Группа компаний «Олимп Здоровья», в которую на данный момент входят три клиники, в уходящем году анонсировала строительство новых объектов. Один из крупнейших в России реабилитационных центров дополнит перечень оказываемых медицинских услуг до полного цикла – от превенции и диагностики до лечения и реабилитации. О том, легко ли инвестировать в медицину и зависеть от менталитета пациентов, РБК Черноземье рассказали инвестор Александр Соловьев и председатель совета директоров ГК «Олимп Здоровья» Наталья Соловьева.
«Задачи перед нами ставят сами пациенты»
– С какими цифрами ГК «Олимп Здоровья» завершает этот год?
Наталья Соловьева: В общей сложности за год к нам обратились более 42 тысяч пациентов, которые в совокупности посетили наши клиники 116 тысяч раз, то есть в среднем на одного пациента пришлось около 3-4 визитов. Такое количество пациентов и повторных обращений говорит не только о высоком уровне лояльности, но и о доступности наших услуг. Более 100 семей наблюдаются у нас по договору комплексного медицинского обслуживания. Численность группы компаний составила более 500 сотрудников, из которых более 350 – штатный персонал. Успешно выстраиваем систему постоянного взаимодействия с ведущими специалистами России и Европы. В нашем активе – более 20 визитов и совместных мероприятий с докторами лучших российских клиник и Европейской ассоциации предиктивной, превентивной и персонализированной медицины (EPMA), институциональными членами которой мы стали в сентябре этого года. Осенью начала работу профессорская клиника, в которой ведут прием ведущие врачи профессорско-преподавательского состава ВГМУ им. Н.Н. Бурденко.
– Что в статистике работы центра для Вас как для инвестора оказалось неожиданным?
Александр Соловьев: Вопреки нашим ожиданиям, до сих пор самая низкая посещаемость в Центре семейной медицины – в педиатрическом отделении. А ведь частота нарушений здоровья у детей постоянно увеличивается. Одно из исследований состояния здоровья детей показало, что количество практически здоровых детей не превышает 10%, а у значительной части детей (около 70%) имеются множественные функциональные нарушения. Детская превентивная медицина – та задача, которую нам предстоит решать более активно.
Не вышло на оптимальную загрузку оборудование для немедикаментозного лечения и реабилитации, хотя преимущества лечения без «химии» и инвазивных процедур переоценить сложно. Не буду скрывать, мы столкнулись и с издержками государственного «поточного» здравоохранения среди врачебного персонала. Предусмотренную продолжительность консультации и приема в 45-60 минут многие врачи сначала сочли избыточной. Но практика показала, что для наших целей – не просто разобраться с сиюминутной проблемой, но и выявить возможные предпосылки серьезных заболеваний, создать у человека мотивацию заботиться о себе, это – оптимальное время. Таких масштабов небрежного отношения пациентов к своему здоровью тоже не предвидели. Один пример – ежегодно несколько тысяч женщин только в Воронежской области ложатся под нож с диагнозом рак молочной железы. А у нас простаивает уникальный низкодозовый цифровой маммограф – всего 50-60 пациенток в месяц. При этом стоимость исследования составляет полторы тысячи рублей и доступна для большинства женщин. Для сравнения – во Владимире такое исследование проходят 40-50 женщин в день. Подобных примеров, к сожалению, много.
– Большинство пациентов по-прежнему приходит к врачу по факту болезни? К какой доле профилактических визитов Вы стремитесь?
Наталья Соловьева: Предложили пациентам новый подход к лечению и сохранению здоровья – превентиную, профилактическую медицину – и понимаем, что он найдет своих приверженцев не сразу. С предупредительной целью к нам обратились почти треть пациентов. У 15% из них выявлены различные нарушения здоровья. В результате люди получили шанс не доводить ситуацию до развития серьезной патологии. В наших планах нет конкретного показателя – сколько профилактических приемов мы должны провести. Наша задача информировать пациентов о необходимых профилактических мерах, методах диагностики, донести до них простую истину – предупреждение и профилактика всегда проще и дешевле лечения!
– Что изменилось в клинике под влиянием новых данных о пациентах?
Александр Соловьев: Поиски более эффективных организационных форм работы привели к появлению в «Олимпе Здоровья» профильных центров с междисциплинарным подходом и командой из нескольких опытных врачей. В ноябре начал работу пятый по счету центр – центр управления болью, и первые результаты его работы обнадеживают. Научное руководство коллективом на общественных началах принял Алексей Данилов, исполнительный директор Ассоциации междисциплинарной медицины, доктор медицинских наук, руководитель центра «Управление болью» и заведующий кафедрой нервных болезней ИПО Первого МГМУ им. Сеченова. Задача-максимум, поставленная им на перспективу, – создать на базе нашей клиники показательный центр управления болью в России.
«Инфополе вокруг медицины заряжено негативом»
– Многие врачи в числе причин, по которым россияне неохотно обращаются к докторам, отмечают растущее недоверие к медицине и недовольство коммерциализацией отрасли. Согласны ли Вы с тем, что медицина переживает репутационный кризис?
Наталья Соловьева: Думаю, что период, когда коммерциализацию медицины общество переживало достаточно остро, уже позади. Сейчас по данным Фонда «Общественное мнение» 39% россиян готовы платить за медуслуги, даже имея бесплатную альтернативу, а среди людей в возрасте 31-45 лет этот показатель еще выше – 43%. А вот кризис доверия еще не преодолен, и этому есть несколько причин. Инфополе вокруг медицины буквально заряжено негативом – мы говорим и пишем только о плохом. И самое важное – мы очень пассивны в отношении своего здоровья. Для многих медицина остается доктороцентричной услугой, в которой только врач отвечает за конечный результат. Но именно пациент является главным источником знаний о своей болезни, и его роль в постановке правильного диагноза нельзя недооценивать. К тому же успех лечения зачастую зависит не только от точности диагноза, но и от того, на какой стадии заболевания он поставлен. А как часто мы откладываем визит к врачу? Так что, пока мы не примем на себя ответственность за свое здоровье, не научим этому своих детей, не начнем сотрудничать с врачами в деле его сохранения, существующее положение вряд ли кардинально изменится.
Александр Соловьев: Для изменения менталитета действительно необходим длительный период, годы. Государство должно занять проактивную позицию в этом вопросе. В некоторых странах Европы, если человек несвоевременно проходит обследование и диспансеризацию, государство лишает его медицинской страховки. Радикально, но эффективно. Но диспансеризация не должна быть формальностью – она должна отвечать существующим проблемам. Зачем нам, к примеру, всеобщее прохождение флюорографии? Не туберкулез – главная угроза современному человеку, а рак и болезни сердца. Чтобы их обнаружить, «беглого» визита к терапевту недостаточно, а поверхностный подход к диспансеризации может принести не пользу, а вред.
«Многопрофильная клиника – не самый доходный, но самый эффективный формат»
– Несмотря на все сложности, динамика частных вложений в здравоохранение продолжает расти. Медицина остается инвестиционно привлекательным направлением?
Александр Соловьев: Сегодня важнее не абсолютные цифры инвестиций в медицину, а их гармоничное распределение по всем направления здравоохранения во избежание перекосов. Например, лучевая диагностика была одним из пионеров коммерческого здравоохранения, в это направление активно вкладывались, и в итоге у нас в Воронеже сегодня 48 аппаратов МРТ. Для города такое количество – избыточно, а в большинстве случаев – это еще и устаревшее оборудование, которое нельзя модернизировать.
А сколько у нас стоматологических клиник? А вот многопрофильных центров – единицы, причем не только в Воронеже, но и по стране в целом. При этом эффективность усилий одного или нескольких даже очень компетентных врачей небольшой клиники несравнима с той помощью, которую человек может получить от нескольких десятков специалистов, сообща работающих на одну задачу – помочь пациенту. Поэтому мы и пошли по пути создания многофункциональных клиник, хотя это не самый доходный формат.
«Развитие рынка ДМС могло бы способствовать повышению доступности медуслуг»
– Доступность является сегодня одной из ключевых проблем при оказании медицинских услуг. Как Вы ее решаете?
Наталья Соловьева: С точки зрения частной медицины, доступная медицинская услуга – это своевременная и качественная услуга, отвечающая, в том числе, и финансовым возможностям пациента. И хотя клиники ГК «Олимп Здоровья» работают в разном ценовом сегменте, наши требования к профессионализму медицинского персонала, оборудованию и, соответственно, качеству оказания медицинских услуг одинаковы.
Постоянно работаем над повышением квалификации наших врачей, изучением новых методов лечения, диагностики и возможностей медицинского оборудования. В нашей клинике используется уникальное оборудование, и выполняются исследования, отсутствующие в других частных клиниках нашего и соседних регионов, а некоторые – и в государственных.
Говоря о доступности частной медицины, нельзя не отметить, что в России остается практически неразвитым добровольное медицинское страхование физическими лицами. По оценкам страховых компаний, по ДМС застрахованы около 10% населения, тогда как в развитых странах эта цифра достигает 80-90%. Развитие рынка ДМС несомненно способствовало бы повышению доступности медицинских услуг.
«Для эффективной конкуренции нужна консолидация медицинского сообщества»
– Вы много раз подчеркивали, что Ваши клиники не соперничают с государственным здравоохранением. Между тем объем коммерческих услуг в государственном сегменте неуклонно растет. Вы по-прежнему не видите в них конкурента?
Александр Соловьев: Это очень неоднозначный вопрос. Мы действительно не конкурируем с бюджетной медициной, а стараемся дополнять ее. По договору с облздравом мы, в том числе, берем на себя развитие тех направлений, которые недостаточно представлены в государственной системе здравоохранения. Думаю, что граница между коммерческой и государственной медициной должна проходить более четко, потому что к той форме, которую принимает коммерциализация государственной медицины, есть много вопросов. Как, к примеру, понять существующий подход, когда один и тот же врач, в одном и том же кабинете оказывает и бесплатные, и платные услуги? Какой принцип этот системы? Если государство обеспечивает бесплатное здравоохранение, то не должно и навязывать платные услуги.
– А как складываются Ваши отношения с клиниками из коммерческого сегмента?
Наталья Соловьева: Сегодня большинство частных клиник в Воронеже конкурируют в ценовом сегменте. ГК «Олимп Здоровья» по ряду причин такая конкуренция не интересна. К тому же ценовой подход никак не коррелирует с профессионализмом, не всегда дороже – значит лучше, и наоборот. А для эффективной многоплановой конкуренции, как ни парадоксально это звучит, нужна консолидация врачебного сообщества. Медицинские услуги принципиально отличаются тем, что цель медицинского учреждения – не «заполучить» к себе пациента, а помочь ему. И если интересы больного требуют направить его на обследование в другую клинику, потому что только там есть соответствующее оборудование или нужный специалист, то врач, который давал клятву Гиппократа, обязан это сделать, даже если это идет вразрез с коммерческими интересами его клиники. Но при том, что у нас есть действительно уникальное для региона оборудование, пациенты приходят к нам по рекомендации других докторов не часто.
Александр Соловьев: Говорить о добропорядочной конкуренции на рынке, учитывая, например, наличие белых и серых схем менеджмента в разных клиниках и как следствие – разные принципы ценообразования, пока преждевременно. Даже если инвестор нацелен на минимальные цены, он обязан предусмотреть в себестоимости и сроки окупаемости, и амортизацию оборудования, и зарплату врачам, иначе предприятие ждет банкротство. Центр семейной медицины «Олимп Здоровья» не достиг пока нулевой рентабельности, то есть не окупает текущие расходы, но уже заплатил более 80 млн налогов и страховых взносов в бюджет. Это делает нас привлекательным налогоплательщиком, но в конкурентной борьбе приводит лишь к удорожанию наших услуг. Хотя в пересчете на врачебное время консультации наших специалистов оказываются зачастую выгоднее. По большому счету, пациент не обязан знать все тонкости менеджмента, которые формируют стоимость услуги. Но проблема в том, что, если их отбросить, остается не так много объективных критериев для оценки пациентом качества работы клиники. Ведь оценить профессиональный уровень врачей пациенту довольно сложно. Мы всегда сможем обосновать свой диагноз и назначения перед другими профессионалами в любых спорных ситуациях, в том числе благодаря практике видео- и фотодокументирования проводимых процедур. Но пациент – не профессионал, и только время покажет ему, насколько грамотно действовал доктор. Поэтому выработка прозрачных и понятных критериев для оценки качества оказания врачебной помощи – одна из основных задач медицинского сообщества. Выскажу непопулярную мысль, но жесткая ответственность за врачебные ошибки, халатность или гипердиагностику должна стать частью этих критериев. Врач, который сомневается в своем диагнозе, должен быть заинтересован в том, чтобы пациент получил лучшее из возможных исследований и лечений. Интересы пациента должны быть превыше всего.