— 2022 год — период больших изменений. Сейчас многие из нас анализируют события последних месяцев и строят прогнозы. На ваш взгляд, какие события являются ключевыми и имеют долгосрочное влияние на условия развития бизнеса в России? Как далеко имеет смысл заглядывать в планах предпринимателю, что нужно обязательно учитывать?
— Последние три года очень тяжелые для предпринимателей не только России, но и всего мира. Два года коронавируса, все как-бы замерли, и только предприниматели начали приспосабливаться, как 24 февраля снова все изменилось. В первую очередь для бизнеса. Почему? В период с февраля по сентябрь было тяжело брать кредиты — а это оборотные средства, выплаты зарплат. В сентябре Центробанк снизил ставку, появились федеральные кредитные программы, наш президент давал целое интервью про развитие бизнеса. Сейчас началось воплощение каких-то идей в жизнь, возможно, не так быстро, как три года назад. Считаю, что снижение процентных ставок — это большое достижение. Также появились инвестиционные проекты, которые можно взять чуть ли не под 4% годовых. Совокупно это дает стимул для экономического развития как в промышленности, так и в туристическом направлении. Активно помогают фермерам, серьезные грантовые поддержки. Сейчас важно «держать руку на пульсе», изучать информацию, готовить документы и двигаться дальше. Если остановиться в своем развитии — то можно погибнуть.
— В 2022 году исполнилось 20 лет со дня основания «Опоры России». Что, на ваш взгляд, является главной силой организации?
— Считаю, у нас были судьбоносные прорывы — когда собирались предприниматели всего региона и решали, как облегчить себе жизнь и создать подспорье для дальнейшего развития. Я сейчас говорю о ФЗ №134 «О поддержке малого и среднего бизнеса». Закон слабый, на одну страницу, мало конкретики. Но тем не менее, нам удалось внедрить его в нашем регионе. Мы договорились с правительством Воронежской области, через губернатора собрали все проверяющие органы, сделали журнал проверок и анализ всех мероприятий. Значительную часть проверок удалось сократить, особенно местных. Предприниматели вздохнули с облегчением.
Кроме того, нам удалось внедрить «закон Ирины Хакамады», в предпринимательской среде его знают как «вмененка». Впервые мы вошли как пилотный проект (было два региона), давалось очень тяжело, потому как только комиссию создавали в течение восьми месяцев. Однако результат не заставил себя ждать — экономия у предпринимателей бешеная. Раньше каждому был необходим бухгалтер, потому как надо платить около 15 видов налогов. Этот закон сократил количество операций, что дало четкую структуру по платежам и позволило в конечном итоге в три раза меньше платить налогов. А бюджет при этом увеличился в 3,5 раза. Наш опыт переняла вся Россия.
Последний пример — по энергетике. Кто давно занимается бизнесом, знает — какие договоры заключаются с энергетиками, являющимися, можно сказать, монополистами рынка. Нам удалось в Воронежской области сделать пилотный проект и убрать кабальные условия. Раньше мы писали планы, сколько можем потребить энергии в этом месяце: если получалось больше — платишь штраф, недобрал — снова штраф. В любом случае ты виноват. И вот мы убрали эти штрафы, Воронежская область была пилотной, потом опыт растиражировали во всей России. Это основные из достижений, но их десятки, хоть и более скромного масштаба.
— В период пандемии и в этом году предпринимательское сообщество демонстрировало сплоченность в делах благотворительности. Как проявляется социальная ответственность бизнеса?
— Когда началась СВО, мы в стороне не находились, старались помочь. Воронежцы принимают в этом непосредственное участие. Буквально недавно открыли свой чат «Скорая помощь», где собираем деньги на оборудование и даже сами его туда отвозим. Благодарен нашим предпринимателям, практически нет людей, которые не откликаются на просьбы. Дай Бог, чтобы дальше это не переросло в масштабный процесс, а пока помогаем, кто чем может — продуктами, медикаментами, вещами первой необходимости.
— Как оцените итоги предпринимательского форума?
— Каждый год собираем около 3 тыс. участников — органы исполнительной власти, контролирующие органы, бизнес. Как правило, находятся ответы на любой конкретный вопрос. Вместе с Центром «Мой бизнес», выявляющим «узкие места», заранее проводим встречи. В первую очередь предпринимателю надо, чтобы решались проблемы. До основного мероприятия представители «Опоры» ездили по районам и собирали перечень проблем — а потом эти вопросы выносили на обсуждение. По итогам готовится «дорожная карта», в этом году заручились поддержкой Центробанка в части помощи по кредитованию МСП.
— Развитие внутреннего туризма, на ваш взгляд, какие имеет перспективы на ближайшие годы и от каких условий, мер поддержки со стороны власти зависит?
— Можно назвать много факторов, начну с основного — трасса М4. Темной ночью или в снежную бурю по ней проезжает 16 тыс. автомобилей, во все остальное время — в разы больше. Люди едут на юг, а мы предлагаем им по пути заехать в Воронежскую область и отдохнуть. Много возможностей отдыха у воды — реки Дон, Воронеж, Битюг, а также красивейшие места у прудов и озер. В регионе колоссальные возможности для развития туризма. Считаю, было бы очень кстати предоставить доступ воронежским предпринимателям к федеральным грантам и кредитам. Сейчас в Минэкономразвития предполагается финансирование в 50 млн рублей на проекты в отрасли, однако по-моему мнению, эти средства необходимо дробить.
— Расскажите, пожалуйста, о своем большом инвестиционном проекте «Дикое поле»: чем он интересен, и когда примет первых гостей?
— Сначала сделали музей «Петровские корабли», который сейчас набирает оборот после нестабильной работы в коронавирус. Его двери открыты, принимаем в месяц более 2 тыс. гостей. Теперь стоит другая задача — сделать музей под открытым небом. Он будет расположен на трассе М4 в Каширском районе. Планируется создание 15 зон — основной станет зона петровских кораблей, где будет находиться порядка 300 объектов. Связана она будет с Петром Первым, с его решениями и плодами его трудов, отмечу, что в Воронежскую область было отправлено в свое время 27 тыс. мастеров. Хотим показать — как жили, какой был быт, чем питались. Хотим подавать в кафе такие же блюда. Думаю, в 2023 году музей откроется для первых посетителей, если все нормально будет. По предварительным планам сумма инвестиций составит около 300 млн рублей.
— Планы на 2023 год.
— Составляем сейчас планы, чем воронежская «Опора России» будет заниматься. Каждый расписывает, что он бы хотел видеть и как помочь. Хотим возобновить автопробеги — раньше каждый год мы выезжали на реку Дон с предпринимателями. На 9 мая выходим на демонстрации. Снова хотелось бы провести форум предпринимателей. Раз в месяц будут идти круглые столы, бизнес-завтраки, встречи. Принимаем участие в проверках, решаем конфликтные ситуации даже с МЧС. У нас работает Третейский суд и 24 комитета по различным направлениями от энергетики до туризма. Жизнь кипит, надеюсь, так и будет продолжаться.