– Сергей Николаевич, прежде чем мы начнем интервью, позвольте поздравить Вас с высокой государственной наградой – недавно в Кремле Вам вручили Орден Дружбы. Какое значение для Вас имеет это событие?
– Быть удостоенным Ордена Дружбы для меня высокая честь и большая ответственность. Такая оценка государством моей работы ко многому обязывает. Это мощный импульс как в дальнейшей законотворческой деятельности, так и работе в регионе, которая является важной составляющей для членов Совета Федерации. Люди ждут от нас реальных дел и действенной помощи.
– Будучи сенатором от законодательного органа государственной власти – Воронежской областной Думы – Вы представляете в Совете Федерации интересы нашего региона. Под каким знаком прошел для Вас 2019 год? Что было в приоритете?
– Совет Федерации – это российский Сенат, верхняя палата парламента, которая также носит название палаты регионов. Одна из важнейших задач сенаторов – отстаивать интересы регионов на федеральном уровне. Ведь государственная политика должна быть направлена не на какого-то абстрактного человека, необходимо учитывать потенциал и особенности каждого конкретного региона. Как вы знаете, в 2019 году в активную фазу вступила реализация национальных проектов, на территории Воронежской области идет работа по 11 из них. Участие региона в нацпроектах – это возможность существенно улучшить ситуацию в значимых сферах. Для жителей Воронежской области это означает появление современных школ, детских садов, лечебных учреждений, создание комфортной городской среды и жилья, организацию новых рабочих мест. Это огромная и сложная работа, далеко не все идет гладко. В процессе реализации национальных проектов выявляются проблемные места и нестыковки, для ликвидации которых необходимо вносить изменения в действующее законодательство. Совет Федерации уделяет этому самое пристальное внимание.
– Что мешает реализации нацпроектов? Хотя бы несколько примеров.
– Ключевой причиной медленного освоения средств на нацпроекты стали поздние сроки распределения бюджетных средств. Об этом нам доложила Счетная палата. Выводы сделаны, необходимые действия произведены. Федеральный бюджет на 2020-2022 год не только принят раньше обычного, одна из основных особенностей бюджета на ближайшие три года – максимальная прозрачность межбюджетных трансфертов. В результате работы трехсторонней комиссии, в состав которой входят представители Совета Федерации, впервые на 2020 год распределено 94% трансфертов. Регионы – получатели субсидий будут точно знать, какая сумма запланирована на тот или иной период.
В текст закона о бюджете включены новые положения, направленные на обеспечение финансовой поддержки регионов. В частности, распределение иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов утверждается Правительством РФ до 1 января 2020 года – вместо 1 апреля 2020 года, как планировалось изначально при внесении законопроекта в Государственную Думу. До 2029 года продлена реструктуризация задолженности регионов по бюджетным кредитам.
Также серьезные нарекания вызывает несовершенство существующих механизмов контрактной системы: сложные и длительные закупочные процедуры осложняют реализацию нацпроектов. Одна из проблем касается применения системы госзакупок при строительстве и оснащении крупных социальных объектов – школ и детских садов. В соответствии с положениями закона, генеральный подрядчик имеет право возводить само здание, закупать и монтировать только неразрывно связанное с объектом строительства оборудование, но не может укомплектовывать объект так называемым «движимым оборудованием» – мебелью, учебными и развивающими пособиями. Для их приобретения заказчик должен проводить отдельные аукционы, при этом количество контрактов для одного детсада или школы может исчисляться десятками. К сожалению, на практике такое положение дел нередко приводит к срыву запланированных сроков – поставка оборудования, необходимого для образовательного и воспитательного процесса, затягивается, в результате чего завершенные строительством объекты продолжительное время не могут начать работу. Это наглядно продемонстрировал мониторинг исполнения нацпроектов в регионах.
В конце октября под председательством спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко прошли парламентские слушания, сенаторы обсудили острые проблемы применения контрактной системы и высказали конструктивные предложения, которые должны найти свое отражение в законодательстве. Мы не оставим эту тему.
– В 2019 году состоялся переход от долевого строительства к проектному финансированию. Будучи Заслуженным строителем России, Вы прекрасно владеете данными о положении дел в отрасли. Как оцениваете происходящий процесс трансформации?
– Изменение схемы финансирования жилищного строительства назрело давно – ситуация, когда на государственные деньги в массовом порядке приходится достраивать брошенные девелопером объекты и решать проблемы обманутых дольщиков, недопустима. Практика страхования гражданской ответственности застройщика должных результатов не принесла, и необходимость системных изменений стала очевидна.
Механизм эскроу счетов направлен в первую очередь на защиту граждан, при этом строительный комплекс должен обеспечить достижение показателей, установленных президентом – ежегодный ввод 120 млн кв. м жилья к 2024 году. В течение 2019 года в законодательство, регулирующее деятельность строительной отрасли, внесены многочисленные поправки, обеспечившие плавный переход от долевого строительства к проектному финансированию.
Необходимо дальнейшее совершенствование законодательного регулирования строительной отрасли. В том числе требуют решения проблемные вопросы комплексного освоения территорий и развития застроенных территорий, особенно оснащение земельных участков инженерной инфраструктурой. Работа по этим направлениям продолжится в следующем году. Но это тема для отдельного большого разговора.