— Как вы в целом можете охарактеризовать текущую ситуацию на рынке страхования сельхозпроизводителей? Какие основные тренды можно выделить?
— Последние два года мы наблюдаем достаточно устойчивый рост. Чем он вызван? Сказывается влияние нескольких факторов, первый из них — дает результат постоянное внимание со стороны Министерства сельского хозяйства РФ, Центрального Банка, Национального союза агростраховщиков. Второй — изменения в закон, которые внесли пару лет назад: возможность страхования с разнообразной агроподдержкой, к которой мы относим возможность выбора рисков и франшиз. Третий — мы наблюдаем рост доверия между страховщиком и страхователем в целом, появилось понимание необходимости в страховании.
К основным трендам могу отнести рост количества застрахованных площадей, количества договоров, участие средних и мелких предприятий наравне с крупными агрохолдингами. Также последние несколько лет наблюдаем серьезную погодную турбулентность, что тоже стимулирует обращаться аграриев к страхованию. Подключаются новые регионы, видим, что количество компаний на рынке, занимающихся данными программами, тоже растет. Конкуренция — положительный рыночный маркер.
— Что для рынка означает внедрение дополнительной программы субсидируемого агрострахования от чрезвычайных ситуаций? Почему касается только посевов?
— Я уже сказал о наличии погодной турбулентности, которую наблюдаем. Количество опасных явлений действительно повышается. Они возникают даже в тех регионах, которые раньше не попадали под этот перечень. Вырастает вероятность катастрофических рисков, которые, в свою очередь, могут повлиять на устойчивость, с точки зрения экономики, того или иного хозяйства. В данном случае внедрение программы страхования на случай чрезвычайных ситуациях в какой-то мере закрывает этот вопрос.
Именно посевы подвержены влиянию опасных природных явлений. В страховании животноводства тоже существует кумуляция рисков, но она в меньшей степени зависит от погодных явлений. В 80% случаев причины гибели — заболевания сельскохозяйственных животных.
— Что изменится с введением законодательных новаций в части страхования посевов от ЧС? Насколько система сформирована для реальной работы, в том числе в плане готовности подзаконной нормативной базы?
— Там целый набор новаций, важно, что конкретно мы будем называть «страховым событием». В данной программе — это объявление чрезвычайной ситуации в регионе. Предусматривается минимальный набор документов, необходимых для страхования и получения выплат, более того, для получения страховой выплаты не нужно дожидаться получения статистических данных по результатам сбора урожая. Другой важный момент — размер субсидий: в существующей программе он составляет 50/50, а в новой программе — 80/20, где большая часть оплачивается государством, а меньшая — сельхозтоваропроизводителем. Также в осуществлении этой программы агростраховщиками используется в полной мере данные космониторинга. Теперь регулировать тот или иной убыток проще.
Система готова для старта, мы надеемся, что часть программы озимого сева уже подпадет под действия новой программы. В полной мере это коснется уже яровой кампании.