Компетенция , Черноземье ,  
0 

Дмитрий Ендовицкий: «Университет стал другим»

Реклама:
Дмитрий Ендовицкий (Фото: пресс-служба ВГУ)
Дмитрий Ендовицкий (Фото: пресс-служба ВГУ)
Ректор Воронежского государственного университета Дмитрий Ендовицкий — о начале карьеры в ВГУ, изменениях и нововведениях в университете, кадровой политике и ожиданиях на 2021 год

— Поступая в ВГУ, вы думали, что станете ректором университета? Каким видели свое будущее?

— Во времена моей юности университет являлся чем-то недостижимым и крайне престижным. ВГУ был единственным университетом на все Черноземье. Поступив, не думал, что останусь здесь работать. Тот период был временем возможностей, происходил слом эпох — мы перешли от советского союза и социалистической плановой экономики к рыночной. И, конечно, хотелось работать на практике, много зарабатывать, быть серьезным предпринимателем, банкиром, бизнесменом.

— Практически 10 лет вы занимаете пост ректора ВГУ. Какую оценку своей работе можете дать за эти годы? Какие решения считаете самыми главными и правильными? Какие результаты — самые важные?

— Результаты действительно впечатляют. Университет фактически в два раза увеличил доходную часть бюджета. Например, в этом году мы ожидаем доход 3 млрд 100 млн руб., эти цифры даже больше прошлогодних. Несмотря на кризис, пандемию коронавируса, университет активно развивается, осуществляет научно-исследовательскую деятельность, активно взаимодействует с работодателями, развивается — учебный процесс не прекращался ни на день. Как один из итогов за десятилетие — ВГУ вошел во все международные рейтинги, узнаваем на всех континентах мира, имеет свой устойчивый бренд и высокий уровень конкурентоспособности в международной системе высшего образования. За 10 лет кардинально изменили материально-техническую базу образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности: сейчас у нас 50 лабораторий мирового уровня, где работают наши преподаватели, научные сотрудники, молодые ученые, аспиранты, магистры, бакалавры. Как результат десятилетия: построены современный бассейн, сертифицированный для международных соревнований, корпус экономического факультета, новое комфортабельное общежитие для студентов, капитально реконструирован концертный зал ВГУ, построены теплые боксы для военной техники, создана научно-практическая база «Никель» в республике Адыгея для прохождения практики геологами и биологами, обновлены транспортные средства. Постоянно осуществляется капитальный ремонт учебных корпусов. Создан инжиниринговый центр в области рационального природопользования по извлечению титана, золота и платины.

— Каких принципов вы придерживались, формируя штат сотрудников? Какие собственные управленческие тактики считаете наиболее эффективными?

— Самая большая кадровая проблема для всех российских вузов — старение кадров. Необходимо решать очень сложную задачу — не увольняя старшее поколение создавать условия для прихода молодых исследователей, преподавателей, которым выгодно оставаться в университете и интересно работать у нас. Это задача архисложная и с финансовой точки зрения, и с организационной, но у нас есть успехи. Могу привести пример легендарного физического факультета ВГУ, на котором обучался первый советский нобелевский лауреат по физике, академик Павел Черенков. Сегодня на физфаке появилась плеяда великолепных, всемирно известных исследователей в возрасте до 45 лет, которых знают во всем мире, и они работают у нас.

В университете очень современное хорошее оборудование, существуют научные школы, образовательный процесс курируют грамотные наставники. Нам важно обеспечивать достойную оплату труда, давать возможность академической мобильности, чтобы преподаватели могли ездить на мероприятия, обучения, научные конференции. Если абстрагироваться от пандемии и вспомнить эпоху «допандемийную», с уверенностью могу сказать, что множество наших преподавателей могли свободно разъезжать по миру. Есть среди них и очень богатые люди. Намного богаче, чем ректор. Благополучие приходит в результате их пассионарности в научно-исследовательской деятельности.

— В последнее время наблюдается тенденция к популяризации онлайн-образования в сравнении с традиционными очными формами. Как реагирует ВГУ на эти новые вызовы? Поддерживаете ли вы их?

— Главный тезис и президента РФ, и практически всех ведущих ректоров университетов России: онлайн-образование никогда не заменит оффлайнового, классического очного образования, потому что университет — это не просто территория, где передаются, создаются и генерируются знания. Университет — место общения, социум, передача эмоций, сообщества сокурсников и многое другое. Онлайн-образование этого никогда не даст и не заменит. Но нужно понимать, что мы в новой реальности, и то, чему мы научились с марта 2020 года, останется с нами. Скорее всего, по завершении пандемии будет существовать некая смешанная система и очень широко будут использоваться технологии дистанционного обучения. Мы продвинулись невероятно. Если в конце марта у нас было около 500 электронных курсов на платформе Moodle, то сейчас их порядка 8500. Произошел принципиальный скачок, в том числе в головах у преподавателей. Отрадно видеть, когда преподаватель старшего поколения за 60, 70, даже есть примеры 80 лет, начинает работать в Zoom, в режиме видеоконференции, на платформе Moodle, читает лекции на различных языках, используя современные технологии. Пандемия дала толчок к развитию: за период с весны 2020 года по декабрь 2020 года университет потратил огромные средства — порядка 50 млн рублей на приобретение нового серверного оборудования, гаджетов, девайсов, новой компьютерной техники и организацию онлайн-обучения. Университет стал другим.

— Какие положительные моменты вуз вынес из ситуации с пандемией?

— Главный плюс — изменилась идеология обучения. Старые тетради с лекциями и мелки на досках уходят, но все-таки останутся, но уже сейчас преподаватели и студенты не представляют, как можно было жить без использования современных инновационных технологий дистанционного обучения. Практически на 80% мы подошли к организации концепции «Цифровой университет». Даже документооборот сейчас вводится в цифру. Не надо будет приезжать в ректорат, собирать подписи, чтобы отправиться в командировку. Цифровая подпись, многофункциональный центр, куда можно обращаться, все журналы учета, регистрации приказов, распорядительные документы — все будет в цифре. Университет с каждым днем преображается и становится высокотехнологичным интеллектуальным предприятием.

— Чем обусловлено отсутствие скидок для студентов, обучающихся платно? Это местное решение или общепринятая практика по стране?

— Это федеральный тренд. Преподаватели и студенты по-прежнему находятся в режиме очного обучения. Они друг друга видят — это первое. Дистант — не заочное обучение, так как нет разрыва по времени в общении и передаче информации, обработке этой информации. Второе — все технологические инновации, которые произошли, повлекли за собой очень серьезные капиталовложения, которые берутся только из доходной части бюджета университета. Никто не предоставляет нам средства для решения наших технических проблем. Нагрузки у преподавателей возросли в полтора-два раза! Раньше, когда лекция заканчивалась, преподаватель отвечал на один-два вопроса и уходил. В онлайн-формате приходится «активировать» каждого студента, что является сложной задачей. Некоторые студенты слушают лекции через мобильные телефоны, сотовые операторы, которые представляют мобильный интернет, не справляются. В таких случаях преподаватель выходит на общение с конкретным студентом в вечернее, зачастую даже в ночное время. Колоссально выросли расходы университета — масочный режим, рециркуляторы воздуха, постоянные уборки территории и другие меры ежедневно принимаются для того, чтобы сохранить здоровье и обеспечить безопасность, как студентов, так и преподавателей. Обучение в онлайн — очень дорогое удовольствие, поэтому ни о каких скидках речи не идет даже в целом по стране. Но мы пошли на эксклюзивные преференции — если раньше мы совершенно не приветствовали отсрочек платежей, то теперь студенты могут оплатить за год/полгода/квартал и даже месяц.

— Какие задачи вы ставите перед командой университета в новом учебном году?

— Самая главная задача, задача номер один — сохранение жизней сотрудников и студентов. Второй по значимости является подача заявки и победа в федеральном конкурсе программ стратегического академического лидерства. В конце декабря будет объявлен старт этого федерального конкурса, и, как только это случится, обнулятся все статусы вузов по всей стране — не будет опорных, национальных, исследовательских. С мая месяца команда университета готовит нашу заявку. У нас есть поддержка губернатора и председателя попечительского совета ВГУ Александра Гусева, вице-спикера госдумы Алексея Авдеева, вице-спикера Совета Федерации Галины Кареловой.

— Как в период пандемии организовано обучение для иностранных студентов?

— Большая часть иностранных студентов сейчас по-прежнему в наших общежитиях, они находятся под нашей защитой, и продолжают активно работать с университетом и учиться. С теми студентами, которые находятся за рубежом, налажена индивидуальная связь. Такая ситуация не только у нас, во многих воронежских вузах все организовано также.

— Сказывается ли кризис на штате? Планируются ли сокращения?

— Сокращений не было и не планируется. Мы дорожим нашим научно-педагогическом коллективом — это уникальный сгусток опыта, молодости, энергии, драйва, желания работать.

— Планы на 2021 год.

— 2021 год станет переломным не только для университетов, но и для всей системы высшего образования. Надеемся, что в следующем году мы сможем переломить ситуацию с пандемией коронавируса за счет вакцинации и приступим к обычной работе, но она будет осуществляться уже на новом технологическом уровне. Университет ждут новые федеральные конкурсы, задачи, которые ставит нам международное сообщество. ВГУ является лидером в РФ по количеству реализуемых проектов ЕС, сейчас мы реализуем 35 разнообразных проектов. В РУДН, МГУ, СПбГУ такого пакета проектов нет, поэтому мы и дальше активно будем продвигать себя и сообщество выпускников на международной арене.

Хочется, чтобы в новом году наше волонтерское движение стало по-прежнему очень активным и работало без ограничений. Надеемся, что можем запустить очень интересный проект «Образование и публичная дипломатия как факторы региональной безопасности», автором которого стал посол ЕС Маркус Эдерер. В рамках проекта, который разрабатывается с участием ученых России, Украины, Беларуси и стран ЕС, на одной площадке планируется собрать ректоров, специалистов, экспертов по трансграничному взаимодействию, межкультурной коммуникации. Это беспрецедентная ситуация, учитывая сложную ситуацию между странами, но мы надеемся, что именно ВГУ станет стартовой площадкой для перезагрузки.

В 2021 году хотим активировать наше очное взаимодействие с бизнес-партнерами: зарубежными компаниями Bayer, Siemens, компанией РОСАТОМ, где ВГУ является опорным университетом госкорпорации, и других. Во все форумы активности и с российскими, и с зарубежными бизнес-партнерами мы включаем обязательно студенческое сообщество, чтобы наши студенты появились на радарах крупных работодателей, у которых можно сделать прекрасную карьеру. Студенты ВГУ имеют возможность изнутри увидеть работу компаний, в число которых входит Сбербанк, группа компаний ЭФКО, СИБУР, оценить современное производство НЛМК. Надеемся, что к весне 2021 года ситуация стабилизируется, и мы будем развивать наших студентов и получать самые высокие награды за научно- исследовательскую деятельность.

Инструменты Владимир Архипенко: «У нас упала рентабельность»
Материалы выпуска
Решения Аркадий Пономарев: «Жизнь не заканчивается Садовым кольцом»
Решения Вячеслав Гладков: «Отказаться — это значит сомневаться»
Решения Александр Гусев: «Для лечения ковида перепрофилировали 38 медучреждений»
Решения Александр Никитин: «Инновации — импульс для прорывного развития региона»
Решения Виктор Карамышев: «Не теряя темпов развития»
Решения Вадим Кстенин: «В обществе большой запрос на справедливость»
Решения Никита Румянцев: «Хочу оправдать доверие избирателей»
Решения Владимир Нетесов: «Для дальнейшего развития региона есть все условия»
Решения Артем Верховцев: «Видим существующие вызовы и понимаем, как отвечать»
Решения Сергей Юхачев: «В пандемию регион показал устойчивую динамику развития»
Решения Евгений Матушкин: «Региональный бюджет 2021 года — это бюджет развития»
Решения Елена Воронина: «Наша ТПП — одно из лучших бизнес-объединений в регионе»
Решения Дмитрий Маслов: «Заметили снижение не доходов, а темпов их роста»
Инструменты Александр Рогачев: «Укрепились в мысли, что наша философия правильная»
Инструменты Владимир Архипенко: «У нас упала рентабельность»
Содержание
Закрыть