От первого лица , Черноземье ,  
0 

Вадим Бабушкин: «Аграрное образование — тренд последних лет»

Реклама:
Вадим Бабушкин (Фото: Оксана Власова)
Вадим Бабушкин (Фото: Оксана Власова)
Ректор Мичуринского государственного аграрного университета Вадим Бабушкин — о роли аграрного образования в современном мире, новых студентах, влиянии цифровизации на АПК и перспективах развития вуза

— Приемная кампания 2021 года завершена. Расскажите, каковы ее результаты в аграрном вузе Тамбовской области? Насколько сегодня активно желание молодежи связать свою жизнь с агропромом?

— Сейчас еще продолжается приемная кампания — 2021 в Мичуринском ГАУ для заочников. А вот для очников уже завершилась, и с 1 сентября на учебу вышли 994 первокурсника. Результат достойный, но не будем забывать, что современная молодежь очень прагматична. Вне зависимости от юного возраста она хорошо представляет перспективу аграрной отрасли региона и страны. Пандемийный период окончательно расставил точки над «i» и показал всю ценность производственной и перерабатывающей сфер, особенно в продуктовом сегменте. Учредитель Мичуринского ГАУ — Министерство сельского хозяйства РФ. Под руководством министра Дмитрия Патрушева ведется работа по модернизации сферы сельского хозяйства: активно обновляется материальная база, особое внимание уделяется современным технологическим решениям, связанным с компьютерными технологиями, интернетом вещей, автоматизацией и роботизацией. Развитие российского аграрного образования тоже в приоритете!

Мичуринский государственный аграрный университет в последнем рейтинге Минсельхоза РФ (за 2020 год) из 54 сельскохозяйственных вузов страны поднялся на 14 место. В ближайшее время планируем войти в десятку лучших. В нашем регионе и АПК, и сельскохозяйственное образование развиваются форсированными темпами. По урожайности сельхозкультур регион из года в год ставит очередные рекорды, в эксплуатацию вводятся новые мощности по переработке сырья, увеличивается количество крестьянских (фермерских) хозяйств, получивших господдержку. В части образовательной сферы по инициативе и при поддержке губернатора, Минсельхоза России и с привлечением финансирования от наших производственных партнеров в вузе лицензировано направление подготовки ветеринарии, открыта кафедра зоотехнии и ветеринарии с ветеринарным госпиталем. Это сегодня очень важно для Тамбовщины, так как зоотехники и ветеринары на вес золота.

Фото: пресс-служба Мичуринского государственного аграрного университета
Фото: пресс-служба Мичуринского государственного аграрного университета

Жители региона хорошо себе представляют сферу современного агропрома, а также уровень заработной платы в нем, который сегодня достаточно высок. Все это перевешивает стрелку весов у абитуриентов в пользу аграрного образования. Прошло время, когда сельское хозяйство было не модным, сегодня оно ассоциируется с перспективностью, уверенностью, достатком, а главное — с современными технологиями и достойной оплатой труда. Аграрное образование — это тренд последних лет.

По словам министра сельского хозяйства России Дмитрия Патрушева, в ближайшие годы термин «аграрное образование» станет синонимом «инновационного образования», поскольку современное сельское хозяйство — один из наиболее динамично развивающихся секторов российской экономики, готовый активно внедрять новые технологии.

— Если говорить в целом об аграрном образовании в России, что сегодня представляют из себя современные образовательные технологии в АПК?

— Расскажу на примере нашего университета, хотя тенденции схожи по стране. Пандемия проверила все вузы на прочность, а главное — на готовность работать и передавать подрастающему поколению знания благодаря новым формам в условиях динамичного века. Времени на раскачку не было, все происходило очень быстро. Перевести почти восемь тысяч студентов на дистанционную форму обучения — это дорогого стоит. Чтобы мы не ждали от современности, но в образовательном процессе традиционны два участника: педагог и студент. Причем первый наиболее важен, ведь именно он является ретранслятором и базовых, и новых знаний, которые передаются молодым людям. Часто говорю, что традиционная форма обучения не может быть замещена другими без потери качества. Это классика! Современные веяния и технологии хороши, но заменить основу они не могут. В этой связи базовые образовательные формы остаются прежними: лекции, семинары, коллоквиумы, практические занятия, учебная и производственная практики. А вот материальная база, на которой они реализуются, претерпевает серьезные изменения: интернет, компьютерные технологии, лабораторное оборудование и прочее. Все это дает потрясающие результаты. Мир активно развивается, и все что в нем есть нового, образовательная сфера умело использует.

Все наши перспективные проекты и задумки реализуются в рамках нацпроектов «Образование», «Наука и Университеты», «Цифровая экономика». Приведу два примера. Сейчас на базе университета работает Центр развития современных компетенций детей, в котором на государственные средства создана суперсовременная инфраструктура, нацеленная на то, чтобы в рамках дополнительного образования обучать школьников таким направлениям как: IT, робототехника, промышленный дизайн, биологическая экспертиза и др. Подрастающее поколение на уникальном оборудовании реализует перспективные проекты, которые регулярно становятся победителями всероссийских конкурсов и фестивалей. Эти дети затем поступают в университет, а их научные исследования получают новый виток развития благодаря профессорско-преподавательскому составу и уникальной лабораторной базе.

Фото: пресс-служба Мичуринского государственного аграрного университета
Фото: пресс-служба Мичуринского государственного аграрного университета

Второй пример. Мичуринский ГАУ — один из лидеров в России по созданию клоновых подвоев яблони. Селекционный процесс, как мы знаем, занимает несколько лет. В университете совместно с партнерами разработан комплекс виртуальной реальности «Селекция яблони», который в режиме «здесь и сейчас» позволяет увидеть и оценить результаты работы с плодовыми деревьями.

Еще одно важное сегодня направление — разработка онлайн-курсов. Они в век мобильного интернета дают возможность получать необходимые знания вне зависимости от места нахождения человека. Это современно и перспективно! У университета уже несколько таких онлайн-курсов, и они рассчитаны на широкую общественность: от дачника до садовода. Это и питомниководство, и технологии продукции питания функционального назначения, и виноделие, и другие.

А все же одним из основных в деле подготовки молодых кадров остаются выездные занятия на передовые предприятия региона и страны, где студенты изучают передовой опыт, знакомятся с современными технологиями, используемыми на производстве. В Мичуринском ГАУ эта работа проводится на протяжении многих лет. Одно из последних предприятий, которое посетили наши обучающиеся Плодоовощного института им. И.В. Мичурина — новый завод в Елецком районе Липецкой области, где производятся средства защиты растений.

— Изменились ли запросы работодателей в последнее время? Каких выпускников они хотят видеть у себя, с какими компетенциями? В каких специалистах сегодня есть острая потребность?

— Не изменились. Выражение «кадры решают все!» остается актуальным и сейчас. Работодателям по-прежнему нужны лучшие из лучших. И они готовы идти на многое ради привлечения молодых профессионалов. Производственники сегодня разнообразны в деле поиска лучших специалистов. Они и стипендии выплачивают студентам, и конкурсы проводят, и оплачиваемые стажировки организуют, и на экскурсии приглашают. Почти всем руководителям сегодня нужны специалисты «под ключ».

Наш университет уделяет повышенное внимание развитию сотрудничества с работодателями. Систематически организуются встречи с представителями производства и бизнеса в университете, ежегодно проводится ярмарка вакансий. Представители предприятий тесно общаются с будущими специалистами, презентуют свои предложения и условия трудоустройства, обмениваются контактами, проводят тестирование, приглашают на стажировки. Мы стараемся, чтобы уже в процессе обучения у студентов вуза сложилась картина современного рынка труда. Это существенно помогает молодым специалистам адаптироваться в социально-экономических условиях и найти применение своим знаниям и навыкам.

К примеру, совсем недавно наша студентка четвертого курса проходила производственную практику, а вернулась с предприятия с предложением занять одну из двух вакантных должностей на выбор. И еще до защиты выпускной квалификационной работы устроилась на работу. Сегодня трудится агрономом участка зерновых культур в крупном агрохолдинге. И такие примеры у нас не единичны.

Садоводы, агрономы, агроинженеры, ветеринары, зоотехники, инженеры, педагоги — это неполный перечень специалистов, в которых есть повышенная потребность, особенно в сельской местности. И еще раз повторю, что уровень заработной платы очень достойный.

На днях мы открыли в стенах вуза очередную специализированную аудиторию совместно с компанией «Фитомаг». В ней студенты могут проводить различные исследования, в том числе по определению зрелости и качества плодов и др. Это фирменное образовательное пространство стало девятым в линейке классов, сделанных нашими производственными партнерами. Такая тенденция говорит о заинтересованности работодателей в том, чтобы с технологиями, которые специалисты применяют на предприятии, студенты знакомились еще в учебном заведении.

Фото: пресс-служба Мичуринского государственного аграрного университета
Фото: пресс-служба Мичуринского государственного аграрного университета

— Будущее АПК неразрывно связано с цифровизацией. Каким видите внедрение цифровых технологий в программу подготовки кадров?

— Во-первых, на данный момент в университете проводится работа по открытию направления подготовки, связанного с цифровизацией в агропромышленном комплексе. Конкретизировать пока нет необходимости, запустим — все расскажем. А пока коллективу предстоит еще много работы.

Во-вторых, наши студенты и ученые проводят различные исследования, связанные в том числе с цифровизацией агропрома.

Будучи студентом инженерного института, Артемий Коротков выиграл грант Всероссийского конкурса «УМНИК — Цифровая Россия. Москва». Сегодня молодой человек уже в статусе магистранта продолжает свои исследования, связанные с формированием кроны и выявлением болезней плодовых деревьев с помощью гаджетов. Он совместно с преподавателем Сколтеха Марией Пукальчик разрабатывает два мобильных приложения. Первый — для мониторинга состояния кроны плодовых деревьев, второй — для выявления болезней яблони и определения форм ее лечения. Молодая команда придумала алгоритм, позволяющий определять, насколько правильно формируется плодовое дерево, и какими заболеваниями оно подвержено. В основе разрабатываемых алгоритмов — технология искусственного интеллекта, а в основе методики — сравнение изображений растения со специально собранной фотобазой крон и заболеваний плодовых культур (более 3 тысяч снимков).

На территории научно-образовательного центра им. В.И. Будаговского вузовские исследователи заложили тест-полигон «Умный сад» с очень плотной схемой посадки плодовых деревьев. Основная цель — увеличение урожайности с одного гектара за счет размещения большего количества деревьев. Задача — отработать методы ухода за растениями и оценить возможность эксплуатации подобного сада в промышленных условиях. Речь также идет о программно-аппаратных средствах управления, что помогут оперативно получать, передавать, хранить и обрабатывать информацию о состоянии сада. Более того, для работы в таких узких междурядьях нужна и совершенно другая техника, над созданием которой также трудится коллектив университета.

А совсем недавно Сколтех, с которым вуз на протяжении последних лет ведет тесное взаимодействие в сфере проведения исследований по цифровизации процессов в растениеводстве и садоводстве в рамках консорциума «Технологии беспроводной связи и интернета вещей», предоставил нашим ученым цифровое оборудование для мониторинга в плодовых садах. Оно будет использовано для обучения студентов и расширения перечня проводимых исследований по получению актуальных данных из плодового сада в дистанционной форме на территории тест-полигона «Умный сад».

Фото: пресс-служба Мичуринского государственного аграрного университета
Фото: пресс-служба Мичуринского государственного аграрного университета

— Для подготовки молодых кадров очень важна производственная база для отработки теоретических знаний на практике? У вуза есть такие возможности?

— Университет располагает своим учебно-исследовательским тепличным комплексом, в оперативном управлении вуза находится несколько тысяч гектар земли, на которой ежегодно выращивается озимая пшеница, подсолнечник, ячмень и др. Отдельных слов заслуживают экспериментальные поля, где ученые проводят исследования в области растениеводства, выводят новые сорта зерновых культур.

В этом году по предложению Минсельхоза России начата процедура объединения университета с АО «Учхоз-племзавод «Комсомолец». Разработана комплексная программа развития учхоза и модернизации отдельных отраслей производства, определены мероприятия по развитию производственной базы предприятия, образовательной и научно-инновационной деятельности в рамках интегрированной структуры. Программа предполагает значительные инвестиции на приобретение основных средств, главным образом техники и оборудования. В этой связи учхоз станет площадкой и для ведения учебного процесса в условиях производства, практического обучения слушателей, выполнения экспериментальной научно-исследовательской работы и апробаций научных разработок сотрудников Мичуринского государственного аграрного университета.

Материалы выпуска
От первого лица Артем Белов: «Молочная отрасль продолжит свое динамичное развитие»
Компетенция Николай Тагинцев: «Импорт продукции АПК в регион снизился в 1,8 раза»
Компетенция Юлия Щедрина: «АПК региона и сегодня уверенно смотрит в будущее»
Компетенция Корней Биждов: «Страхование от ЧС будет востребовано в малом бизнесе»
Компетенция Сергей Юдин: «Сельскому хозяйству нужны чемпионы»
Инновации Сергей Карпеев: «Отрадно, что наши аграрии смотрят на передовые решения»
Компетенция Вячеслав Пачин: «Акцент правительства направлен на развитие отрасли АПК»
Инновации Андрей Манзюк: «Своевременность — тренд следующего года»
Бизнес-кейс Экономика данных в сельском хозяйстве: проблемы перехода
Практика Ольга Федорова: «Люди — самый ценный капитал в АПК»
Практика Вадим Ерыженский: «По зерновым мы примерно на уровне 2020 года»
Бизнес-кейс Беспилотная техника XAG: кейс от агрономов
Инновации Ирина Шулипина: «Работаем над улучшением технологии производства яблок»
Компетенция Рустам Хафизов: «Сельское хозяйство проигрывает в битве за абитуриентов»
Практика Сергей Простатин: «Наблюдаем серьезную погодную турбулентность»
Содержание
Закрыть