Практика , Черноземье ,  
0 

Ольга Федорова: «Люди — самый ценный капитал в АПК»

Реклама:
Ольга Федорова (Фото: пресс-служба ГК «Русагро»)
Ольга Федорова (Фото: пресс-служба ГК «Русагро»)
Директор по персоналу и организационному развитию ГК «Русагро» Ольга Федорова — о проблеме кадрового обеспечения АПК и о том, как холдинг привлекает молодых специалистов в условиях дефицита

— Исторически сложилось, что сельскохозяйственная отрасль в России не самая привлекательная для талантливой молодежи. Почему так происходит?

— Действительно, в аграрных вузах не так много талантливых студентов, как например, в юридических или финансовых университетах. Во многом это связано со стереотипами, сложившимися в обществе еще в XX веке. В представлении большинства молодых людей сельское хозяйство — это отсталая и не современная отрасль, где до сих пор используют ручной труд. А между тем, мало кто знает, что сегодня АПК находится на передовой в цифровой трансформации. Уже сейчас в отрасли происходит активное внедрение новых современных технологий — на полях работают дроны, низкоорбитальные спутники следят за посевами. Беспилотная техника это не будущее, а уже реальность.

Ольга Федорова: «Люди — самый ценный капитал в АПК»

Конечно, мы заинтересованы в перспективных молодых специалистах и начинаем их готовить буквально со школьной скамьи. Четыре года подряд наша компания реализует образовательный проект для школьников «Ростки будущего». В 2020 году в рамках программы почти 6,6 тысяч детей из 125 школ прошли профориентационные занятия «Агрогений». Программа знакомит молодых людей с профессиями, напрямую связанными с агробизнесом.

— Насколько сегодня сложно привлекать молодых специалистов в АПК? И как компания выходит из положения?

— Регулярно проводим различные встречи со студентами — дни карьеры и экскурсии на производстве. В этом году для будущих сотрудников компания «Русагро» выпустила новый рекламный ролик о стажировках в агрохолдинге. Решили отойти от привычной концепции и сделали видео, которое отвечает на запросы современной молодежи — карьерный рост, корпоративная культура и использование современных технологий. В ролике главный герой — будущий руководитель стажеров рассказывает о задачах, возможности реализовывать свои идеи, преимуществах работы в агрохолдинге, а также предлагает стать членом нашей команды роста.

Кроме того, несколько лет в компании успешно работает стажерская программа, в рамках которой молодые специалисты и выпускники могут учиться у ведущих специалистов в своей области. Также мы тесно взаимодействуем с региональными учебными заведениями. Совместно с ними реализуем программы, построенные по принципу дуальной системы обучения, где полученные знания студенты будут отрабатывать на практике в агрохолдинге. Так, ежегодно у нас проходят стажировку в среднем порядка 150 студентов, а практику около 400 человек.

— «Русагро» концентрируется на нескольких бизнес-направлениях. Где сегодня острее стоит проблема дефицита квалифицированных кадров?

— Почти 80% производственных площадок «Русагро» находятся в сельской местности, где существует острый кадровый дефицит. Не секрет, что сейчас активно идет процесс урбанизации населения. Разумеется, это негативный тренд, особенно для АПК. Многие стремятся уехать в мегаполисы для того, чтобы повысить качество своей жизни. Поэтому наша задача — создать необходимые условия для проживания в сельской местности. Комплексно заботимся о комфорте своих работников: обеспечиваем стабильной работой, помогаем развивать инфраструктуру на территориях присутствия компании, повышаем качество образования на селе.

«Русагро» — это вертикальный интегрированный агрохолдинг, который состоит из пяти бизнес-направлений: сахарное, молочные продукты, мясное, масложировое и сельскохозяйственное. Что касается конкретных профессий, то сегодня есть дефицит специалистов разных категорий. Например, в мясном направлении нахватает зоотехников, работников мясопереработки, операторов. В сахарном и масложировом производстве — слесарей, а в растениеводстве — механизаторов.

— Основные активы компании расположены в Белгородской, Тамбовской, Воронежской, Курской и Орловской областях. Что вы можете сказать о кадровом потенциале регионов Центрального Черноземья?

— Если говорить о Белгородской и Воронежской областях, то здесь мы не видим серьезного кадрового голода как в других регионах Центрального Черноземья. Наибольшее количество наших производств расположено в Тамбовской области, и именно здесь мы испытываем сложности с подбором персонала. Регион входит в так называемый черный треугольник, где урбанизация и отток населения составляют максимальное значение.

— Сегодня одним из ключевых трендов в АПК — новые требования к качеству персонала в условиях цифровой трансформации. Как в компании ориентируется на современные тенденции при подборе кадров?

— «Русагро» является одним из лидеров цифровой трансформации в АПК и соответственно наши сотрудники должны владеть цифровыми компетенциями. В прошлом году обеспечили всех механизаторов смартфонами, где установлены рабочие программы, с помощью которых они могут управлять техникой, а также отслеживать все технологические процессы.

Кроме того, для всех 20 тысяч сотрудников открыт доступ к курсам системы дистанционного обучения: в 2020 году их число составило более 450. Также в компании действует институт внутренних наставников и тренеров. Это более 1,4 тысяч профессионалов, которые передают свои знания и опыт молодым специалистам.

Благодаря усилиям компании по поддержке развития своих сотрудников во время пандемии мы расширили онлайн-форматы обучения. В результате количество пройденных человеко-курсов достигло более 42 тысяч.

Развивать цифровые навыки сотрудников помогают и наши корпоративные мероприятия. В 2020 году впервые в компании прошел онлайн-фестиваль спорта и семейных ценностей «Честные игры Русагро». Это 21 день активной программы и 115 прямых эфиров. В нем приняли участие более 6,4 тысяч человек, в этом году их количество уже превысило 10 тыс. человек. Фестиваль был признан лучшим корпоративным онлайн-мероприятием года в России по версии премии «Золотой пазл».

В прошлом году также впервые провели онлайн стратегическую конференцию «Интеллект. Эволюция», которую посмотрели более 800 активных участников.

— В этом году компания завершила масштабную трансформацию HR-процессов. Чем объясняется необходимость внедрения данного проекта? Сколько времени занял процесс его внедрения? Какими результатами вы уже можете поделиться?

— Действительно, в этом году завершили проект по трансформации HR-процессов и полностью перешли на единую цифровую платформу. Текущая система управления персоналом уже не способна была удовлетворить растущие запросы в части удобства пользования, полноты функционала и возможностей для развития сотрудников. До этого данные о персонале хранились и обрабатывались сразу в нескольких программах, что, естественно, затрудняло доступ менеджеров и самих сотрудников к информации. Поэтому внедрив облачное решение SAP SuccessFactors, смогли не только устроить данные недостатки, но и кардинально улучшить качество предоставляемых персоналу сервисов и информации. Теперь все HR-процессы централизованы и действует единый цикл управления персоналом.

За счет оптимизации процессов и структурированного подхода к работе с HR-данными топ- менеджеры получили единую точку для коммуникации со всеми сотрудниками холдинга, а руководители подразделений эффективный инструмент для управления персоналом. В том числе они смогут в любой момент времени получать полную информацию о своей команде, заниматься развитием сотрудников, оценивать их эффективность и т.п. Также система предусматривает возможность использовать мобильную версию, в том числе и сотрудниками компании. Например, они могут оформить заявку на отпуск в онлайн-формате без посещения офиса.

По сути, облачное решение позволяет сформировать цифровой профиль каждого сотрудника, а также создавать систему оценки эффективности и улучшения HR-процессов. Недавно наш проект цифровой трансформации HR завоевал золото в номинации «Люди — самый ценный капитал» ежегодной премии SAPValueAward.

— А как персонал отреагировал на нововведение? Столкнулись ли вы с сопротивлением со стороны сотрудников?

— Безусловно, любые нововведения не сразу воспринимаются позитивно. Но, постепенно мы приучили наших сотрудников ежедневно пользоваться системой. И они по достоинству ее оценили. Сегодня для них доступно более 40 HR-сервисов на единой платформе.

У нас появилась возможность, например, гибко вести процессы найма и поиска кандидатов, а также влиять на это с точки зрения качества управления. Смогли ускорить процесс адаптации и обучения новых сотрудников. Еще до вхождения в команду компании стажер может получать доступ к образовательным курсам. Самое главное, что во время пандемии система обеспечила быстрый и безболезненный переход на удаленный формат работы. Сотрудники могли получить любую HR-услугу онлайн без необходимости приезжать в офис.

— Какие еще новые цифровые инструменты в HR-процессах планируете применять?

— В настоящее время ведем работу по настройке электронного модуля обучения сотрудников. В 2021 году инициирован проект по внедрению инструментов предикативной аналитики, которые позволят нам существенно оптимизировать процесс и качество управленческих решений.

Сейчас внедряем чат-боты для быстрого поиска кандидатов, а также на их платформе развиваем образовательную базу для того, чтобы сотрудники могли оперативно получать доступ к нужной в работе информации. В рамках проекта цифровизации в этом году запускаем последний большой блок по переходу на цифровой документооборот в части управления персоналом.

— «Русагро» достаточно успешно реализовала проект по созданию бренда работодателя. Как именно создавался такой образ? Какие инструменты помогают вам в этой работе?

— Компания ведет проект по продвижению бренда работодателя уже пять лет. К его реализации приступили в первую очередь с исследования наших целевых аудиторий. На основе полученных данных сформировано ценностное предложение, чем «Русагро» отличается от своих конкурентов, и какие карьерные возможности открываются для соискателей в компании.

Для повышения популярности бренда работодателя разработана креативная концепция и HR-брендбук, внесен ряд изменений в HR-процессы внутри компании, а также создана стратегия продвижения компании на рынке труда.

Отмечу, что в рамках этой работы мы не только трансформировали систему внутренних коммуникаций, но и начали активно заниматься привлечением всех аудиторий. Сейчас у нас есть собственный карьерный сайт, брендированные страницы на «работных» порталах и в социальных сетях. Также запустили серию рекламных кампаний для молодежи. Благодаря этому сегодня «Русагро» входит в топ-3 самых привлекательных работодателей среди российских агропромышленных компаний и в топ-50 лучших работодателей России по оценке авторитетного рекрутингового сервиса HeadHunter.

Практика Вадим Ерыженский: «По зерновым мы примерно на уровне 2020 года»
Материалы выпуска
От первого лица Артем Белов: «Молочная отрасль продолжит свое динамичное развитие»
Компетенция Николай Тагинцев: «Импорт продукции АПК в регион снизился в 1,8 раза»
Компетенция Юлия Щедрина: «АПК региона и сегодня уверенно смотрит в будущее»
Компетенция Корней Биждов: «Страхование от ЧС будет востребовано в малом бизнесе»
Компетенция Сергей Юдин: «Сельскому хозяйству нужны чемпионы»
Инновации Сергей Карпеев: «Отрадно, что наши аграрии смотрят на передовые решения»
Компетенция Вячеслав Пачин: «Акцент правительства направлен на развитие отрасли АПК»
Инновации Андрей Манзюк: «Своевременность — тренд следующего года»
Бизнес-кейс Экономика данных в сельском хозяйстве: проблемы перехода
Практика Ольга Федорова: «Люди — самый ценный капитал в АПК»
Практика Вадим Ерыженский: «По зерновым мы примерно на уровне 2020 года»
Бизнес-кейс Беспилотная техника XAG: кейс от агрономов
Инновации Ирина Шулипина: «Работаем над улучшением технологии производства яблок»
Компетенция Рустам Хафизов: «Сельское хозяйство проигрывает в битве за абитуриентов»
Практика Сергей Простатин: «Наблюдаем серьезную погодную турбулентность»
Содержание
Закрыть