— С начала сельскохозяйственного сезона в России произведено более 490 тыс. тонн свекловичного сахара, что на 7% ниже уровня прошлого года, в связи с поздним началом сезона переработки сахарной свеклы в Центральном и Приволжском федеральных округах из-за неблагоприятных погодных условий и низкого качества сахарной свеклы. Производственные показатели «Продимекс» имеют схожую динамику?
— Да, у нас схожее отставание. Несмотря на это, мы прикладываем все усилия, чтобы добиться хороших показателей: растениеводческие предприятия Черноземья ГК «Продимекс» успешно завершили работы на своих полях в текущем сезоне. Своевременная подготовка позволила вести сбор в оптимальные сроки и нужными темпами, вся техника на полях в хорошем состоянии и нужном количестве. Стресс у растений в этом году вызывала жаркая и сухая погода летом, что и повлияло на урожайность сахарной свеклы.
— Вами завершена уборка зерновых культур, подходит к концу уборка сахарной свеклы. Можно ли подводить промежуточные итоги этой кампании?
— По зерновым мы примерно на уровне 2020 года — более 1,5 млн тонн зерновых. Благодаря благоприятным погодным условиям уборка шла беспрерывно: к 14 августа удалось закончить работы на территории всего черноземного макрорегиона. Учитывая масштабы гибели посевов озимой пшеницы в зимне-весенний период и необходимость их пересева, предприятиям холдинга удалось получить достойный урожай ярового ячменя и яровой пшеницы. Озимая пшеница ожидаемо показала урожайность несколько ниже средних значений. По свекле подводить итоги еще рано.
— Каким образом за 2021 год вам удалось укрепить позиции на сахарном рынке при условии сдерживания цен?
— За счет нашей стабильности, которая обеспечивается высоким техническим уровнем производства и нашим представительством во всех секторах сахарного рынка, в том числе, в странах ЕАЭС.
— Кроме того, ваша компания является участником меморандума против «перегрузки» на дорогах. Как оцениваете эффективность этой меры? Считаете ли вы себя социально-ответственным бизнесом?
— Мера, безусловно, важная, мы ее поддерживаем, хоть и соблюдать выдвинутые требования очень непросто в силу разных обстоятельств, не зависящих от нашего желания.
Проблема меморандума и ограничений, которые он диктует, в следующем: разная сельхозпродукция имеет разную удельную плотность и, соответственно, вес. Поэтому, когда мы привлекаем тысячи машин, перевозчикам наносится на внутреннюю поверхность бортов отметка максимального уровня, исходя из усредненного показателя. И получается, что, например, пшеница с высокой влажностью превышает вес — и тогда мы рискуем нарваться на штрафы, просто потому, что она тяжелее. А ячмень, который намного легче, мы «недозагружаем», что увеличивает себестоимость наших перевозок. Этот момент не урегулирован.
— На каких площадках агрокомплекса по территории Черноземья ведется активное техническое перевооружение?
— Основное внимание было направлено на Золотухинский завод в Курской области, там запущено оборудование по сиропной фильтрации, но основные инвестиции планируются на 2022 год. Кроме того, на этой площадке продолжается строительство мелассохранилища емкостью 32 тыс. тонн. Сегодня оплачено оборудование, его изготовлением занимаются подрядные организации. Поставка на завод ожидается в марте 2022 года, монтаж и пуск запланированы в июле 2022 года. Это хранилище мелассы в «Продимексе» будет третьим по счету — два комплекса уже успешно работают на предприятии в Воронежской области.
— Во сколько оцениваете инвестиции на этот и следующий год? Какие направления в них нуждаются?
— Пока бюджеты предприятий находятся на стадии разработки, основные направления — это замена техники и оборудования на более современные и эффективные.