— Как чувствует себя отечественный рынок сельхозтехники в 2021 году? Можете отметить магистральные тенденции?
— В 2021 году, как и в прошлом году, рынок сельскохозяйственной техники показывал рост по всему миру. Глобальный рынок сельскохозяйственной техники вырос на 15%, а это внушительный прирост в сравнении с динамикой прошлых лет. Россия, как важный участник глобального рынка, не стала исключением. Высокий урожай 2020 года и беспрецедентно высокие мировые цены на зерновые и масличные создали условия и возможности для аграриев инвестировать в технику и технологии.
В целом, на мой взгляд, рынок сельскохозяйственной техники России мог вырасти еще более значительно, но имели место и сдерживающие факторы, которые оказали свое влияние на покупательную способность аграриев и рынок в целом. Традиционно для России — это большой парк технологически устаревших сельскохозяйственных машин, низкое использование современных агротехнологий, низкая производительность труда и культура производства, а также низкая эффективность использования земель. Кроме того, на эти проблемы наложились еще особенности текущего сезона. Во-первых, это погодные катаклизмы, которые имели значительное влияние на урожай и урожайность во многих регионах-житницах России — в Черноземье, на Юге и в Поволжье. Во-вторых, рост себестоимости агропроизводства вследствие роста цен на основные ее составляющие: семена, удобрения, средства защиты растений, кормовые добавки, топливо, аренду земли, а также скачек стоимости металла, который спровоцировал рост цен на все, где он используется как сырье, в том числе на технику, запасные части и компоненты. В-третьих, пошлина на экспорт зерновых и масличных вносит свои коррективы в формирование доходной части агрария, одновременно с ростом себестоимости агропроизводства значительно сокращая инвестиционные бюджеты на покупку техники.
Кроме того, мировой рынок производства компонентов, в том числе сельскохозяйственной техники, пребывает не в лучшем состоянии: и в 2020, и в 2021 годах производители остро ощущали их дефицит и часто несвоевременность поставок. Конечно, это сказывалось на сроках производства и поставок сельскохозяйственной техники. Мы в «Кун Восток» ощутили это на своем рынке в меньшей степени, так как совместно с нашими партнерами — официальными дилерами Kuhn — заранее подготовились к сезону и постарались осуществить заказы техники в более ранние сроки. Аналогично поступили и с заказами на сезон 2022. В единичных случаях с потенциальными задержками мы старались реагировать заблаговременно: находили индивидуальные решения для аграриев, предоставляли подменные машины для работы в поле до момента поставки заказанной машины, искали и поставляли машины с других рынков — использовали все варианты решений для выполнения своих обязанностей в срок.
В нынешних условиях своевременная поставка техники стала одной из ключевых задач для производителей, поэтому мы призываем наших партнеров-аграриев заранее думать об инвестициях и заблаговременно размещать заказы. Считаю, что своевременность — это тренд следующего года.
— В октябре в Воронежской области открыли первый завод Kuhn Group в России. Какие результаты можете отметить для себя уже сейчас?
— Kuhn является крупнейшим игроком глобального рынка сельхозтехники, поставляющим продукцию более чем в 100 стран мира. Однако если ранее вектор развития группы был направлен на американский и европейский рынки, ориентируясь в первую очередь на их потребности, то сегодня мы активно развиваемся в восточном направлении, охватывая Россию, Украину, Казахстан и другие страны СНГ. Сегодня Россия для Kuhn — это самый важный и приоритетный рынок развития. Уверены, что в последующие 20-30 лет она будет играть главную роль в производстве продуктов питания, а также обеспечивать производственную и продуктовую безопасность всему миру, учитывая ее потенциал и земельные ресурсы.
Мы долго готовили проект локализации производства в России. С 2010 года в компании начались переговоры о его реализации, в то время как строительство удалось закончить в рекордные полтора года. Учитывая масштабы производства и пандемию, это является отличным показателем.
Площадь многофункциональной производственной платформы в Рамонском районе составляет 12500 кв. метров и включает в себя производственные линии, склад хранения готовой продукции и склад хранения запасных частей с использованием современных систем хранения и логистики запчастей, профессиональный учебный центр, офисные помещения, шоу-рум с экспозицией. Кроме того, 10 га земли отведены под испытательный полигон для демонстрации техники в работе и реализации агропроектов.
— Как преодолевались пандемийные ограничения в процессе строительства? Какие-то коррективы в проект приходилось вносить?
— Никаких изменений не вносили — утвержденный проект был успешно реализован в согласованные сроки с генподрядчиком. Всплеск стоимости металла никаким образом не повлиял на бюджет стройки, это еще раз подтверждает правильность выбора сроков строительства.
— Когда планируете приступить ко второй очереди? Какие мероприятия она будет включать?
— Пока сложно говорить, какими будут сроки реализации второй и третьей очередей проекта, и еще сложнее определить, что они будут включать. Рынку сельхозтехники свойственно цикличное развитие: например, пять лет подъема, потом — спад. Основная задача на сегодня — делать технику доступнее для аграриев и планомерно расширять производство. Сейчас занимаемся обеспечением необходимой загрузки производства, поиском подрядчиков комплектующих среди местных производителей. Это очень важный технический момент, потому что производимые поставщиком компоненты должны соответствовать жестким стандартам Kuhn.
— В каких выставках удалось поучаствовать в этом году?
— Мы уделяем большое внимание маркетингу и ивент-менеджменту. Они являются частью нашей стратегии, согласно которой компания Kuhn должна стать лидером рынка прицепной и навесной сельскохозяйственной техники России в условиях высокой конкуренции. Мы должны вести себя на рынке активно, ведь даже самые высокотехнологические решения не продадут себя сами, нужно раскрыть их потенциал, показывать конкурентные преимущества. Поэтому ежегодно совместно с дилерами Kuhn организовывает и принимает участие только в России более чем в 350 мероприятиях. Этот год не стал исключением, в моменты послаблений ограничительного режима, мы принимали участие во всех федеральных и региональных выставках, на днях поля в большинстве регионов России, в клиентских и научных семинарах. Среди них можно отметить выставку Agros в Москве, в рамках которой подписали знаковое соглашение с «Росагролизингом» и вся линейка самоходных кормосмесителей и ленточных валкообразователей Kuhn была включена в программу льготного финансирования как уникальные машины. В дальнейшем в рамках выставки «Агроволга» в Казани мы подписали дополнительное соглашение, расширив линейку техники крупнопакующими тюковыми пресс-подборщиками. Среди других крупнейших выставок я бы отметил «Агрокомплекс» в Уфе и в Воронеже, «Золотую Ниву» в Усть-Лабинске, сейчас активно готовимся к выставке «Югагро», которая будет проходить в Краснодаре, в декабре планируем принимать участие в форуме «Молоко России». Однако, как показывает практика, самым эффективным решением остается демонстрация техники клиентам в работе, поэтому в 2021 провели и в 2022 году продолжим федеральные демотуры наших высокопродуктивных машин.
— Расскажите о планах на 2022 год.
— Наша основная задача — обеспечить рост продаж и сделать так, чтобы российские фермеры ощутили все преимущества от техники, которая произведена в России компанией Kuhn. Среди них — развитие и совершенствование производственных процессов в части поиска лучших поставщиков компонентов среди местных производителей, углубление локализации, расширение линейки производимой техники, разработка привлекательных инструментов финансирования, в том числе с использованием программ регионального субсидирования и льготного финансирования. Кроме того, необходимо найти возможности для удовлетворения высокого спроса российских аграриев на высокоэффективные машины Kuhn и обеспечить своевременную поставку агрегатов и запасных частей.
Особый фокус внимания направим на развитие дилерской сети Kuhn в России: будем усиливать присутствие в тех регионах, где пока представленность нашей техники была недостаточной, повышать уровень компетенций сервисных служб и отделов продаж, в том числе за счет обучения в новом тренинговом центре и т. д. В целом наша стратегическая задача к 200-летию Kuhn Group и одновременно к 20-летию «Кун Восток» — стать лидером рынка сельскохозяйственной техники России. Для этого необходимо реализовать нашу стратегию, адаптировать и представить аграриям новые широкозахватные высокопродуктивные машины для рынка страны, создать условия для их конкурентоспособности, расширить представительство дилерской сети и совместно с дилерами обеспечить их динамичное продвижение. Это сложная и амбициозная цель, над которой предстоит работать всем в компании в ближайшие годы. Но я уверен, что для команды Kuhn она выполнима.
От себя хочу пожелать всем аграриям в 2022 году хорошей погоды, высоких урожаев и цен на их продукцию, выбирайте надежных и сильных партнеров.