Компетенция , Черноземье ,  
0 

Владислав Епанчинцев: «У нас многие компании работали с Украиной»

Владислав Епанчинцев (Фото: из личного архива)
Владислав Епанчинцев (Фото: из личного архива)
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Белгородской области Владислав Епанчинцев — о трудностях белгородских бизнесменов в 2022 году, динамике прироста хозяйствующих субъектов и роли МСП в жизни региона

— Сегодня все чаще приходится начинать разговор со слов, что для предпринимателей этот год выдался действительно сложным. Сначала это были последствия пандемии, сейчас это санкционное давление. По-вашему, чем эти периоды похожи друг на друга и чем отличаются?

— Да, действительно в этих явлениях можно найти и сходства, и различия. Я выделяю группы факторов, которые в прошлом году на нас подействовали, особенно на Белгородскую область. Одна из них — федеральная — когда нас вместе с остальной страной отрезали от поставок автомобилей и прочей импортной продукции. Некоторые отрасли пострадали довольно серьезно. Это схожая черта с пандемией. Еще есть другая — то, что люди перестали массово посещать кинотеатры, рестораны и развлекательные мероприятия.

К другой группе факторов отнесу то, что именно в Белгородской области многие компании, представители малого и среднего бизнеса, работали с Украиной: либо торговали, либо импортировали, либо имели там учредителя. Лично знаю примеры организаций, которые закрылись 24 февраля, потому как учредители перестали выходить на связь. Сотни белгородских компаний имели учредителей из Украины, а торговали с этой страной еще больше.

И третья группа факторов характерна именно для приграничных районов и Белгорода. Она уже непосредственно связана с СВО, например, такой факт как дистанционное обучение. Это изменило потребительский спрос в некоторых отраслях — частные детсады и прочие подобные учреждения. Однако в отдельных отраслях спрос упал в два раза. Примечательно, что сейчас ситуация отличается не просто от региона к региону, как было в период covid-19, а от района к району.

Владислав Епанчинцев: «У нас многие компании работали с Украиной»

— Вы можете выделить некий топ проблем, которые тревожили предпринимателей в 2022 году?

— Многие столкнулись с серьезным сокращением потребительского спроса, другие же перестали получать продукцию из-за рубежа. Видим, что у некоторых наблюдается падение, а у некоторых — рост.

Меня очень тревожит положение кинотеатров. Кинозалы имеют крайне низкий клиентский поток, потому что западные медиагиганты перестали поставлять фильмы и поддерживать их на уровне рекламных кампаний. Автобизнес, безусловно, тоже очень сильно пострадал. Но мы видим, как он быстро адаптируется, об этом говорит, например, изобилие рекламы китайских производителей. Априори бизнес — явление живое и адаптивное, однако меня волнует положение социальных предпринимателей, тех, которые работают с детьми, в том числе с ограниченными возможностями. Там действительно все очень сложно, и мы ждем решения проблемы на уровне региональных и федеральных властей.

В Белгородской области этим плотно занимается Наталья Полуянова, она погружена в проблемы МСП. Здесь мы работаем и с губернатором региона Вячеславом Гладковым, его ближайшими заместителями. Пока готовых предложений, к сожалению, нет. Но мы очень ждем, что они появятся.

— Не все компании смогли наладить процесс импортозамещения. Как дела обстоят с этим процессом в Белгородской области?

— Я думаю, тоже у всех по-разному. Есть пример производителя мебели, который обращался ко мне с парадоксальной ситуацией. При спаде спроса и повышении цен на продукцию, он, продавая меньше в штуках, в деньгах начал зарабатывать больше. Теперь собираются переходить с упрощенной системы налогообложения на полную, потому как произошел рост оборотов.

— А если говорить об экспортном потенциале предпринимательского сообщества Белгородской области, что можете сказать?

— У нас есть центр поддержки экспорта, который прекрасно работает. И я смотрю, что белгородцы активно осваивают новые направления, такие как Объединенные Арабские Эмираты и ближнее зарубежье. Продолжаем торговать все-таки с культурно близкими Казахстаном, Узбекистаном. Я уверен, что есть потенциал роста.

— Вы можете привести динамику развития небольших предприятий?

— Да, это очень такой интересный, занимательный вопрос. Цифры говорят, что у нас все не так катастрофично. Я ориентируюсь на реестр малых и средних предприятий, который есть на сайте ФНС. Если год назад у нас было 58 009 субъектов МСП, то сейчас 58 219. Количество субъектов выросло вместе с числом занятых. А вот количество юрлиц снизилось, но выросло количество ИП. В «1С» мы работаем с малым и средним бизнесом, это я говорю уже как предприниматель. Реальный клиентский отток — допустимый, мы теряем в месяц сейчас клиентов даже меньше, чем год или два назад. При этом среди них есть компании, которые просто перестают быть нашими клиентами, но не закрываются и продолжают работать. И по наблюдениям других партнеров «1С», нигде в России не наблюдается аномального оттока клиентов.

Что мне хочется отметить? Проект «Новые возможности», имеющий хороший, серьезный потенциал. Он получил много восторженных отзывов, была и критика. Государство не просто вложило деньги, за два этапа конкурса оно подготовило 800 предпринимателей, которые прошли курс обучения, защитили свои проекты и влились в экономику.

Я недавно был на отборочном туре второго этапа конкурса. Его проводит команда Олега Колесникова и Анны Сорокиной в центре «Мой бизнес». На этот этап конкурса, как по мне, пришли интересные осознанные люди, которые готовы создавать свой бизнес. Большинство в возрасте 40+ и у многих по двое, трое, пятеро детей. И я был членом жюри. Я могу сказать, что 50-60% их проектов реально имеют перспективу работать и приносить прибыль. Они, может быть, не принесут сверхприбыли, но обеспечат этих людей доходом, а область — рабочими местами.

— А что можете сказать по поводу статистики занятости?

— Динамика хорошая. Не вспомню сейчас, сколько самозанятых у нас в регионе, но их количество растет. Тут опять же, что бы хотелось сказать. Любой человек может быть самозанятым, даже трудясь на компанию или на госслужбе. Поэтому сам по себе рост количества этих самозанятых, наверное, не скажет нам много о состоянии экономики. Некоторые просто легализуются, выходят из тени.

— Как справлялись с падающим спросом?

— Такая тенденция есть, вижу это и в своей компании. Причем, на мой взгляд, часто падение спроса носит иррациональный характер. Когда что-то происходит негативное в жизни людей, они прибегают к трем вариантам поведения — бей, беги или замри. То есть, компании просто перестают тратить деньги даже на нужные вещи, «замирают». Есть отрасли, где снижение спроса почти не ощущается, а есть и те, кто сильно пострадал, продолжает страдать. Я говорил об этом выше. Однако я не думаю, что больше 5% бизнеса скажет, что у них вообще ничего не изменилось. Мы все изменились.

— Что, по вашему мнению, ждет предпринимательское сообщество в 2023 году?

— Прогнозы всегда дело неблагодарное, в текущей ситуации особенно. Но я был и остаюсь умеренным оптимистом. Бизнесы не банкротятся, они продолжают работать, искать новые ниши. Сейчас мощный тренд на маркетплейсы, и белгородцы его прямо поддерживают. Очень многие, особенно из начинающих предпринимателей. Конечно, в 2023 году будет сложно. Прогнозируют на этот год разные степени падения: есть прогноз в 2%, есть — 6% ВВП. Мы не знаем, как будет, но я уверен, что предприниматели адаптируются.

— Расскажите о мерах поддержки, которые будут доступны предпринимателям в 2023 году.

— В прошлом году в Белгородской области было выделено 1,7 млрд рублей на различные программы. Одна из самых мощных мер как по мне, так это поддержка предпринимателей, которые занимаются производством. Это компенсация затрат на приобретение промышленного оборудования до 70%, до 10 млн рублей. Мне знакомый позвонил и говорит: «Слушай, мне тут денег дали. Мне с детского сада государство ничего бесплатно не давало». Его компания приобретала оборудование, подала заявление на программу и вернула хорошую сумму. Я не готов сейчас говорить точные суммы, но это десятки миллионов.

Есть, например, безвозмездная компенсация до 300 тыс. рублей на продвижение товаров предпринимателей на маркетплейсах. А еще в случае, когда предприниматель хочет получить большой кредит, но в залог не хватает имущества, за него может поручиться гарантийный фонд. Вообще, в прошлом году столько денег было потрачено, сколько никогда не тратили. И я вижу, что эффект есть.

— Гладковым поставлена задача на удвоение ВРП до 2030 года. Какую роль в этом может сыграть МСП?

— По приблизительным оценкам, субъекты МСП в Белгородской области платят до трети налогов. И создают несколько десятков тысяч рабочих мест. И если мы посмотрим на структуру крупного бизнеса в нашем регионе, то поймем, что в ближайшее время ничего крупного не появится: большие проекты занимают годы и годы инвестиций. Поэтому малое и среднее предпринимательство может стать тем драйвером, который даст кратный рост.

Конечно, получится это или не получится, зависит от многих факторов. Например, от того, несколько успешно сформирована в регионе предпринимательская среда. Я верю в то, что при благоприятном стечении обстоятельств субъекты МСП смогут удвоить свои обороты. На этот процесс закладываю около пяти лет, но задача вполне реальная.

Компетенция Александр Бабанов: «Стараемся помочь бизнесу в условиях неопределенности»
Материалы выпуска
От первого лица Ирина Орел: «Количество самозанятых превысило 6,3 млн человек»
Компетенция Сергей Корчевников: «Цель — сохранить количество занятых в сегменте МСП»
Компетенция Кирилл Дождиков: «Липчане — одни из первых в ЦФО по занятым в МСП»
Компетенция Андрей Демидов: «Мы работаем со всеми, кто реально помогает бизнесу»
Компетенция Петр Семьянинов: «Поддержка бизнеса в регионе: сегодня и завтра»
Компетенция Владислав Епанчинцев: «У нас многие компании работали с Украиной»
Компетенция Александр Бабанов: «Стараемся помочь бизнесу в условиях неопределенности»
Компетенция Павел Ковалев: «Собираемся открыть Центр законодательных инициатив»
Компетенция Андрей Плотников: «В 2022 году у бизнеса и власти наладился диалог»
Компетенция Сергей Наумов: «С февраля по сентябрь было тяжело брать кредиты»
Компетенция Лариса Сенникова: «Бизнес живет по принципу: адаптируйся или умри»
Компетенция Сергей Лисов: «Предприятия МиСБ выжили благодаря поддержке правительства»
От первого лица Елена Латышева: «Российский бизнес переживает «новую реальность»
Бизнес-кейс Владимир Молчанов: «Планируем экспансию в сетевой ритейл»
Компетенция Витторио Торрембини: «Итальянский бизнес работает только на экспорт»
Скачать Содержание
Закрыть