— Как в уходящем году складывалось взаимодействие Липецкого регионального отделения «Опоры России» с правительством Липецкой области? Каких изменений к лучшему для работы малого и среднего бизнеса удалось добиться?
— 2022 год в этом плане стал более позитивным, чем прошлый — у бизнеса и власти наладился диалог через общественные организации. Мы выстраиваем конструктивные отношения с властью через работу комитетов Координационного Совета по поддержке МиСБ, созданного при губернаторе Липецкой области, и комитетов «Опоры России».
— В 2021 году структура Координационного Совета была переформатирована. Это дало эффект в уходящем году?
— Все, и получаемый эффект в том числе, зависит от самих предпринимателей. Комитеты успешно работают там, где есть активные и деятельные в плане общественной работы предприниматели. Общественная деятельность — это немалая дополнительная нагрузка к ведению бизнеса, нести которую не все способны. Общественники в бизнесе — это люди особого внутреннего устройства, которые готовы быть донорами. Их не так много, поэтому им приходится работать на два фронта — и в «Опоре России», и в Координационном Совете. И там, где они работают, активно развивается отраслевой бизнес. Да, переформатирование дало эффект, и существенный – нас слышат губернатор, мэр города, с нами считается власть. Диалог налажен.
— Что конкретно удалось решить в рамках диалога с властью?
— Приведу вам свежий пример того, как была решена проблема с учетом электроэнергии. Мы совместно с «Россетями» создали комиссию, которая смогла найти обоюдно приемлемые решения вопросов, связанных с безучетным потреблением электроэнергии и сроками подключения. Наша идея об организации комиссии положительно воспринята на самом высоком уровне в Москве и во всех регионах России, где работают «Россети» или подобные ей компании. Во многих субъектах РФ организованы аналогичные комиссии, в которые обращаются со своими проблемами не только предприниматели, но и физические лица. В комиссию, работающую в Липецкой области, идут запросы изо всех муниципалитетов региона и вопросы, что радует, решаются моментально. Приведу еще один пример — успешное решение проблемы всероссийского масштаба о запрете размещения рекламы на транспорте, из-за которого некоторые предприниматели были вынуждены свернуть свой бизнес. Мы, собрав всю региональную проблематику, сделали аналитику и вышли со своими предложениями на главу «Опоры России» Александра Калинина. В итоге вопрос буквально в течение месяца был решен положительно. Вот что может сделать инициатива лишь одного из отделений «Опоры России» при поддержке предпринимательского сообщества! Чтобы проблемы решались, предпринимателям надо быть более активными и вступать в общественные организации и вносить свои предложения по улучшению условий для ведения бизнеса. И это должны быть предложения экспертного класса, а не заявления на уровне «не хочу это, дайте то». Для того в «Опоре России» и созданы комитеты по защите прав предпринимателей, работают юристы, которые готовят необходимые документы. И это дорогого стоит — научиться вести с властью диалог на одном языке. Раньше такого точно не было: в старые времена было, скорее, потребительское отношение к власти, мол, вы мне сначала дайте, а там посмотрим. На самом деле это предприниматель должен отдавать, поскольку он донор и основа государства.
— Мобилизация, в ходе которой было призвано для участия в СВО 200 тыс. мужчин трудоспособного возраста, не затронула малый и средний бизнес? Это не вызвало нехватку рабочей силы?
— Я бы не стал драматизировать ситуацию — не так уж и пострадал МиСБ. Тут было больше страхов и фобий, вызванных сумятицей и неразберихой, которые имели место на начальном этапе мобилизации. Если какие-то проблемы и были, то МиСБ справился с ними самостоятельно. Во всяком случае, ко мне лично по вопросам мобилизации никто из предпринимателей не обращался. Вопросы были скорее к военкомату, а не по бизнес-процессам. Не было сигналов о нехватке рабочей силы не только на региональном, но и на федеральном уровне. Ведь в состав «Опоры России», напомню, входит 450 тысяч членов. В целом все прошло слаженно, появилась ясность и были выработаны правила игры. В данный момент все идет нормально.
— Как себя чувствует бизнес в разрезе «новой реальности», наступившей после 24 февраля?
— Я бы сказал, что бизнес находится в ожидании новой, если так можно выразиться, экономической политики, НЭПа XXI века, о чем говорил также и глава «Опоры России» Александр Калинин. Наши правительственные структуры должны уделить больше внимания МиСБ, поскольку в нем занята основная часть трудоспособного населения России, а это очень важно для стабильности государства. Малый бизнес готов работать и брать на себя ответственность за судьбы России.
— Какие задачи, решенные Липецким отделением «Опоры России» в 2022 году, вы бы хотели отметить?
— Стабилизация отношений бизнеса и власти, наверное, главное. Радует, что после 24 февраля власть стала уделять МиСБ даже больше внимания, чем до начала СВО. Для бизнеса в целом, как крупного, так и мелкого, важно знать, что его ждет в ближайшие годы. Российский бизнес и общество стоят перед крупными преобразованиями, которые, повторюсь, потребуют новых экономических реформ. И тут важно понимать, что все взаимосвязано: малый бизнес невозможен без крупного, который его питает и дает работу. В идеальном случае крупный завод, открывшись, создает инфраструктуру малых и средних предприятий, которые изготавливают для него комплектующие, запчасти и все необходимое. Лет восемь назад мы принимали делегацию турецких предпринимателей, которые очень удивлялись, что вокруг НЛМК, комбината-гиганта, не формируются предприятия малой металлургии. У нас, рассказывали они, вокруг каждого крупного завода возникают сотни предприятий малого бизнеса. В этой связи нам жизненно важно продвигать кооперацию МиСБ. Предприятия малого бизнеса готовы к экономическому рывку. Объединившись, они могут решать задачи любой сложности.