Компетенция , Черноземье ,  
0 

Павел Ковалев: «Собираемся открыть Центр законодательных инициатив»

Павел Ковалев (Фото: РБК Черноземье)
Павел Ковалев (Фото: РБК Черноземье)
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Воронежской области Павел Ковалев рассказал РБК Черноземье о доле пострадавших предпринимателей, новой роли госзаказа и участии в арбитражных спорах

— Последние два года выдались для предпринимателей достаточно сложными. Пандемия коронавируса внесла свои коррективы в работу бизнеса. Расскажите, как сегодня представители предпринимательства справляются с постковидными последствиями? И как решаются проблемы, связанные с санкциями?

— Как переживает бизнес это время? Тяжело. Мы ежеквартально мониторим состояние бизнеса как в Воронежской области, так и в целом по России. В опросе участвует 6 тыс. предпринимателей. Собираем обратную связь и спрашиваем, с какими проблемами они сталкиваются, что хотели бы изменить. На основании этого опроса получили данные, что более 80% российских предпринимателей так или иначе сталкивались с последствием введения санкций. Это очень большая цифра. В то время как 6% они не коснулись. Какие еще проблемы видят в малом бизнесе? Прежде всего, падение спроса — более 60% предпринимателей отмечают эту тенденцию. На втором месте дефицит и нехватка кадров — понятная проблема, обсуждаемая на разных уровнях, на третьем — разрыв цепочки поставок. Тем не менее, если мы посмотрим на цифры по Воронежской области, то за девять месяцев увидим спад в процентном соотношении количества предпринимателей — на 2%. Их можно по-разному трактовать, например, в связи с «вычищением» реестра и перерегистрациями. К положительным моментам можно отнести рост числа самозанятых на более чем 50%. Я бы также отметил, что налогооблагаемая база достигла в Воронежской области 11 млрд рублей. Это предприятия малого и среднего бизнеса, это на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Павел Ковалев: «Собираемся открыть Центр законодательных инициатив»

— Как оцените работу бизнеса по замещению товаров, которые ранее только импортировались?

— Я бы хотел сказать в контексте импортозамещения о мерах поддержки от государства. Разделил бы их на три категории. Это финансовые меры поддержки, нефинансовые, и госзаказ. К финансовым относятся кредиты, гранты и все что связано с денежными средствами, нефинансовая поддержка — это мораторий на проведение проверок, что было воспринято бизнесом очень положительно. К сожалению, приходим к тому, что госзаказ — тоже становится своего рода господдержкой, это третье направление. Государство делает шаги в сторону изменения законодательства, и это положительно воспринято предпринимательским сообществом. При губернаторе работает согласительная комиссия, по условиям контрактов, в ее рамках ведется большая работа. Много положительных решений.

Что касается импортозамещения — находятся новые логистические цепочки и импортеры, находятся заменители и аналоги. Каждый выкручивается, пока. Надеюсь, скоро вопрос утрясется, и мы получим новые каналы поставок.

— Какие сферы бизнеса сегодня «под ударом»? Как их поддерживает государство?

— 80% попали под воздействие санкций. Это авиаперевозки, в связи с ограничениями, а также логистические компании. Разумеется, в их число входят зависящие от импорта промышленные компании, особенно те, кто в своем производстве использует полупроводники. У нас есть статистика, как пользуются поддержкой на данный момент. В Воронежской области наиболее востребованным оказалась информационная поддержка, на втором месте финансовые инструменты — гранты и льготное кредитование.

— Что касается взаимодействия власти и бизнеса, как сегодня отрегулирован этот диалог? Приведите примеры успешного и негативного сотрудничества.

— Вопросы, которые попадают к уполномоченному, можно разделить на несколько групп. Это проблемы федерального, регионального и муниципального значений. Отдельно я бы выделил работу по индивидуальным обращениям. У нас в аппарате уполномоченного порядка 700 обращений, лишь некоторые из них групповые. Допустим, проблема по размещению НТО в Воронеже — его регулируют постановления №790 «Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов» и №410 «Об утверждении типовых архитектурных решений нестационарных торговых объектов». По №790 были значительные вопросы у предпринимательского сообщества. Органы исполнительной власти активно участвовали, а также наши депутаты и общественные объединения. Такая синергия позволила решить проблемы, мы и позднее не раз встречались. В итоге получили взвешенный проработанный документ, который практически устраивает все стороны. Сейчас аналогичная работа идет по постановлению №410.

Это вопросы муниципального уровня, что касается федерального — тоже есть положительные примеры. Недавно обсуждался проект, который предполагал создание единого оператора рекламы. Предпринимательское сообщество очень негативно это восприняло. Надо отдать должное депутатам Государственной Думы, которые отклонили данный законопроект. Считаю это слаженной работой предпринимателей, общественных организаций и депутатского корпуса.

По региональному уровню сейчас идет работа, в том числе и в нашем аппарате, над еще одним запросом предпринимателей. Он касается остановки на несколько лет комиссии по переоценке кадастровой стоимости. В нашем регионе заканчивается переходный период в конце года. Мы сейчас уже сделали запрос в Минэкономразвития, который поддерживает нашу позицию. И если будет внесена законодательная инициатива, то мы отстоим ее.

Что касается индивидуальных обращений, хочу поблагодарить органы исполнительной власти — никогда не было никаких отказов, идут навстречу. Это 700 обращений, которые мы буквально рассматриваем в ручном режиме.

— А какие проблемы тогда надо решать?

— Есть запросы у предпринимательского сообщества: они хотели бы, чтобы было так, а не иначе. Но не всегда наши «хотелки» совпадают с возможностями. Надо все грамотно взвешивать с точки зрения выпадающих доходов и так далее. Допустим, предприниматели бы очень хотели, чтобы взносы соцстраха составляли 12-15%. Наверно, хорошая идея с точки зрения бизнеса, но надо смотреть на бюджет. Хотелось бы расширить линейку по финансовым мерам поддержки в качестве грантов, новых льготных кредитов, а также просто добавить послабления по налогам. Как это сделать? Активно прорабатываем все идеи, пока безрезультатно.

— И все же, что тревожит воронежский бизнес в первую очередь?

— Чаще всего предприниматели приходят с проблемами. Рост числа обращений, так или иначе связанных с уголовным преследованием, по мнению предпринимателей не обоснованным. Или, наоборот, необходимо чтобы дело возбудили. Очень много разных обращений — от незаконного сноса НТО до работы с УФНС. Практически все ведущие юридические фирмы Воронежа являются нашими экспертами. К сожалению, штат у нас небольшой, и мы не можем быть специалистами во всех областях. Юристы дают заключение, и мы дальше понимаем, каков наш вектор работы с этим обращением. Поэтому уровень экспертизы оцениваю как высокий.

— У вас еженедельно проходят круглые столы, посвященные проблемам воронежских предпринимателей. Какие задачи они решают, можно ли их назвать эффективными?

— Мы не ставим самоцелью каждую неделю проводить мероприятия. При аппарате уполномоченного создано два института. Первый — это Центр медиации, в котором собрано более 16 лицензированных экспертов. Сейчас мы занимаемся рассмотрением споров, активно популяризируем эту историю. Второе, о чем я хотел сказать, это — создание экспертного совета. Мы собрали на своей площадке разных экспертов, проводим совещания на соответствующую тему. Так и получается, что собираться приходится часто. Последний круглый стол был посвящен недобросовестным закупщикам, мы же искали решения этой проблемы. В прошлый раз экспертный совет как раз рассматривал комиссии по оспариванию кадастровой стоимости земли. Были приглашены коллеги из Липецка, органы исполнительной власти, предпринимательское сообщество. В итоге, правда, мнения разделились, но тем не менее работа продолжается. Мы поняли сторону исполнительной власти, которая говорит, что комиссия «изжила себя». Также прислушались к предпринимателям, которые сомневаются в этом решении.

— Какие законодательные инициативы считаете главными в этом году?

— Если говорить об институте уполномоченного, мы видим, что его роль постепенно увеличивается. Сейчас вносят законопроект в Государственную Думу о внесении изменения законодательства, касательно участия уполномоченного по правам бизнеса в административных делах. Прогнозируем, что изменения примут, и мы сможем защищать предпринимателей в арбитражном процессе.

— Какие задачи ставите перед собой на 2023 год?

— Современный классик Виктор Пелевин говорил, что жизнь бессмысленно обсуждать, ее нужно просто прожить. Поэтому мы просто собираемся работать дальше. Надеюсь, что проекты, начатые в прошлом году, будут продолжены и дальше. Что будем получать еще больше положительных откликов от предпринимателей. Вдобавок хотим запустить еще одно направление — Центр законодательных инициатив. Мы хотим собирать от предпринимателей предложения и направлять их в соответствующие органы. Надеюсь, что эта возможность будет пользоваться спросом. Также хотелось бы, чтобы наша работа привела к снижению количества обращений.

Компетенция Андрей Плотников: «В 2022 году у бизнеса и власти наладился диалог»
Материалы выпуска
От первого лица Ирина Орел: «Количество самозанятых превысило 6,3 млн человек»
Компетенция Сергей Корчевников: «Цель — сохранить количество занятых в сегменте МСП»
Компетенция Кирилл Дождиков: «Липчане — одни из первых в ЦФО по занятым в МСП»
Компетенция Андрей Демидов: «Мы работаем со всеми, кто реально помогает бизнесу»
Компетенция Петр Семьянинов: «Поддержка бизнеса в регионе: сегодня и завтра»
Компетенция Владислав Епанчинцев: «У нас многие компании работали с Украиной»
Компетенция Александр Бабанов: «Стараемся помочь бизнесу в условиях неопределенности»
Компетенция Павел Ковалев: «Собираемся открыть Центр законодательных инициатив»
Компетенция Андрей Плотников: «В 2022 году у бизнеса и власти наладился диалог»
Компетенция Сергей Наумов: «С февраля по сентябрь было тяжело брать кредиты»
Компетенция Лариса Сенникова: «Бизнес живет по принципу: адаптируйся или умри»
Компетенция Сергей Лисов: «Предприятия МиСБ выжили благодаря поддержке правительства»
От первого лица Елена Латышева: «Российский бизнес переживает «новую реальность»
Бизнес-кейс Владимир Молчанов: «Планируем экспансию в сетевой ритейл»
Компетенция Витторио Торрембини: «Итальянский бизнес работает только на экспорт»
Скачать Содержание
Закрыть