS и швейцарской компании Syngenta. Совокупный объем инвестиций оценивается в 2,7 млрд рублей. Также немецкая химико-фармацевтическая компания Bayer ведет проектирование завода по производству средств защиты растений.

— В какие сроки?

— Завод по производству семян сахарной свеклы компании KWS и производство гербицидов компании Syngenta будут запущены в 2021 году. Пуск завода Bayer намечен на первую половину 2023 года.

— Насколько активно идет создание новой инфраструктуры на площадках ОЭЗ?

— В этом году мы провели большую работу по модернизации и строительству инженерной инфраструктуры на площадках ОЭЗ для обеспечения надежного и бесперебойного энергоснабжения предприятий-резидентов. В следующем году планируем приступить к строительству газопровода и подстанции.

Так, два года назад мы пришли к тому, что на Елецкой и Грязинской площадках были выбраны практически все ресурсы по энергоснабжению. Так, на Грязинском участке спроектировано строительство новых сетей газоснабжения мощностью до 40 тыс. кубометров, которые должны удвоить объемы природного газа для резидентов. Проект находится на экспертизе. Думаю, что уже в следующем году мы введем его в эксплуатацию. На Елецкой площадке уже заканчивается проектирование электроподстанции мощностью 40 МВт. Ее пуск, по договору с МРСК, запланирован на середину 2022 года. Сейчас работы идут с опережением графика. Полагаю, что мы запустим станцию в конце следующего года.

— В прошлом году вы рассказывали, что концепцией отраслевого приоритета на Елецкой площадке является развитие агропромышленного кластера. Что уже удалось сделать из задач, которые были поставлены? Какие дальнейшие планы у ОЭЗ по работе с компаниями АПК?

— Елецкая площадка интересна для агропромышленных компаний. Дело в том, что Липецкая область — центр компактного макрорегиона, где производится половина всего объема сахарной свеклы в России и порядка и 20% пшеницы. Поэтому сервисным компаниям, которые обслуживают агрохолдинги, очень удобно располагаться в Липецкой области и в Ельце.

Недавно мы подписали меморандум с компанией АО Фирма «Август» — это один из крупнейших производителей средств защиты растений в России. Они планируют построить распределительный центр из расчета логистического плеча обслуживания их основных клиентов в макрорегионе.

Компании Syngenta и «Шанс Энтерпрайз» (открытие завода состоялось 7 октября 2020 года, — прим. ред.), которые реализуют инвестпроекты по производству средств защиты растений, также подстраивают свою бизнес-модель под обслуживание клиентов в нашем сельскохозяйственном регионе. На данный момент мы ведем переговоры еще с двумя компаниями, которые занимаются логистикой и обслуживанием своих клиентов по агрохимическому направлению. Они также планируют войти на Елецкую площадку.

Считаю, что в будущем Елец станет базой для сервисных компаний, которые будут обслуживать весь наш макрорегион по сельскому хозяйству.

— На ваш взгляд, кроме АПК, какие еще направления могут быть интересны инвесторам?

— Совместно с коллегами из обладминистрации мы проанализировали, какие отрасли являются перспективными для Липецкой области в настоящее время. Выделяем логистику, так как наблюдаем, что в регионе есть определенный провал по логистическим комплексам. Это заметно в сравнении с соседними областями, например, с Воронежской.

— Какие перспективы это открывает для экономики региона?

— Логистика открывает перспективы для товаропроизводителей. Для них важен сбыт и удобство поставок для потребителя. Будет логистический комплекс — будет легче продавать. Развитая логистика и дорожная сеть дадут мощный толчок для формирования промышленности в регионе.

— Есть еще какие-то отрасли?

— Компания EGIDA начала строительство завода по производству пенополиуретана на Грязинской площадке. Будут производить поролон для мягкой мебели. Его дорого транспортировать, даже если поролон упаковывают в вакуум — он все равно остается легким. Надеюсь, что ряд производителей (возможно, мебели и матрасов) также захотят расположиться рядом с заводом и открыть новые производства. Сейчас мы ведем с ними переговоры.

— Каких показателей вы ожидаете по итогам 2020 года?

— Думаю, мы сработаем не хуже, чем в 2019 году. В прошлом году в ОЭЗ пришли восемь резидентов. Надеюсь, что по итогам 2020 года мы еще привлечем семь новых инвесторов.

— Какие задачи вы ставите перед собой на 2021 год?

— Безусловно, эта работа по привлечению новых инвесторов, завершение реализации проектов по обеспечению инфраструктурой Елецкой и Грязинской площадок. То, о чем я уже говорил, проектирование находится на завершающей стадии, теперь нужно построить эти объекты.

В системной работе с инвесторами наша задача — это создание кластеров и кооперационных цепочек между резидентами. Тогда мы сможем говорить инвесторам, что у нас есть участок, рынок сбыта, поставщики, источники сырья, а значит, мы готовы обеспечивать комплексное предложение. В этом направлении мы и работаем.

— Пандемия коронавируса может внести коррективы в эти планы или все процессы уже отработаны?

— На реализацию наших планов пандемия никак не повлияла. Это системная организационная работа. Пандемия влияет на передвижение людей. Поэтому личные встречи мы часто заменяем видеоконференцией.

Что еще важно? Мы регулярно встречаемся с почетным консулом Италии в Липецке Витторио Торрембини, который рассказывает, как себя чувствует итальянский бизнес. Сегодня экономический кризис в Европе глубже, чем в нашей стране. Например, по оценкам экспертов, за время пандемии итальянская экономика потеряла 14 лет развития, немецкая — шесть лет, а российская — два года.

— Как вы считаете, с чем это связано?

— В Европе, особенно в Италии, сфера обслуживания и туризм более развиты, чем в России. Пандемия отразилась на этих отраслях большим падением. Предприятия, которые работают в Италии, сейчас чувствуют себя хуже, чем итальянские предприятия, работающие в нашей стране. Исходя из этого, иностранные инвесторы будут смотреть на Россию как на перспективный рынок сбыта.

Компетенция Антон Иванов: «Нашу модель развития ИЖС можно тиражировать»
Материалы выпуска
Рыночный расклад Андрей Шпиленко: «Отбор кластерных проектов возобновится в 2021 году»
Решения Дмитрий Аверов: «Инвестиции резидентов составили 3 млрд рублей»
Решения Олег Абрамов: «Нет нерешаемых задач!»
Решения «Практически любой проект сегодня может получить финансовую поддержку»
Решения Иван Сафронов: «Диверсификация предприятий обеспечила рост производства»
Инновации Александр Ващенко: «Производственный рост в новых условиях»
Инструменты Денис Голубничий: «Мы вдвое увеличили производство руды»
Инструменты Антон Колпаков: «Мы готовы строить больше»
Инструменты Владимир Поваров: «Нашими разработками активно интересуются за рубежом»
Компетенция Антон Карганов: «Мы меняем стандарты на строительном рынке»
Инновации Дмитрий Дударев: «ОЭЗ «Липецк» — это окно в Россию для мирового бизнеса»
Компетенция Антон Иванов: «Нашу модель развития ИЖС можно тиражировать»
Компетенция Рустам Рамазанов: «Трансюжстрой» становится трендсеттером в стройке»
Решения Витторио Торрембини: «Россия меньше всех пострадает»
Содержание
Закрыть