— Владимир Иванович, нынешний год почти целиком прошел под знаком пандемии коронавируса. Как вы считаете, удалось ли региону минимизировать его последствия?
— Безусловно, отложенный эффект пандемии на экономику региона мы увидим позже. Но те решения, те действия, которые были совместно предприняты исполнительной и законодательной властью региона еще весной, уменьшили это негативное влияние. Реализован масштабный комплекс мер, призванный сохранить социально-экономическую стабильность в непростых условиях распространения коронавирусной инфекции.
В частности, необходимость реализации в 2020 году жестких ограничений, направленных на борьбу с Сovid-19, потребовала еще более существенного смягчения налоговой политики. Для максимального сокращения текущих издержек бизнеса в сложных условиях принят пакет антикризисных мер, дающий возможность предпринимателям высвободить средства на выполнение обязательств по выплате зарплаты работниками и сохранить занятость.
Решением Воронежской областной Думы снижена ставка по налогу для организаций и предпринимателей на УСН, осуществляющих деятельность в наиболее пострадавших отраслях: по системе «доходы-расходы» с 15% до 5%, по системе «доходы» с 6% до 1%. Кроме того, до 31 декабря 2020 года освобождены от налога на имущество организации, санаторно-курортные учреждения области, не включенные в соответствующий федеральный список. Также облдума приняла решение об уменьшении суммы налога на имущество для собственников административно-деловых и торговых центров, уменьшивших сумму арендной платы для своих арендаторов.
В начале этого года депутаты разработали закон, направленный на снижение в шесть раз налоговой нагрузки для малых и средних IT-компаний. Данная мера позволит расширить их инвестиционный потенциал, потенциал в сфере НИОКР, привлечь новые IT-компании в регион, увеличить приток квалифицированных кадров.
Весной при Воронежской областной Думе оперативно была создана площадка для адресной работы с предпринимателями. Одним из приоритетов в работе стало выстраивание справедливой политики при взаимодействии государства и предпринимателей, предпринимателей и их работников. Основными задачами мы видели оперативный анализ ситуации, сложившейся в экономике области в связи распространением коронавирусной инфекции, организацию работы площадок для нормативного правового регулирования ситуации, а также жесткий парламентский и общественный контроль за реализацией намеченных мероприятий. Все предложения и рекомендации тщательно прорабатывались, обобщались и в сжатые сроки доводились до губернатора, правительства Воронежской области и оперативного штаба по борьбе с коронавирусом.
Предпринятые в тот период действия помогли избежать критической ситуации практически во всех отраслях (особенно на системообразующих предприятиях), что позволило сосредоточить усилия на помощи сектору малого и среднего бизнеса. В результате, сегодня, по предварительным прогнозам, спад региональной экономики по итогам текущего года будет на уровне 2,6%, что значительно меньше, чем в среднем по РФ (3,9%).
— Среди важных законодательных решений этого года был блок законов, направленный на привлечение в экономику региона частного капитала. Расскажите о них.
— Работа направлена на снижение административной нагрузки на бизнес, а также расширение круга компаний, которые могут получить различные меры региональной господдержки. В частности, внесены поправки в закон «О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области» для привлечения инвесторов в Воронежскую особую экономическую зону (ОЭЗ) «Центр» в Новоусманском районе. Расширили перечень критериев отнесения инвестиционных проектов к категории особо значимых. Резидентам предоставляется широкий спектр преференций и налоговых льгот (льготы по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогам, льготы по таможенным платежам). Инвестиционные проекты обеспечиваются всей инженерной и транспортной инфраструктурой. Внесение изменений позволило предоставлять инвесторам ОЭЗ «Центр» для реализации здесь крупных проектов еще одну меру господдержки — обеспечение их кредитных обязательств залогом областного имущества и государственной гарантией Воронежской области.
Кроме того, на территории индустриального парка «Масловский» запущен пилотный проект по предоставлению площадок для организации производства субъектам малого и среднего предпринимательства.
Сегодня в регионе создана уникальная многоуровневая система поддержки инвесторов. Любому из них Воронежская область может предложить условия для эффективной реализации проектов.
Летом законодатели приняли документ, предусматривающий развитие новой отрасли экономики. Речь идет об органическом земледелии. Сегодня потенциал региона по переводу земель из интенсивного в органическое производство составляет порядка 30 тысяч га или 1% от площади пашни. Базовым в этих процессах как раз и становится региональный закон, который устанавливает полномочия органов госвласти Воронежской области в указанной сфере, определяет направления господдержки сельхозтоваропроизводителей в развитии производства органической продукции. Принятие закона в перспективе будет способствовать появлению небольших хозяйств и агропредприятий.
— Как повлияла эпидемиологическая обстановка на взаимодействие депутатского корпуса непосредственно с населением?
— В связи с распространением коронавирусной инфекции депутаты Воронежской областной Думы активно подключились к оказанию прямой помощи гражданам, в том числе, находящимся в группе риска. Делали это как лично в своих округах, так и в рамках деятельности волонтерского центра. Весной при участии региональных парламентариев передано порядка 30 тысяч продуктовых наборов многодетным семьям и одиноким пенсионерам, подарено более 500 компьютеров школьникам для дистанционного обучения. Волонтеры привозили пожилым людям на самоизоляции товары первой необходимости, медикаменты, помогали решать бытовые вопросы. Осенью, когда региональные власти приняли решение о возобновлении режима самоизоляции для пожилых граждан, эта деятельность возобновилась. Теперь в ней принимают участие парламентарии, избранные в новый седьмой созыв.
— Вы упомянули о новых депутатах. Текущий год стал богатым на события не только в социально-экономическом, но и в политическом плане. Какие моменты здесь вы могли бы отметить особо?
— Безусловно, одно из таких событий — голосование по поправкам к Конституции, которые являются самыми масштабными в истории современной России. Главный приоритет этих изменений — защита прав граждан, их достойная жизнь и благополучие, развитие человеческого капитала. В частности, в основном законе страны закреплена обязательная ежегодная индексация пенсий, пособий и иных социальных выплат, положения о том, что минимальный размер оплаты труда должен быть не ниже прожиточного минимума.
Еще одним важным политическим событием стали выборы депутатов областной Думы. Подготовка к ним проходила в непростых условиях из-за эпидемии коронавируса. Дополнительной особенностью этой избирательной кампании стало то обстоятельство, что больше половины претендентов на мандаты от партии «Единая Россия» были новыми людьми, которые никогда не занимались политической деятельностью. Эта избирательная кампания оказалась одной из самых масштабных и отличалась высокой конкуренцией. Механизм социальных лифтов помог провести ротацию кадров, привлечь молодежь — активных профессионалов, лидеров со свежими идеями и современными взглядами. Благодаря этому в составе Думы VII созыва сформировался уникальный сплав опыта и новой энергии. Это дало положительный результат уже со старта нашей работы. Все депутаты активно подключились к работе комитетов регионального парламента, постоянно находятся в личном контакте с жителями, отчитываются о своей деятельности через современные каналы коммуникаций, в том числе персональные страницы в социальных сетях. Стремление к открытости и максимальной прозрачности — одна из главных особенностей депутатов нового созыва.
— Как строится работа с обращениями граждан в период пандемии?
— С конца марта парламентарии перешли преимущественно на дистанционный режим работы с обращениями заявителей. Несмотря на сложности и ограничения, связанные с пандемией коронавируса, работа с обращениями граждан не прекращается и в региональном парламенте, и в партийных приемных, и в личных депутатских приемных в избирательных округах. Депутаты используют различные формы дистанционной работы: прием обращений в письменном виде, по электронной почте, телефону, общение с воронежцами в соцсетях и с помощью видеоконференций. Депутатскому корпусу поставлена задача не снижать качество обратной связи, оперативно намечать пути решения проблем и в минимальные сроки давать ответ. Наш главный приоритет в любой, даже самой экстремальной ситуации остается неизменным: это защита интересов граждан и забота о каждом нуждающемся в поддержке жителе Воронежской области. Современные технологии позволяют делать это без потери эффективности и оперативности. В онлайн-режиме мы ежедневно решаем проблемы воронежцев. Большая часть из них связана в текущем году с вопросами социальной поддержки жителей в условиях распространения коронавирусной инфекции. Но традиционными в запросах граждан остаются сферы ЖКХ, экономики, соблюдения законности и обеспечения правопорядка. В этом году мы внедрили практику проведения тематических приемов. Проведена неделя приемов граждан старшего возраста, в рамках которой пенсионеры смогли получить консультации по вопросам здравоохранения, социального обслуживания, ЖКХ, а также помощь в решении бытовых проблем.
— Какие законодательные решения Воронежской областной Думы в 2020 году вы бы отметили как ключевые?
— Проведена большая работа по совершенствованию региональной нормативной базы. В том числе, принят масштабный блок законов, касающийся социальной сферы. Значительная часть этих инициатив связана с улучшением демографии. Депутаты единогласно поддержали закон «Об установлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно». Согласно ему семьи с небольшими доходами начали получать ежемесячную выплату на каждого ребенка указанного возраста в семье. Всего эти ежемесячные пособия сегодня в Воронежской области получают более 50 тысяч семей. Более полумиллиарда рублей на эти выплаты выделено только из регионального бюджета.
Весной приняты поправки в закон «О регулировании отдельных отношений в сфере образования на территории Воронежской области», которые позволили обеспечить бесплатным питанием всех детей, обучающихся в начальной школе, начиная с 1 сентября 2020 года. Сегодня депутаты в постоянном режиме контролируют ход исполнения этого закона: будь то областной центр или небольшой населенный пункт, качество горячего питания не должно вызывать претензий со стороны родителей и учеников.
Совсем недавно принят закон, касающийся особенностей предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта. Благодаря ему жители Воронежской области с небольшими доходами смогут получить до 250 тысяч рублей на открытие своего бизнеса.
Инициативы депутатов в этом году также были направлены на снижение кадрового дефицита в социальной сфере. В марте депутаты проголосовали за предоставление медикам первичного звена единовременных выплат при трудоустройстве.
Еще в начале года своим решением парламентарии ввели запрет на продажу аналогов снюсов и вейпов несовершеннолетним. Закон также предусматривает ответственность за вовлечение детей и подростков в употребление бестабачной никотиносодержащей продукции.
— На чем сегодня сконцентрировано внимание депутатского корпуса?
— Сейчас на повестке один из главных вопросов — это бюджет региона. Он должен отвечать всем приоритетам, направленным на защиту, благополучие граждан, заботу о жителях Воронежской области. Депутаты подробно рассмотрели статьи бюджета — каждый в своей сфере, подготовили замечания и предложения, опираясь в этой работе на интересы жителей своих избирательных округов. Подчеркну, что бюджет сбалансирован по доходам и расходам, реален к исполнению, в нем нет скрытых дефицитов. Главное, что в нем в полном объеме заложены необходимые средства на исполнение всех социальных обязательств, рост зарплаты бюджетников, реализацию национальных проектов, строительство новых школ, детсадов, медицинских учреждений, объектов культуры и спорта. Предусмотрены документом также средства для преодоления последствий пандемии. Значительный объем средств (сопоставимый по объемам с уровнем финансирования текущего года) выделяется на развитие области: строительство объектов, развитие сети автомобильных дорог общего пользования, в том числе в сельской местности, господдержку предприятий агропромышленного комплекса.
— Раскройте некоторые параметры бюджета на 2021 год.
— Прогнозируемая сумма доходов областного бюджета составит 131,6 млрд рублей, расходы запланированы в объеме чуть больше 135 млрд рублей. Дефицит — 3,4 млрд рублей имеет гарантированные источники финансирования, они также предусмотрены в бюджете. Расходы бюджета сформированы на 98,4% по программно-целевому принципу. Основную долю расходов бюджета составляют государственные программы в социальной сфере — 65,5 %.
В условиях пандемии особое внимание уделяется здравоохранению. Консолидированные расходы на отрасль с учетом всех источников финансирования в следующем году оцениваются в сумме 46 млрд 367,3 млн рублей. Расходы областного бюджета в сопоставимых условиях вырастут к уровню текущего года на 743,3 млн рублей, или 4%, и составят 19 млрд 174,9 млн рублей. На образование, с учетом средств федерального и местных бюджетов, планируется направить 37 млрд 529,1 млн рублей, с ростом к текущему году на 9%. На социальную защиту населения с учетом федеральных средств расходы планируются в сумме 21 млрд 349,4 млн рублей, с ростом к текущему году на 12,8%, или 2 млрд 421,2 млн рублей. В их структуре 74,2%, или 15 млрд 850 млн рублей — это социальные выплаты. Все нормативные публичные обязательства обеспечены финансированием. В следующем году в отраслях социальной сферы продолжится реализация адресной программы капитального ремонта, на которую предусмотрено 2 млрд рублей. Расходы дорожного фонда запланированы в объеме 15 млрд 642,4 млн рублей, из них за счет собственных средств — 12 млрд 223,2 млн рублей. Расходы будут направлены на поддержание нормативного состояния и развитие сети автомобильных дорог области. На государственную поддержку агропромышленного комплекса в 2021 году предусмотрено 6 млрд 848,2 млн рублей, из которых 2 млрд 477,5 млн рублей — областные средства. На финансирование областной адресной инвестиционной программы в 2021 году предусмотрено 12 млрд 640,8 млн рублей, в том числе средства областного бюджета — 6 млрд 700,3 млн рублей. Значительная часть запланированных средств — 83% будет направлена на строительство объектов социально-культурной сферы и инженерной инфраструктуры к ним. В 2021 году предусмотрено строительство 214 объектов, в том числе таких, как хирургический корпус онкологического диспансера, детский корпус для оказания специализированной медицинской помощи детям по профилям онкология, гематология, а также школ и детских садов в муниципальных районах области.
— В регионе продолжается реализация нацпроектов. На какие программы запланировано больше всего средств?
— В бюджете 2021 года в полном объеме предусмотрены средства на реализацию национальных проектов — более 21,5 млрд рублей, из которых только порядка 65% — средства федерального бюджета, а 35% — это участие области.
Здесь важен не только объем выделяемых средств, но и эффективное их расходование. Учитывая высокую социально-экономическую значимость национальных проектов для развития области, основное внимание в 2021-2023 годах будет сосредоточено на повышении качества управления региональными проектами, обеспечении надлежащего контроля над своевременностью и полнотой достижения заявленных результатов.
Больше всего средств в 2021 году в Воронежской области будет направлено на реализацию нацпроекта «Демография» (5,5 млрд рублей), «Жилье и городская среда» (4,5 млрд рублей), «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (более 4 млрд рублей) и «Здравоохранение» (3,8 млрд рублей). Почти 2 млрд рублей будет выделено на мероприятия нацпроекта «Образование», 600 млн рублей пойдет на реализацию программ в рамках нацпроекта «Экология» и более 300 млн рублей — на «Цифровую экономику». В проект бюджета региона на 2021 год также заложено более 250 млн рублей на нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и 114 млн на нацпроект «Производительность труда и поддержка занятости».
— Какие стоят задачи перед Воронежской областной Думой в 2021 году?
— Наши основные задачи в долгосрочной перспективе неизменны. Воронежская областная Дума должна обеспечить дальнейшее совершенствование законодательства, чтобы создать необходимые условия для повышения качества жизни воронежцев, развития бизнеса, привлечения инвестиций, формирования конструктивной общественно-политической обстановки в регионе путем открытого взаимодействия государства и общества. Для этого у нас в регионе есть все необходимые условия.