– Текущий год выдался насыщенным для строительной и дорожной отрасли региона. Как Вы охарактеризуете его основные итоги? Что из запланированного удалось сделать, и какие задачи ставите на 2020 год?
– Текущий год для строительной и дорожной отрасли Белгородской области стал выдающимся на результаты. В регионе реализована самая масштабная по объему финансирования программа капитальных вложений – 14,5 млрд руб. было направлено на строительство и ремонт объектов социальной инфраструктуры и почти 22 млрд руб. на дороги.
В этом году приступили к строительству многофункциональной спортивной арены на 10 тыс. мест. Были введены в эксплуатацию два крупных проекта – школа на тысячу мест в микрорайоне Разумное-54 и образовательный комплекс в микрорайоне Новая жизнь на 200 учеников и 200 дошкольников.
Сейчас идет строительство за счет федеральных средств четырехполосной трассы к Прохоровскому полю, а также возведение нового музейного комплекса, призванного увековечить подвиг тружеников тыла в годы ВОВ. Общая площадь объекта составит почти 5,5 тыс. кв. м. Это уникальный исторический проект, аналогов которому в России нет.
В 2020 год в регионе планируется построить и отремонтировать 367 социальных объектов. На эти цели будет направлено порядка 18 млрд руб.
– Вы упомянули о многофункциональной арене. В связи с введением санкций WADA строительство объекта будет завершено, как и планировалось?
– Да. Сегодня строительство арены полностью обеспечено финансированием. В этом году объем капитальных вложений составил 1,26 млрд руб., в 2020 году предусмотрено еще более трех млрд руб. Планируем, что к концу следующего года объект будет сдан. Это единственный в Черноземье комплекс подобного уровня.
– А что касается сопутствующей инфраструктуры?
– Сегодня детально прорабатывается вопрос реконструкции улицы Щорса. Изначально работы планировались в районе строящейся арены. Однако позже совместно с горадминистрацией было принято решение о перепланировке улицы полностью. Новым проектом предусмотрено и строительство выделенных полос для общественного транспорта.
Отмечу, что в начале года губернатором Евгением Савченко принято решение о создании новой инфраструктуру для общественного транспорта. Уже сегодня принят целый ряд мер.
В поселке Северный идет строительство нового автотранспортного предприятия на 600 автобусов. Это будет единый комплекс со станциями техобслуживания и парковочными местами, где будет обслуживаться весь подвижной состав, работающий на маршрутах Белгородской агломерации.
Создана Единая транспортная компания, которая выступает единым регоператором пассажирских перевозок на территории агломерации. В следующем году планируется полный переход на безналичную оплату проезда. Уже сейчас более 60% пассажиров пользуются картой.
– Белгородская область по оценкам Минтранса России признана лучшей по реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Расскажите, пожалуйста, о ходе реализации проекта в регионе.
– Нацпроект БКАД – реальная помощь в реализации тех задач, которые стоят перед регионом. В этом году в области отремонтировано 107 объектов общей протяженностью 139 км на сумму 1,7 млрд руб., из них – 1,2 млрд руб. федеральный бюджет. Мы первые в России, к 15 июня, завершили реализацию мероприятий нацпроекта. Как нам это удалось? Мы заранее подготовили проектно-сметную документацию, провели торги. Это позволило нам своевременно и успешно выполнить все показатели программы.
– Нацпроект предполагает внедрение инновационных технологий. Как этот вопрос решается в регионе? Насколько активно в Белгородской области идет цифровизация дорожной и транспортной отрасли?
– В регионе действует трехлетняя программа по развитию интеллектуальных транспортных систем. На первом этапе был решен вопрос весогабаритного контроля транспортных средств, собраны данные пунктов весового контроля, метеостанций, камер фото- и видеофиксации в региональном центре обработки данных. В этом году на региональной сети установлено 450 камер. Полноценная интеллектуальная транспортная система заработает уже к концу 2021 года. Эта система даст возможность в режиме реального времени получать данные о транспортных потоках, которыми в дальнейшем мы сможем управлять.
– С 2017 года в регионе реализуется проект «Новая жизнь» по обеспечению доступным жильем молодых специалистов. Как бы Вы оценили результаты проекта, и насколько он важен для региона?
– Проект «Новая жизнь» разработан по инициативе губернатора. Механизм программы предусматривает приобретение квартир по себестоимости. Для домов первой очереди стоимость одного квадратного метра – от 38 тыс. рублей. Жилье предоставляется в рассрочку на пять лет.
За два года в рамках проекта построено и введено в эксплуатацию 20 многоквартирных домов в Белгороде общей площадью 55 тыс. кв. м. Сегодня проект перешел в новый формат – ИЖС. В 2020 году будет построено 123 индивидуальных дома в микрорайоне Дубровка (Белгородский район), а также шесть многоквартирных домов третей очереди в микрорайоне Новая жизнь в Белгороде.
– Как развивается рынок жилья в Белгородской области сегодня?
– В этом году белгородский рынок жилья показал рост почти 4% относительно прошлого года. Введено в эксплуатацию более 1,15 тыс. кв. м жилья, из них 980 тыс. кв. м – индивидуального. Несмотря на скепсис, который высказывали противники проектного финансирования, и отказа от «долевки», строительный рынок в регионе не только не упал, а наоборот вырос.
– В этом году губернатор Евгений Савченко подписал распоряжение о новой дорожной карте по решению проблем обманутых дольщиков. Каким образом региональные власти выполняют поставленную задачу?
– Сейчас в регионе осталось только два проблемных объекта долевого строительства в Старом Осколе и Белгороде. Строительство первого объекта планируем завершить уже до конца этого года. Достройка второго в ближайшее время не предполагается из-за отсутствия инвестора. Сегодня идут судебные заседания в региональном арбитраже по включению дольщиков в реестр требований кредиторов. Ожидаем, что после вынесения решения суда, дольщикам будут предоставлены квартиры во введенных домах других застройщиков, либо денежные компенсации.
– Сейчас в России активно формируется запрос на управленцев нового поколения. Как Вы считаете, оправдывает ли себя современный тренд на технократов? Относите ли Вы себя к данному типу? Что для Вас является ключевым индикатором эффективности Вашей работы?
– Главную оценку нашей работе, прежде всего, должны давать жители региона. Если говорить о современном типе управленцев, мне очень нравится выражение Германа Грефа: «Современный руководитель должен сочетать в себе три качества – творческий подход, системное мышление и способность довести начатое дело до конца». Я бы к этому добавил еще четвертое – умение работать в команде.