— В конце прошлого года продлили налоговые каникулы для малого и среднего бизнеса, а также для индивидуальных предпринимателей. Это одна из мер поддержки государством. Расскажите, какая помощь оказывалась на региональном уровне?
— Еще в апреле главой администрации области разработан и утвержден комплекс мер поддержки субъектов предпринимательской деятельности, оказавшихся в зоне риска. Наиболее значимые из них уже нашли свое отражение в региональном законодательстве. Так, вступили в силу изменения в законы области, предусматривающие снижение налоговых ставок по УСН и льготы по налогу на имущество. Кроме того, ограничено проведение проверок и предусмотрен специальный антикризисный заем посредством региональной государственной микрофинансовой организации.
С этого года не будет ужесточаться региональное законодательство о налогах на имущество организаций: их продолжат взимать, исходя из кадастровой стоимости, только с объектов площадью свыше тысячи квадратных метров. Согласно изменениям, которые планировалось внести в региональный закон «О налоге на имущество организаций», упомянутое ограничение по площади могли исключить и облагать, учитывая кадастровую стоимость всех собственников торговых и офисных объектов, которые являются субъектами малого и среднего предпринимательства. Чтобы поддержать местный бизнес, депутаты внесли в областную Думу законопроект, по которому эта мера откладывается до 2022 года. Областная Торгово-промышленная палата выступала с поддержкой этой инициативы на всех этапах.
По-моему мнению, для многих предприятий ситуация по-прежнему остается сложной, особенно это касается следующих отраслей: туризма, фитнес-индустрии, пассажирских перевозок, организации мероприятий, в том числе в культурной и развлекательной сферах, причем дело не столько в ограничении деятельности, а в масштабном падении спроса.
— Какие отрасли бизнеса пострадали за этот год больше всего?
— В Тамбовской области, как и по всей России, в перечень наиболее пострадавших отраслей экономики вошли перевозки, туризм (в части деятельности турагентств), физкультура и спорт, допобразование, гостиничный бизнес, общепит, event-индустрия, клининг. Часть из этих отраслей до настоящего момента имеют ограничения в своей деятельности, особенно это касается туризма и event-индустрии.
Тамбовская областная ТПП, как бизнес-объединение, на протяжении всего сложного года была рядом с региональными предпринимателями и организациями. В период каждодневно меняющегося законодательства мы оперативно доводили информацию от первых лиц не только региональных, но и федеральных органов власти: проводили вебинары, онлайн-встречи, делали информационную рассылку. Для консультаций бизнеса в самые сложные первые месяцы была отрыта «горячая линия», на которую поступило более тысячи обращений. Кроме того, по решению, принятому на федеральном уровне, мы стали посредниками в урегулировании спорных ситуаций между бизнесом и кредитными учреждениями, которые реализовывали меры поддержки.
По поручению правительства РФ, Торгово-промышленная палата — единственный орган, уполномоченный выдавать сертификаты о свидетельствовании форс-мажора, по нашему региону провела более двух тысяч консультаций и бесплатно помогла многим предприятиям посредством оформления этого документа избежать значительных убытков в сложный для всего бизнеса период.
— Как ТПП вела работу в период пандемии в сфере международных отношений? Удалось ли найти новые деловые контакты и партнеров из других стран для регионального бизнеса? Поделитесь опытом такого взаимодействия.
— Действительно, 2020 год показал и нам, и бизнесу, как важно быстро адаптироваться к ограничительным мерам и перепрофилировать свою работу в условиях закрытия практически всех границ. Благодаря тому, что система ТПП имеет представительства во многих странах мира, мы начали подбирать деловых партнеров дистанционно.
В то время, когда ограничительные меры смягчили, нам удалось организовать рабочую встречу представителя Бельгии с тамбовскими предприятиями. В октябре Тамбов с деловым визитом посетил торговый атташе посольства Бельгии Франк Ван Эйнде с целью выстраивания взаимоотношений и налаживания контактов по взаимодействию между местными производителями и бельгийскими предприятиями. Для бельгийской стороны такой деловой визит — это возможность лично переговорить с тамбовскими предпринимателями и подобрать для них конкретные компании в Бельгии, которые будут заинтересованы в них как в партнерах, поставщиках продукции или в качестве инвестиционных площадок.
— Как происходит сотрудничество с центром «Мой бизнес»? Каких успехов вам удалось добиться, работая вместе?
— Под брендом «Мой бизнес» сосредоточены все меры государственной поддержки бизнеса в Тамбовской области. С самого открытия этого центра в 2018 году мы объединены одной общей целью — эффективно поддерживать предпринимателей, показывать им новые ниши, помогать трансформировать и расширять бизнес, поэтому наши пути в работе постоянно пересекаются. Общими усилиями мы показываем пример эффективного взаимодействия в рамках развития экспортной деятельности региона, реализуя совместно проекты и мероприятия, работая с бизнесом, формируя единое благоприятное поле для поиска предприятиями новых рынков и расширения географии продаж. Эта работа была подкреплена наделением в конце прошлого года на федеральном уровне системы ТПП официальным статусом организации, образующей инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В 2020 году палата совместно с Центром координации поддержки бизнеса организовала II Ежегодный региональный конкурс «Экспортер года — 2019» среди субъектов малого и среднего предпринимательства региона. Кроме того, ТПП совместно с Центром поддержки экспорта презентовала второй выпуск каталога экспортно ориентированных предприятий региона, в котором размещена краткая информация более чем о 130 производственных предприятиях.
— ТПП Тамбовской области в этом году исполнилось 25 лет. Расскажите о главных достижениях за это время. Какие задачи ставите перед собой на ближайший год?
— Сегодня Тамбовская областная торгово-промышленная палата является одним из крупнейших и авторитетных бизнес-объединений в регионе, консолидируя интересы предприятий и предпринимателей различного масштаба и отраслей. Среди наших успехов: более 250 членов палаты, свыше двух тысяч организаций ежегодно взаимодействующих с ТПП, пять регулярно работающих комитетов, более 120 деловых мероприятий в год, участие и организация федеральных и региональных экономических конкурсов, единственное деловое издание в регионе, партнерство и взаимодействие со всеми органами власти, систематическая работа по анализу принимаемых нормативных актов, более 30 видов бизнес-услуг.
Главная задача одна — идти в ногу с предприятиями-членами ТПП и эффективно отвечать на поступающие запросы, а так как их много, то и задуманных проектов большое количество. Это и работа над нормативной базой, действующей и разрабатываемой, и масштабный маркетинговый проект по продвижению производителей, и расширение консультационной помощи, также развитие партнерских связей с органами власти и формирование узких профессиональных сообществ.