– Согласно решению правительства, в 2017-2020 гг. в федеральный бюджет будет поступать 3% с налога на прибыль предприятий, а 17% оставаться в региональном бюджете (вместо 2% и 18% соответственно). Тогда федеральная власть обещала значительную часть отнятых у регионов средств направить на их финансовую поддержку. Есть ли какие-то улучшения положения финансового самочувствия Липецкой области? Увеличилось ли число госпрограмм в нужной пропорции?
– Бюджетная политика на следующие три года поможет достигнуть национальных целей развития, поставленных в майском указе президента. Нацпроекты – это прорывные направления, успешная реализация которых поможет улучшению качества жизни человека в 12 сферах, среди которых – демография, здравоохранение, образование, жилье, экология, и другие. Основную нагрузку взял на себя федеральный бюджет.
Правительством РФ принято решение о минимальном софинансировании мероприятий нацпроектов со стороны регионов. Для Липецкой области – это 5%. В целях развития территории регион принимает участие в федеральных госпрограммах. В 2020 году в Липецкую область поступит из федерального бюджета порядка 12 млрд рублей субсидий и иных трансфертов.
– Как Вы оцениваете доходы регионального бюджета в 2019 году? Есть ли данные по расходной части и профициту?
– Все бюджетные параметры области по доходам за отчетный год выполнены. Налоговые и неналоговые доходы исполнены объеме 60,4 млрд рублей, на 104,9% к уточненному плану. Вместе с тем, снижение к уровню 2018 года составило 96,3%. Такая динамика обусловлена уменьшением налога на прибыль за счет изменения мировой конъюнктуры цен на металлопродукцию. По расходам консолидированный бюджет исполнен на 96% к годовому плану. Есть неоплаченные контракты в связи с невыполнением подрядчиками своих обязательств, они будут завершаться уже в текущем году. Год завершен без просроченной кредиторской задолженности, что свидетельствует о полном исполнении всех принятых обязательств.
Дефицит составил 3,87 млрд рублей, и он полностью был профинансирован за счет остатков средств областного бюджета на начало года. Учитывая исполнение бюджета за прошлый год, мы имели возможность сократить государственный долг до 12,6 млрд рублей, что составит 25,9% от налоговых и неналоговых доходов. Благодаря информационным технологиям, мы располагаем всеми данными об исполнении бюджета не только областного, но и всех муниципальных образований в онлайн-режиме. Вся информация размещается на официальных сайтах органов власти и на портале бюджетной системы области.
– Какие направления финансирования в бюджете области стали приоритетными в 2020 году?
– Бюджет области традиционно остается социально-ориентированным. Две трети расходов направлены на государственные услуги для граждан и общества. Одновременно стоит задача борьбы с бедностью через увеличение доходов населения и оказание адресной поддержки семьям с доходами ниже прожиточного минимума.
Предусмотрены ассигнования на повышение оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы и повышение МРОТ, предусмотренных Указом президента России. Увеличена зарплата помощникам воспитателей в детских садах и педагогам в санаториях. С 2020 года Липецкая область реализует пилотный проект по борьбе с бедностью. Это дополнительные меры поддержки малоимущих через социальный контракт. Из бюджета выплачивается пособие для преодоления трудной жизненной ситуации, на переобучение, в период поиска работы или на открытие собственного дела.
Качественные дороги – признанный драйвер роста экономики. В связи с увеличением отчислений в региональный бюджет от уплаты акцизов на ГСМ (горюче-смазочные материалы, – прим. ред.) и дополнительными средствами из федерального бюджета увеличен объем дорожного фонда области – в 2020 году это 9,1 млрд руб. Средства правительства РФ направлены на продолжение строительства мостового перехода в п. Новая Жизнь, мостового перехода в г. Ельце, второй очереди дороги «Восточный обход промышленной зоны г. Липецка».
– Вы, как человек, возглавивший финансовое управление еще в 1993 году и имеющий за плечами немалый опыт, согласны с распределением консолидированного бюджета? Или есть видение того, как можно было бы эффективнее его распределить и переиначить отдельные статьи?
– Во-первых, надо многое сделать для увеличения доходной базы и областного и местных бюджетов. Это и налоговая политика, и улучшение администрирования, и координация деятельности всех заинтересованных органов. Проводится комплекс мероприятий, в том числе с населением по вовлечению в налоговый оборот объектов недвижимости в целях формирования баз данных по объектам капитального строительства, оказывается содействие в оформлении прав собственности. Это помогло пополнить доходы бюджета области и получить гранты за высокий темп роста налоговых доходов на протяжении ряда лет. Только за последние 10 лет доходная часть бюджета области увеличилась в два раза и достигла 60 млрд руб.
Областной бюджет на ближайшие три года сбалансирован и обеспечивает безусловное исполнение всех принятых расходных обязательств. Выдержаны все требования бюджетного законодательства. Уверен, бюджетная сеть региона будет стабильно функционировать, а население получит все установленные меры соцподдержки.
Другое дело – бюджет развития. То есть, строительство новых объектов или инженерной инфраструктуры, поддержка реального сектора экономики. Здесь уже приходится расставлять приоритеты. В соответствии с концепцией правительства будущее за инициативным бюджетированием, то есть при выборе направлений бюджетных расходов необходимо учитывать мнение населения. Такую практику мы реализуем в последние годы.
Особо остановлюсь на организации проведения закупочных процедур, как инструменте повышения эффективности, сокращения бюджетных расходов, снижения коррупционных составляющих. Липецкая область занимает второе место в ЦФО по эффективности контрактной системы. В результате проведения закупок на конкурентной основе только в 2019 году была достигнута экономия бюджетных средств в объеме 9% от первоначальной цены. А сэкономленные средства учреждения смогли направить на улучшение качества и доступности оказываемых услуг.
– Как взаимодействуют бизнес и власть в Липецкой области сегодня? Какие обозначились тенденции?
– Взят курс на модернизацию экономики, развитие бизнеса, активное привлечение инвестиций. Для этого установлен комплекс преференций и постоянно совершенствуется региональное законодательство. Например, для региональных инвесторов работает пониженный налог на прибыль – 10%, для начинающих предпринимателей – налоговые каникулы. По 33 видам хоздеятельности у налогоплательщиков есть возможность снизить налог до 70% на ту же прибыль, если расходы были связаны с модернизацией. Для субъектов МСП работают пониженные ставки в размере 5% и 10%. А также вычет в размере 150 кв. м площади объектов малого бизнеса, в отношении которых налог исчисляется от кадастровой стоимости, для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы.
Предусмотрена и господдержка в виде субсидий на возмещение различных затрат предпринимателей. На 2020 год предусмотрено 600 млн руб. на предоставление субсидий малому бизнесу, кооперативам и малым формам хозяйствования на селе. На поддержку предприятий агропромышленного комплекса – 4,2 млрд руб.
– Как Вы оцениваете площадки с особыми экономическими условиями, ту же ОЭЗ ППТ «Липецк»? Сколько предприятия, расположенные на этой территории, обеспечивают поступлений в региональную казну?
– На территории ОЭЗ «Липецк» успешно реализуют свои инвестиционные проекты более 60 компаний, в том числе зарубежные – из Италии, Германии, Бельгии, Японии, Нидерландов, США, Швейцарии, Китая, Израиля, Украины, Польши и Республики Корея. Резидентами зоны вложено инвестиций на сумму более 65 млрд руб. и создано более 4 тыс. рабочих мест с достойной зарплатой и соцпакетом.
Чтобы улучшить производительность и повысить конкурентоспособность продукции, предприятия, работающие в особой экономической зоне, внедряют инновации и новые подходы к производству, системы с применением lean-технологий.
Резидентам ОЭЗ «Липецк» предоставляются существенные льготы по уплате ряда налогов, в том числе налога на прибыль и транспортного налога сроком до 10 лет. При этом есть определенная отдача и сейчас – с момента создания зоны в территориальный бюджет резидентами ОЭЗ «Липецк» уплачено более 2 млрд руб. налогов. Из года в год ожидается увеличение поступлений в бюджет от инвесторов, работающих в нашем регионе.
– Какие перспективы развития Липецкой области Вы видите, как главный финансист?
– Это повышение конкурентоспособности, стимулирование приоритетных отраслей, эффективное развитие бизнеса и привлечение инвестиций. В бюджетной сфере основные усилия по-прежнему будут направлены на увеличение доходов регионального бюджета, повышение эффективности расходов и сокращение госдолга области. Рейтинговые агентства постоянно отмечают с положительной стороны проводимую бюджетную политику в регионе, взвешенное управление долгом и ликвидностью. Минфин РФ оценил состояние долговой устойчивости Липецкой области положительно.
Немаловажный момент – продолжение политики цифровизации. В течение шести лет в регионе поэтапно внедряли и модернизировали единую систему управления бюджетным процессом, создан соответствующий портал. Сейчас переходим на централизованные технологии бухгалтерского учета. Создается единое пространство бухгалтерского учета для всех участников государственного сектора области – ЕЦИС, которая позволяет бесшовную интеграцию (без выгрузки и загрузки данных) с системой планирования, исполнения бюджета и составления консолидированной отчетности Липецкой области.