— Как вы оцениваете 2020 год в целом для АПК?
— Как ни странно, но 2020 год для АПК сложился достаточно хорошо. Собрано рекордное количество зерна. Увеличено производство мяса, птицы, молока. Индекс производства сельского хозяйства вырос на 1,8%, при том, что промышленность упала на 3%.
— Как поменялась конъюнктура спроса и предложений на рынке?
— Из-за ограничений в связи с пандемией резко упало потребление в общепите. Но так как люди стали больше проводить времени дома, на удаленной работе, возросло потребление «семейного» ассортимента. Заметнее всего, на целых 5%, увеличилось потребление дорогих сычужных сыров. Это гигантский объем. Я задался вопросом, с чем это связано, ведь доходы населения, как мы видим, падают. Ответ оказался достаточно тривиальным: дорогие сыры и другую продукцию из премиум-сегмента покупают россияне, которые привыкли отдыхать за границей. В этом году деньги остались в России и дали прирост отрасли.
Другой не менее показательный фактор — большая часть президентских выплат для поддержки семей была потрачена на продукты первой необходимости. Прежде всего, на молочный ассортимент.
— Как вы считаете, может ли тенденция роста сохраниться на рынке, даже с учетом открытых границ в следующем году?
— Маловероятно, что это будут сегодняшние объемы. Представление людей, что на Западе все вкуснее и лучше все еще действует. Но когда россияне попробовали отечественную продукцию и отдых в России, то потребление отечественных товаров значительно возросло. Сейчас это тренд. И думаю, что потребление российских продуктов повышенного качества будет расти.
— Вы уже очень долго выступаете за введение продуктовых карт для населения с низким доходом. Как оцениваете эту ситуацию? Почему мы не можем никак прийти к этому решению?
— Между выплатами президента и продуктовыми картами нет никакой разницы. В эти карты должны входить первостепенные продукты — молоко, хлеб, макароны, крупы. Это универсальный подход к решению проблемы бедности и социальной стабильности.
Другой вопрос: почему до сих пор не ввели? К сожалению, большинство вещей забывается, упускается и вытесняется другими вопросами. Могу привести наглядный пример: в начале пандемии президент дал указание, чтобы у системообразующих предприятий было льготное финансирование. Но в списке оказались совсем не те компании, хотя сама мысль очень хорошая. То же самое с карточками. В программу зачем-то добавили садовые саженцы, семена, инвентарь. Из-за чего ее бюджет вырос до неподъемного. Потому программа до сих пор не внедрена. Хорошие инициативы нужно внедрять сразу. Как только начинают их «улучшать», как правило, ничего не получается.
— А есть ли перспективы у идеи с карточками?
— Карточки применяются во многих странах мира. Социальные карты есть и в Москве, они распространяются на студентов и пенсионеров. Думаю, эту практику нам нужно распространить. Жизнь ведь не заканчивается Садовым кольцом столицы.
— Как вы оцениваете сейчас импорт и экспорт в АПК?
— Если мы хотим встроиться в общемировую систему, то мы должны не только импортировать, но и не менее активно развивать экспорт. Обмен технологиями, создание новых продуктов, работа на разных рынках — в этом суть экономики. Конечно, большая глупость — санкции, которыми нас обложили ряд стран. Это не приносит пользы ни их экономике, ни глобальной. Может быть, Россия не главный их потребитель. Но у нее значительно больше преимуществ, чем у других государств.
Правильно говорит наш президент: нужно нацеливаться на экспорт. Да, молочная отрасль пока в начале экспортного пути. Из-за дефицита молока мы только вышли на самообеспечение. Излишков у нас пока нет. Тем не менее, первые шаги сделаны — мы начали экспортировать мороженое. Стараемся освоить выпуск высокотехнологичных продуктов для освоения мирового рынка.
— В 2021 году вводится поэтапная маркировка. Расскажите, в чем заключается проблема?
— Государству нужно знать, в каком количестве и что выпускается в нашей стране. Поставленная государством задача понятна. Следующий вопрос: как ее реализовать?
К сожалению, решать эту задачу берутся люди, которые не имеют никакого отношения к отрасли. Представим деревянный дом. Он делается из дерева — это изделие из дерева. А теперь представьте резьбу по дереву. Это тоже изделие из дерева. Но для одного и другого используются разные инструменты. Если начать делать резьбу топором, понимаете, что получится? Нам сейчас как раз предлагают выполнить резьбу топором. Поскольку оборудование, которое надо докупить, стоит огромных денег. Кроме того, оно несерийное, его придется каким-то образом приспосабливать. Для ясности происходящего, в молочном производстве больше двухсот производственных линий, множество операций. Нам к каждой операции нужно будет приноровить маркировку.
Кроме того, программное обеспечение машин иностранное. Чтобы связать машины друг с другом, нужны коды, которые никто нам не даст. Если программа блокируется, то считать с продукции коды мы не можем. Получаем ситуацию как с лекарствами. Препараты были на складе, но продавать людям их не могли. Но если лекарства могут какое-то время полежать на складе. Молоко — скоропортящийся продукт, оно скиснет и пропадет.
Если подвести итог, то мы «за» введение маркировки. Но к этому надо подойти обстоятельно. Привлечь отраслевых технологов, чтобы с учетом их знаний создать устройства для маркировки. Также хочется, чтобы это была отечественная разработка, хорошо работала и не зависела ни от кого. Но для этого всего нужно время. Если же внедрять маркировку волевым решением, то от дополнительных трат и потерь возрастет себестоимость производства до 4 %, эту цифру озвучил министр. Поэтому имеет смысл отложить маркировку, пока она не будет доведена до ума. Чтобы не создавать лишних проблем бизнесу. И не вызывать негативной реакции у населения из-за спровоцированного маркировкой роста цен.
— Что не так в маркировке в сельскохозяйственном секторе?
— Похожая ситуация. К этой теме пока не знают, как подойти, что взять за базу: у нас большая страна и очень много животных. В двух словах, маркировка животных позволяет получить информацию, где находится животное, в каком оно состоянии, и отследить качество поступающей в оборот продукции животноводства.
Кроме того, без маркировки животных не получится выйти на внешние рынки. Уже есть потенциальные покупатели. Но у них возникают вопросы: как обстоят дела с учетом животных, как обеспечиваем безопасность нашей продукции. И пока у нас нет доказательной базы в виде маркировки животных, выйти на мировой рынок будет проблематично. Также у нас фактически отсутствует учет племенной продукции. Мы не знаем наверняка, что происходит на этом рынке. А значит, государство имеет фрагментарное понимание, как его развивать.
На мой взгляд, учет животных сегодня важнее, чем маркировка продуктов питания. Этим нужно заниматься в первую очередь. В плане программного обеспечения здесь все гораздо проще, чем в маркировке продуктов питания. Можно оттолкнуться от зарубежного опыта и создать свое программное обеспечение. А можно работать с иностранными компаниями. Они не против нашего участия в их проектах.
— Как может вести себя бизнес во время пандемии? Как прогнозировать ситуации?
— Здесь можно применить фразу одного практика и теоретика, посвятившего сельскому хозяйству 50 лет. На 80% все зависит от человека, на 20% — от природы. Так и во время пандемии. Самое главное, чтобы реакции государства и бизнеса были синхронными. В сложное время важно объединяться.
— Как развивать экономику села?
— Обеспечить, прежде всего, жизнеспособность села. Чтобы люди захотели здесь жить и перебирались молодые семьи, специалисты, необходимо создать условия, не уступающие городским. Либо добиться, чтобы различия были минимальными. Я был удивлен, что данный вопрос не был поднят на прямой линии с президентом. Мы говорим о продуктах, но забываем, что все начинается с земли, с села. Не с Москвы. Это надо понимать и соответствующим образом выстраивать государственную политику.
— Каким вы видите 2021 год?
— На мой взгляд, он будет хуже, чем уходящий. Очень большие сомнения по поводу зерновых культур. Потому что зерно было посеяно в сухую землю, а потом ударили морозы без снега. Очень многое будет зависеть от показателей по заболеваемости. Если пандемию не обуздаем, то психологическое состояние людей ухудшится. Что, в свою очередь, будет влиять на экономику.