Компетенция , Черноземье ,  
0 

Сергей Корчевников: «Хочется выстроить диалог с предпринимателями»

Реклама:
Сергей Корчевников (Фото: РБК Черноземье)
Сергей Корчевников (Фото: РБК Черноземье)
Руководитель департамента предпринимательства и торговли Воронежской области — об ограничительных мерах, масочном режиме, условиях работы ТЦ в период пандемии, развитии туризма

— На протяжении первой недели ограничительных мер были некоторые разногласия между указом губернатора и списком системообразующих предприятий от Минопромторга. Каким документом нужно было руководствоваться бизнесменам?

— С началом ограничительных мер многие предприниматели обращали внимание регионального правительства на отдельные сегменты, которые из-за ограничительных мер не могут работать. Наиболее активно проявили себя системообразующие предприятия. Крупнейшие предприятия, головные офисы которых находятся в Москве, ссылались на указ президента, в котором говорится о том, что торговые объекты такого порядка могут работать. Действительно, 11 мая 2020 года вышел федеральный указ, а 13 мая 2020 года вышел указ губернатора Воронежской области, в котором системообразующие предприятия мы исключили из ограничений, поэтому они работали без ограничений.

Наша позиция заключалась не в ограничении деятельности системообразующих предприятий, а в изменении формата их работы. Торговлю непродовольственными группами товаров предложено осуществлять дистанционно с доставкой через пункты выдачи. Таким образом, реализация товаров ими не запрещена, а ограничена. В 116 торговых центрах, из которых 63 расположены на территории города Воронежа, располагается 2900 торговых объектов. В период двухнедельных выходных у нас работало 13% объектов, системообразующих не более 2%. Не все согласились с предложенным вариантом работы. Многие федеральные сети закрылись добровольно, некоторые после вручения уведомлений о нарушениях. Самую главную цель — минимизировать трафик посетителей, достигли. Падение трафика составило почти 70%.

Сергей Корчевников: «Хочется выстроить диалог с предпринимателями»

— В чем заключались тотальные проверки масочного режима в ТЦ? Какие результаты они принесли?

— Заниматься мониторингом исполнения указа имеет право 21 орган исполнительной власти правительства. В этом году поделили сферу торговли, услуги общепита и те компании, которые занимаются транспортным обслуживанием населения. Основное внимание было обращено на торговые центры и продовольственный ритейл — сегменты с большим трафиком посетителей. Нормы исполнения регионального указа проверялись не только по открытию и закрытию торговых центров, но и по соблюдению масочного режима, наличия санитайзеров и других элементов в соответствии с требованиями Роспотребнадзора.

У нас нет цели выписывать штрафы для пополнения бюджета, главной задачей является соблюдение ограничительных мер с целью сохранения здоровья граждан. Но некоторые трудовые коллективы не внимали требованиям. Предупреждали, высылали уведомления, после чего осуществлялось привлечение к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа для предпринимателей, нарушивших требования впервые, для повторных нарушений предупреждения уже не работали, в таких случаях суды накладывали штраф от полумиллиона до миллиона рублей, либо прекращали деятельность предприятия на срок до 90 дней.

Протоколы составлялись в большом количестве, сейчас их уже более 200, среди них есть достаточно жесткие решения. Самое суровое наказание — приостановка коммерческой деятельности. Существуют объекты с прекращением деятельности до 30 суток и штрафами до полумиллиона рублей. По нашим материалам таких всего двое, но чаще всего такие решения принимаются по административным материалам коллег из Роспотребнадзора.

— Сколько предприятий не смогли пережить ограничения во время пандемии? Как сейчас себя чувствует МСП?

— Есть самый понятный показатель — количество МСП. Прослеживаем динамику на протяжении нескольких лет и однозначно видим падение по итогам 2020 года. Это касалось и ИП, и юридических лиц. В этом году до октября наблюдаем незначительное снижение по юридическим лицам и уверенный рост по ИП.

Ежегодно коллегами из ФНС проводится «чистка» реестра МСП. Можно догадаться, что некоторые из них, возможно, создавались для «серых» схем. В июле-августе обычно происходит резкое сокращение ИП и юридических лиц. 471 предприниматель прошел перерегистрацию в других субъектах РФ, наш департамент связывает это с отсутствием определенных мер поддержки, в частности по УСН. 66 субъектов РФ имеют такие решения по льготам. В связи с этим мы готовим аналитические материалы, в которых указано, что по итогам девяти месяцев работы в этом году произошел существенный рост уплаты налогов в бюджет в сумме около 8,3 млрд рублей. Появился резерв, чтобы сделать такую уступку для наших предпринимателей. Это сыграет роль в уменьшении утечки предпринимателей.

Увеличивается количество занятых в МСП — сотрудников, работающих на ИП или юридических лиц (почти 380 тыс. человек). На сегодня зарегистрировано 45 тыс. самозанятых, эти цифры постоянно растут. Также идет постоянная регистрация новых юридических лиц.

Центр «Мой бизнес» оказывает сопровождение предпринимателей и дает позитивный результат, все больше людей регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей.

Очень важно решить проблемы, связанные с пандемией, чтобы различные сегменты экономики могли осуществлять свою деятельность в полном режиме без ограничений. Надеемся, что отрасль МСП будет развиваться.

— Насколько заведения общепита соблюдают правила игры и почему, с вашей точки зрения, они жалуются больше всех на ограничительные меры?

— Владельцы общепитов — очень активная прослойка предпринимателей, с ними находимся в постоянном контакте. В регионе почти 4000 различных объектов общепита, это достаточно разносторонние форматы от фудкортов, кулинарных лавок до крупных ресторанов. У каждого из них свои экономические потери. Те, у кого деятельность не была заточена на обслуживание клиентов ночью, наиболее безболезненно сократили свою работу. Ночные заведения пострадали больше всего, ведь даже сейчас действуют ограничения на обслуживание посетителей с 23:00 до 6 часов утра. Запрещено курение кальянов, караоке, банкеты. Все это является ощутимым ударом по деятельности общепита.

Стараемся находить варианты. Оперштабом принято решение о введение QR-кодов, лучше работать с ними, чем не работать вообще. Постоянно считаем потери и идем с двух сторон — с одной разрабатываем различные меры поддержки, например, льготы по УСН, с другой — предлагаем оперштабу постепенно снимать введенные ранее ограничения. Со временем население привыкнет к QR-кодам, это общемировая практика, которая помогает обезопасить себя в новых условиях коронавирусной инфекции.

— Как со стороны облправительства теперь будут поддерживать предпринимателей, которые терпят убытки, среди них есть те, кто находится в ограничениях все полтора года?

— Региональные власти могут оказать поддержку по тем видам налогов, которые платятся в местные региональные бюджеты. Это небольшая часть, но сегодня сформированы предложения по льготам по системе УСН — снижение ставок в два раза. Посчитали сумму выпадающих доходов — она составила около 300 млн рублей. По уплате налогов в целом есть положительная динамика (рост 41%), она исчисляется суммой более 8 млрд рублей.

На федеральном уровне приняты решения по выдаче 1 МРОТ на работника, возможности льготного кредитования и другие. На мой взгляд, на сегодня недостаточно поддержки достается торговым центрам. Большинство таких торговых объектов не работало в полном объеме в период двухнедельных ограничений, но в целом жизнедеятельность их не была остановлена, а операционные расходы не уменьшались.

После введения QR-кодов снижение трафика составило в среднем 52%, что явилось очень серьезным падением. Торговый центр — крупный инвестпроект. Для того чтобы создать проект такого масштаба, требовались инвестиции и крупные средства в виде кредитов, которые нужно выплачивать.

При падении трафика более 15%, деятельность ТЦ становится убыточной. Нужно внимательно к этому отнестись на региональном и федеральных уровнях, принимать решения о поддержке торговых центров, потому что на их территории осуществляют деятельность и другие направления — океанариум, общепиты и прочие. Надеемся, что эффективные решения будут приняты.

— Помешает ли очередной всплеск коронавируса в реализации крупных проектов в сфере туризма?

— Видим общероссийский тренд на развитие туризма. На региональном уровне начали говорить о нем еще до появления пандемии, видели в этом серьезный импульс к развитию экономики и престижа региона. Пандемия привела к закрытию внешних границ, но у людей осталось желание путешествовать.

Сегодня находимся на стадии разработки концепции развития туризма региона, помимо текущих вопросов (создания интересных маршрутов и прочих) создаем поле для серьезных инвестиций. Признаем, что современные туристы — искушенные люди, которые имеют опыт путешествий за границу, понимают, что такое качество, комфорт, безопасность. Для того чтобы привлечь потенциальных туристов, нужно выполнять все эти условия и использовать лучшие мировые практики.

Сегодня федеральными властями предлагаются интересные инструменты для поощрения инвестиционной деятельности на территории субъектов. В конце прошлого года принято решение создать подведомственную организацию МинСтрою РФ ТУРИЗМ.РФ. По поручению губернатора познакомились с их представителями и презентовали семь крупных проектов. Инвестиционная емкость составляет более 40 млрд рублей. Есть еще ряд проектов, которые мы готовим, к презентации, а представители трех проектов подали заявки на использование федеральных инструментов поддержки. Это очень выгодно для наших инвесторов. Бесплатная финансовая помощь будет осуществляться не до момента ввода в эксплуатацию, а до времени гарантированной прибыли от проекта. Решается важная проблема государства по обеспечению строительства дорог и развязок. Проводя инженерную инфраструктуру к объекту в населенном пункте, решаем ряд социальных проблем конкретного района.

Для этих целей создаем туристско-рекреационные кластеры. Первым станет кластер «Воронежский», хотя основной его территорией будет являться Рамонский район, город Воронеж, а также Семилукский и Новоусманский районы. Вторым вариантом рассматриваем ТРК «Донской», принято решение о создании регионального проекта «Костенки», для работы над ним также приглашаем специалистов. Сейчас готовим различную документацию и будем получать рекомендации как грамотно построить бизнес-модель и привлекать инвесторов на этот участок.

Третий ТРК мог бы располагаться вдоль трассы М4 с достаточно серьезным трафиком, особенно в период летних отпусков. Нам нужно воспользоваться этим обстоятельством для того, чтобы пассажиры останавливались у нас и пользовались различными видами услуг.

Туризм — это не просто коллективные места размещения, это направление включает в себя много сфер деятельности. За счет поощрения инвестиционной деятельности как на федеральном, так и на региональном уровне, (областной закон «О присвоении статуса объекта особой значимости») будем добиваться увеличения инвестиционной привлекательности региона как со стороны местных инвесторов, так и крупных федеральных. Недавно разработан новый нацпроект в сфере туризма, включающий в себя четыре программы, в рамках которых предполагается выделение бюджетных трансферов. Здесь очень важна инициатива со стороны МСП. Будем рассматривать каждую заявку, помогать предпринимателям формировать и подавать их на федеральный уровень, чтобы получать внешние средства и давать возможность развиваться.

Видим порядка 50 разных направлений в сфере туризма. Воронежская область богата своей природой и историей, имеет развитую логистику, комфортные природно-климатические условия для круглогодичного пребывания туристов. Хочу отметить, что она может быть интересна не только приезжающим соотечественникам, но и иностранцам.

— Какие цели и задачи ставите на предстоящий год?

— С учетом непростой ситуации, которая длится уже второй год, нам очень важно не просто удержать предпринимательство от закрытия, а давать импульсы и конкретные условия для развития наших МСП и отдельно сферы туризма. Очень важно, чтобы предприниматели видели будущее. Да, оно может быть сложным, но мы видим лучшие мировые практики, внимательно наблюдаем за регионами и перенимаем лучший опыт. Хочется выстроить диалог с предпринимателями. Работа центра «Мой бизнес» помогает нам решать возникающие вопросы. Совершенствуем свою работу, не ограничиваемся имеющимися инструментами.

Губернатор ставит задачи, по разработке соответствующих региональных программ. Предприниматели обращаются к нам, начиная от формирования земельного участка, заканчивая вводом объекта в эксплуатацию, стучимся во все двери, чтобы получать согласования, меры поддержки. Есть положительные практики, уже открытые новые производства и надеемся, что это только начало общего большого пути, в котором мы будем успешно и плодотворно работать сообща.
 

Бизнес-кейс Витторио Торрембини: «Нам нужно создать единую ассоциацию в России»
Материалы выпуска
Компетенция Сергей Корчевников: «Хочется выстроить диалог с предпринимателями»
Бизнес-кейс Витторио Торрембини: «Нам нужно создать единую ассоциацию в России»
Компетенция Андрей Демидов: «Мы понимаем, что предприятия необходимо защищать»
Новости партнеров Анатолий Гольцов: «В центре «Мой бизнес» выращиваем экспортеров»
Компетенция Белгородский бизнес-омбудсмен: «Лучше и легче точно не будет»
Компетенция «Тамбовская «Геометрия бизнеса» — комплексная поддержка предпринимателей»
Компетенция Жанна Хайрединова: «Предпринимателей должны учить предприниматели»
Компетенция Александр Бабанов: «Регион снизил административное давление на бизнес»
Бизнес-кейс «Поставлять качественную услугу и не терять рентабельность — необходимо»
Бизнес-кейс «Бизнес должен создавать ценность, а не только приносить прибыль»
Бизнес-кейс Александр Курамышев: «Нужно выходить на зарубежные рынки»
Бизнес-кейс «Упрощение контента, визуала — генеральный компонент коммуникаций»
Инструменты Борис Шипков: «Люди хотят получать зарплату, но не хотят работать»
Бизнес-кейс Леонид Костюк: «Малый бизнес никому не нужен»
Бизнес-кейс «Инвестируем в автоматизацию и клиентский сервис»
Содержание
Закрыть