— Новоусманская ЦРБ первой в Воронежской области начала принимать ковидных больных. Почему выбрали именно вашу больницу? В каком состоянии находилось учреждение тогда, и что изменилось за год?
— Это было решение департамента здравоохранения, в его основу легла конструктивная особенность корпуса Новоусманской ЦРБ: она могла обеспечить отдельные боксы, несколько выходов, логистически хорошая зона. Мы понимали, что материально-техническая база у нас не совершенна, до этого проводили там косметический ремонт и уже строили планы с депздравом по капитальному ремонту корпусов больницы. С пандемией это не связано. Всего перепрофилировали много больниц, и сейчас можно с уверенностью заявить, что Новоусманский район точно не стал «анклавом» борьбы с коронавирусом.
Первый и самый сильный удар пришелся на систему здравоохранения, которой пришлось пройти своего рода краш-тест. Считаю, что в России достойно пережили это время, с колес перестроили всю систему под вызовы, которые бросила нам пандемия. Это применимо и к системе образования — стремились обеспечить комфортные условия для детей на дистанционке. Новоусманский район в числе лидеров области по показателю переданных ПК в пользование детям для обучения на дому.
— Когда завершится реконструкция центральной улицы Ленина? Сколько средств направлено на приведение в порядок центра села, и что удалось сделать?
— Несмотря на пандемию, ни один объект по благоустройству, нацпроектам и строительству социальной инфраструктуры не остановили. Был период, когда стройки простаивали, но это считанные дни, и позднее мы нарастили темпы, чтобы не отстать от графика: сейчас возводим три школы. Проект реконструкции ул. Ленина идет в два этапа: в 2020 году закончили центральную площадь Мира, в этом году завершаем ремонт на центральной улице. Центр села, на мой взгляд, преобразился: гуляет молодежь, есть положительный отклик от жителей. Реконструкция улицы Ленина обошлась в 70 млн рублей, реконструкция площади — порядка 90 млн рублей. Это деньги федерального бюджета по госпрограмме «Комфортная городская среда». Центр очень нуждался в этом, остается много проблем в оформлении фасадов и незаконной рекламе. Это свойственно МСП, администрация находит с предпринимателями общий язык. Реализация проекта послужила основой взаимопонимания между бизнесом и властью: привести «лицо» центра в цивилизационный вид — очень важно для нас.
— Как вы относитесь к ИЖС? Как планируете развивать жилое строительство?
— Темпы жилстроительства не спадают, в 2020 году этот показатель достиг 172 тыс. кв. метров. Новоусманский район занял первое место среди районов области. Для ИЖС у нас тоже много возможностей, территории достаточно. В числе наших обязанностей — проводить коммунальные сети, свет, строить дороги и сопутствующую инфраструктуру (школа, сады, места отдыха), чем мы активно занимаемся. Ежегодно район прирастает от 1 тыс. до 1,8 тыс. человек. Это миграционный прирост в основном, что свидетельствует о привлекательности и комфорте в районе. При строительстве инфраструктуры есть уверенность в его востребованности.
— Насколько инфраструктура района успевает за жилищным строительством?
— К началу 2018 года более 1 тыс. человек стояли в очереди на детские сады. Это только в одном районе — катастрофические показатели. Почти такая же ситуация со школьными учреждениями. Стараемся исправить ситуацию: в прошлом году 1250 мест появилось в дошкольных учреждениях, в этом году постараемся ввести в эксплуатацию три школы — более 3,5 тыс. мест для школьников. Опережающий рост, конечно, мы не обеспечиваем, так как идет прирост населения. Департамент образования Воронежской области активно помогает нам.
— В Новоусманском районе завершили строительство фармзавода ООО «Бионорика» за 3 млрд. Какие можно подвести промежуточные итоги? Сколько трудоустроено человек? Какие отчисления поступают в бюджеты?
— Появление ООО «Бионорика» обеспечили областные структуры, лично губернатор курировал этот вопрос. Мы сотрудничаем с департаментом экономического развития по поиску инвесторов, а также устранению вопросов административно-хозяйственных проблем, связанных с ИП «Масловский» или ОЭЗ «Центр». Это результат общего взаимодействия, что дает муниципалитету финансовые бонусы (порядка половины НДФЛ) и обеспечение рабочих мест для населения. В прошлом году «Бионорика» уже заплатила 7,5 млн НДФЛ, несмотря на тот факт, что там работает всего 25 человек. Половина этой суммы ушла муниципалитету, это немного, но мы гордимся этим предприятием.
— Также в 2020 году стало известно о планах по строительству завода «Лимак» в ИП «Масловский». Инвесторы даже определились с участком. На каком этапе находится проект?
— «Лимак» находится на стадии проектирования и юридического оформления земельных отношений. Компания серьезно настроена, в соседнем регионе — Липецке — это известный производитель. У руководства амбициозные планы: кроме производственной площадки они хотят возвести целый комплекс жилья для сотрудников компании. Но пока все на начальной стадии.
— Примечательно, что бизнес-проекты развиваются не только на территории индустриальных парков и ОЭЗ, но и на сельских территориях. Сайт администрации сообщал, к примеру, о том, что в Орлово запустили несколько интересных производств – осетровая ферма и снэковый завод. Как предприятия влияют на экономику района?
— Осетровое хозяйство — полностью наш проект. На площадке ООО «Воронежской осетровое хозяйство» производят как мясо рыб осетровых пород, так и икру. «Лутовские снеки» тоже являются динамично развивающейся площадкой. Несмотря на тот факт, что предприятие небольшое и стартовало два года назад, его география поставок уже охватывает порядка половины регионов РФ. Для всех инвесторов у нас «зеленый коридор». Стараемся поддерживать экономику на должном уровне, потому что из этого и вытекают инженерные, коммунальные и инфраструктурные проекты.
— 2020 год для Воронежской области проходил под эгидой не только коронавируса, но и пожаров. Как вы боролись со стихией? Какой ущерб причинили району пожары и какие выводы были сделаны?
— К счастью, мы не относимся к тем районам, где серьезно пострадали люди от пожаров. Мы знаем, что по поручению губернатора оказывается поддержка пострадавшим, строятся новые дома. У нас в основном горел сухостой. Когда мы говорим природные пожары, за этим не подразумевается природных характер их возникновения. Все это — дело рук человека. Сколько бы мы не проводили мероприятий по предупреждению пожаров, как бы не штрафовали недобросовестных граждан — люди продолжают выходить и поджигать траву. Это оборачивается трагедией. Эту тему выносили на обсуждение в правительстве уже в 2021 году, мы внесли предложение об изменении порядка административной ответственности. За нарушением противопожарных норм следует созыв административной комиссии, которая может затянуть с решением. Необходимо упростить процедуру, работаем в этом направлении. Если говорить про наш район, ущерб небольшой — сгорели хозпостройки, три помещения. Наверное, многие помнят фотографию с буквами «Бабяково» на фоне зарева. Так вот – несмотря на всю эпичность фотографий, горели в основном заливные луга. И, кстати, ни одна буква не пострадала.
— В чем цель вашей работы в 2021 году, на что – особое внимание и приоритет?
— Ощущаем турбулентность: заметили снижение не доходов, а темпов их роста. Необходимо восстановить финансовое самочувствие, воплощать серьезные планы по социальной инфраструктуре. Начинаем возводить физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном.
В топе тем на встречах с жителями – автодороги: есть густонаселенные улицы, где необходимо срочное решение, есть отдельные дома. Многие граждане, объединившись в ТОСы, идут решать проблемы. Не везде делаем асфальтом, иногда просто закидываем щебнем. Справедливые замечания, но это необходимые временные меры. Сейчас неплохие субсидии на дорожную деятельность, будем исправлять ситуацию.