— Расскажите об основных задачах бюджетной политики прошлого года. Как повлияла пандемия на исполнение нацпроектов и других важных программ?
— Год был сложный для экономики всей страны. Ограничительные меры серьезно ударили, в том числе и по Воронежу. Однако плановые задания, которые мы для себя ставили по доходной и расходной частям бюджета – более 24 млрд рублей, выполнили в 100% объеме. Все объекты завершены в срок и средства все тоже освоены — федеральные и консолидированные. Пять лет снижаем муниципальный долг, речь идет о бюджетных и коммерческих кредитах, который сейчас составляет 3,5 млрд рублей (за «пятилетку» объем снижен с 8 млрд более чем в два раза). В этом помогают субсидии и поддержка регионального правительства, потому что чудес не бывает — собственный объем доходов города в 2020 году составил 9,6 млрд. То есть, остальные средства от 24 млрд руб. — это федеральные и областные субвенции.
— Как в условиях 2020 года развивалась инфраструктура города? Какими объектами занималась администрация?
— Возведено восемь пристроек к детским садам в 2020 году, также построили и выкупили в муниципальную собственность два новых детских сада. Ввели в эксплуатацию новый объект дополнительного образования на Ленинском проспекте — наш знаменитый недострой. На 1,5 млрд рублей реализовали проекты в дорожной сфере, из которых 600 млн рублей пошли на ремонт 40 км дорог в Воронеже. Причем, это был не ямочный ремонт, мы полностью меняли покрытие. Остальные средства направлены на реконструкцию мостового перехода полтины, а также на виадук по ул. 9 Января и реконструкцию спортивных площадок во дворах города — порядка 40 объектов.
— Какие объекты в работе на 2021 год? Что уже удалось сделать?
— Начинаем реализовывать два знаковых проекта. На выходе из госэкпертизы находится проект Проспекта революции — долгожданная реконструкция, куда привлекли много общественников. К этому мероприятию готовимся полтора года и, что называется, «сломали много копий». Все, что задумали вместе — легло в основу проекта за 550 млн рублей. Постараемся провести все работы в два этапа в 2021-2022 годах. Наконец-то пришли к тому, что после реконструкции в выходные дни проспект будет пешеходным. Скорее всего, только в летнее время.
Другой проект: реконструкция Петровской набережной от Чернавского моста до Адмиралтейской площади. Концепция готова, утверждена губернатором и ушла в рабочее проектирование. В течение двух-трех месяцев рассчитываем получить госэкпертизу и точно также приступим к реализации, деньги на это уже заложены.
— Какие больные точки города вы можете выделить сами?
— Это реформы, которые зачастую встречают прохладно — транспортная и обращение с ТКО. Они запущены, ряд шагов по транспортной реформе уже предприняты: автобусы оборудованы системой безналичной оплаты, в скором времени будет автоматизированная оплата проезда и единый центр управления транспортом. Муниципалитет привез уже 62 новых ЛИАза, планируем привезти еще. Меняются схемы автобусного обслуживания населения, маршруты, все это оптимизируется таким образом, чтобы убрать «гонки» маршруток на дорогах. К реформе приступили и идем последовательно.
В обращении с твердыми коммунальными отходами вводим раздельный сбор мусора, делаем цивилизованными контейнерные площадки. Нашим операторам тоже приходится подстраиваться, по возможности переходить на современные мусоровозы, увеличивать количество евроконтейнеров.
— Какие кадровые перестановки в мэрии произошли за 2020 год? Чем мотивировано создание новой должности — замглавы по кадровой и внутренней политике?
— Современный мир уходит в плоскость интернет-пространства. Сегодня надо уметь слышать людей, без этого ничего не получится, в обществе большой запрос на справедливость. Несправедливое решение, несправедливое поведение органов власти — это вызывает большую протестную историю. Надо учиться работать в новых условиях, открываться и контактировать с населением. Человек на этой должности будет отвечать за эту функцию.