— В 2021 году итальянские предприниматели встречались с губернатором Липецкой области и обсуждали запуск нескольких проектов. На какой стадии проекты сегодня?
— Было продвижение двух проектов. Завод деревянных изделий на Елецкой площадке ОЭЗ. Итальянские предприниматели купили оборудование, но пока не смогли его отправить. Проект готовится, как только ситуация станет более спокойной, продолжим реализовывать. Другая компания — Fondital, которая планировала расширение производства, пока остановила проект. Еще два проекта пока тоже на стопе. Решающую роль здесь сыграла пандемия.
— Что касается Липецкой области, какие взаимоотношения у компаний с правительством региона? Какие меры господдержки оказываются? Как взаимодействуете с преференциальными зонами?
— С Липецкой областью у меня длинная история любви. Благодарю руководство региона за работу на уровне президента. 4 ноября по указу Владимира Путина мне вручили Орден Дружбы, благодаря таким отношениям с Липецкой областью. Думаю, что отношения итальянских компаний и личные будут с регионом всегда самые теплые. Всем компаниям с новыми проектами в первую очередь предлагаю липецкую площадку.
— Как сегодня себя чувствует итальянский бизнес в Черноземье и ОЭЗ ППТ «Липецк»?
— Все компании чувствуют себя неплохо. Некоторые наши коллеги делают бизнес лучше, чем в прошлом году. У нас есть критические моменты. Например, компания «ИЛЬПЕА-САР», которая работает с пластмассовыми изделиями и резиной, попала под санкции. Почти все наши компании нашли выход из положения.
— Многие крупные итальянские компании остались работать в России — Barilla, Ferrero SpA, другие сделали ребрендинг. Насколько сложнее им стало работать в России?
— Все наши компании остались, ребрендинг не сделали. 90% компаний работают нормально, как было раньше. Сложностей, конечно, много. С банковской системой, логистикой. Все фирмы нашли выход из положения.
— По-вашему мнению, когда компании смогут работать нормально, как это было до 24 февраля?
— Не знаю, не могу прогнозировать.
— Расскажите про основные цели и планы на 2023 год.
— Два главных плана. Первый — полностью защищать работу наших компаний. Создавать необходимые условия для нормальной работы. Второй — повлиять на СМИ Италии, чтобы доносили корректную информацию о России. Один из отрицательных факторов — неправильная информация.
— Когда отношения нормализуются, как вы думаете, что дальше? Какие перспективы и прогнозы?
— Надеюсь, что ситуация быстро стабилизируется. Россия находится в глобальном мире, поэтому исключить ее невозможно. Тем более что только часть стран принимали санкции против России. Много стран, которые работают с Россией. Итальянский бизнес может работать только на экспорт. Это характерно для Италии. Если мы не будем экспортировать и развивать наше присутствие в разные регионы мира, жить не будем. У нас нет сырья и полезных ископаемых. Когда ситуация будет более или менее стабильной, то итальянский бизнес будет заниматься развитием некоторых отраслей экономики, инфраструктуры, используя Россию как хаб, чтобы захватить другие рынки. Пока мы это делали только частично. Например, компания Pirelli производила в Воронеже много шин, которые шли на экспорт, потому что это выгодно. И таких компаний может быть очень много. Типичный итальянский продукт — паста, макароны. У России есть твердые сорта зерновых и пшеницы, есть возможность, производить много пасты. Поэтому можно захватить рынки, в том числе итальянские. Поэтому в перспективе вижу, что наши фирмы будут все равно развиваться в России, чтобы захватить другие рынки.