— ГК «Кабош» занимается производством сыра, контролируя каждый этап процесса: выращивание корма для коров, производство и переработка молока, нарезка и упаковка. Иными словами, вы — агрохолдинг полного цикла. Почему вы выбрали именно такую форму организации производственного процесса?
— В условиях российской действительности невозможно по-другому производить качественный сыр. Мы выбрали производство твердых и полутвердых сыров, и это уже предопределяет высокие требования к качеству молока, которое на 80% определяет качество конечного продукта. То есть нам не подходит молоко, которое можно брать для производства сыров других категорий.
Компания полного цикла — оптимальный и, на мой взгляд, безальтернативный способ обеспечения качества и прослеживаемости происхождения продукта, и всех его основных ингредиентов. Только четко понимая, в каких условиях выращены и заготовлены корма, на какой земле, из чего они состоят, обеспечивают ли полноценный рацион животных и его стабильность в течение года, можно с уверенностью гарантировать стабильно высокие органолептические свойства молока. Контролируя генетические факторы и весь комплекс процессов по содержанию и уходу за стадом, обеспечивая правильное бережное доение, можно регулярно обеспечить высокий уровень надоев и стабильное поступление сырья на сырное производство.
На следующем этапе происходит то, к чему мы относимся наиболее трепетно: варим сыр по традиционным и авторским рецептам и терпеливо ждем его естественного созревания на протяжении сроков от полугода до трех лет! Никаких искусственных способов ускорения процесса и компонентов.
Руководствуясь принципом «Всегда выбирайте самый трудный путь — на нем вы не встретите конкурентов», мы изначально ориентировались на сложный, но и коммерчески перспективный сегмент производства твердых и полутвердых сыров с длительными сроками естественного созревания. Почему сложный? Потому что длинный цикл производства, высокие требования к сырью. Если оглянуться на то время, когда мы начинали — то даже специалистов, способных производить правильный твердый сыр в нашей стране, не было. Мы приглашали их из Европы и учились с нуля. Коммерческие перспективы сегмента обусловлены технологическими особенностями производства твердого сыра, предопределяющими сложность копирования при сохранении необходимого уровня качества и, как следствие, относительно низкую заполненность ниши.
— Также вы развиваете собственную розничную торговлю и запускаете интернет-магазин. С чем был связан этот выбор? Вы не доверяете другим ретейлерам?
— Дело не в том, что мы не доверяем ретейлерам. Во-первых, сетевые магазины, такие как «Перекресток», «Пятерочка», «Магнит», увы, не в состоянии поставить на полку весь наш ассортимент сыров. Во-вторых, на мой взгляд, будущее все-таки за специализированными сетями и, безусловно, онлайн торговлей. Люди хотят познакомиться с производителем, им важно понимать, откуда продукт берется, кем и как он производится. Поэтому для нас собственная сеть — это способ эффективной двусторонней коммуникации с покупателем и возможность донести те ценности, которые мы закладываем в наши продукты. Также заинтересованы в интерактивном режиме, отслеживать отношение потребителя к нашему продукту, уже имеющиеся и только начинающие формироваться потребности. Чтобы быть ближе к нашему покупателю, предоставлять не только высококлассный продукт, но и сервис, развиваем собственную торговую сеть и открываем интернет-магазин.
— Расскажите, какие цифровые технологии используете на производстве? Какие результаты дает интеграция «цифры» с производством? Внедряете ли вы IT в бизнес-процессы?
— Бытует мнение, что сельскохозяйственное производство — это нечто дурно пахнущее, не очень чистое, не технологичное. Отчасти это так. Но ситуация активно меняется, и уже сегодня при создании производств масштаба нашего агрохолдинга без цифровизации и автоматизации абсолютного большинства процессов не обойтись.
Например, мы используем цифровые технологии при учете молока: можем точно сказать, сколько от каждой коровы при каждом доении получаем молока. Более того, можем спрогнозировать это количество и влияние на него самых разных факторов с достаточно высокой точностью.
Сегодня у нас внедрено восемь основных программных продуктов, которые используются при управлении фермой. Это управление процессами в ветеринарии, воспроизводстве, доении, кормлении, эксплуатации склада и других сферах.
Если говорить о производителях этого ПО, то оно почти все зарубежное. Из российских программ пользуемся только 1С, но постепенно от него отказываемся. Философия 1С — это учет того, что уже произошло. У нас сегодня первоочередная задача — высокоточное долгосрочное прогнозирование и гибкое управление процессами.
— Есть ли у вас в планах расширение объемов и направлений производства? Какие решения собираетесь принимать в рамках развития бизнеса?
— Есть такая поговорка: «Хочешь насмешить Бога — расскажи ему о своих планах». Сегодня мы производим порядка 22-25 тонн твердого и полутвердого сыра в день. Мы давно могли бы существенно увеличить объем производства, но есть совершенно объективные вещи, которые не позволяют нам этого сделать. В первую очередь — это само молоко. На рынке нет сырья, которое устраивало бы нас своим качеством и позволяло в краткосрочной перспективе увеличить производство сыра. Оно не подходит под наши внутренние стандарты, и мы не готовы их снижать. Здесь важно понимать, что мы и не гонимся за количеством любой ценой, наш приоритет — качество и репутация. Будем создавать сыр с соблюдением технологий «терпеливого» созревания и только из собственного сыропригодного молока высшего качества. Именно поэтому планируем строительство новых ферм и рост поголовья, а уже потом наращивание объемов производства сыра — так и только так!