Компетенция , Черноземье ,  
0 

Белгородский бизнес-омбудсмен: «Лучше и легче точно не будет»

Реклама:
Владислав Епанчинцев (Фото: РБК Черноземье)
Владислав Епанчинцев (Фото: РБК Черноземье)
Белгородский бизнес-омбудсмен Владислав Епанчинцев — о пакете региональных мер по возврату инвестиций в инфраструктуру, вредительстве антиваксеров и «белых пятнах» в оказании поддержки пострадавшим отраслям

— Как бы вы оценили инвестиционный и бизнес-климат региона в 2021 году?

— 2021 год по известным причинам оказался как для мира, так и для страны непростым. Поэтому рассчитывать на какие-то грандиозные прорывы было бы слишком оптимистично. Я бы сказал, что больших изменений не произошло: областное правительство реагирует на изменения внешнего контекста, готовит меры, которые призваны облегчить жизнь инвесторов. Разрабатывается и даже уже есть заявки инвестиционных проектов на возврат капиталовложений в инфраструктуру. Речь идет о больших проектах от 50 млн рублей. Но, главное, что правительство готово компенсировать понесенные затраты на инфраструктуру.

Что еще? №69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» тоже претерпевает изменения: в нашем регионе актуализировано соглашение о защите и поощрении капиталовложений, и это очень интересно на мой взгляд. Если инвестор подписывает с правительством области такое соглашение, то его ключевые параметры остаются неизменными: льготная ставка налога на прибыль, арендные платежи и так далее. Также очень ждем анонсированного на следующий год пакета поддержки МСП в 1,4 млрд рублей. Не могу сказать, что мы смотрим в будущее с большим оптимизмом, но положительные моменты точно есть.

Владислав Епанчинцев: «Лучше и легче точно не будет»

— В конце года появились уже федеральные законопроекты об обязательных QR-кодах в магазинах, транспорте и кафе. Как введение QR-системы переживали в Белгородском регионе?

— Реагировали все по-разному: кто-то отнесся с пониманием, и таких по моим ощущениям большинство. Но в социальных сетях мы слышим меньшинство, которое громко кричит о нарушении своих прав. Да, трафик упал, у многих предпринимателей были чисто технические сложности со считыванием QR-кодов, но надо понимать, что мы боремся со смертельно опасным заболеванием. Наша страна теряет в день 1200 человек на данный момент. Это столько же, сколько пассажиров в шести самолетах. Каждый день. Вдумайтесь. Вакцинация — это единственный на сегодня известный человечеству способ, которым мы сможем победить пандемию.

QR-код — это подтверждение того, что ты вакцинировался, взял на себя ответственность. Антиваксеры говорят «мое тело — мое дело». Но по факту это не так: мы вместе живем в большом социуме, и на такие вещи надо смотреть ответственно. Как только ты становишься опасен для окружающих, рассуждения о свободе личного выбора теряют свою убедительность. Если, например, на автозаправке мы увидим человека с сигаретой, будет у нас желание дискутировать с ним о его свободе курить или не курить? Ведь его тело — его дело, не так ли?

Многие из них приходят в общепит и магазины, начинают скандалить и кричать на персонал. Так они создают избыточное давление и на продавцов, и на предпринимателей. А сейчас людям и без этого непросто — всем, не только предпринимателям. Не нужно так делать, поберегите себя и других.

Что будет дальше? Учитывая распространение новых штаммов сложно строить какие-то прогнозы. Введение кодов создает много дискомфорта, но пока это единственная возможность эффективной борьбы.

— Какая мера из всех предпринятых чиновниками в 2020 могла быть актуальной и для этого года?

— Популярная и самая востребованная мера — это кредит ФОТ 2.0, беспроцентный кредит на зарплату, который можно было не выплачивать, если ты сохраняешь численность 90% сотрудников. Этим воспользовались многие предприниматели, мера действительно сработала. Были и накладки: порядка 2-3% заемщиков персонал сохранили, но в статистике отразились как не выполнившие условия. Увы, таковы бюрократические реалии — и побороть их мы не смогли. Но тем не менее, это была мера номер один. Выплата МРОТ — это тоже была действенная мера поддержки. Также была востребована отсрочка по налоговым платежам, но не так, как первые две меры.

В прошлом году региональным и федеральным правительствами разработано довольно много мер поддержки. Но практика показала, что федеральные более востребованы, так что в этом году белгородский департамент экономического развития не стал изобретать чего-то нового по принципу «лишь бы было». Разумно оставили те меры, которые работают лучше.

— Как работали контролирующие органы и ФНС в этом году? Насколько увеличилась нагрузка на бизнес?

— Налоговая служба у нас одна из самых технологически продвинутых если не в мире, то в Европе точно. И чем дальше, тем сложнее скрыть что-то от налоговиков. Технологии у них самые продвинутые. 2021 год стал завершающим в эпопее внедрения онлайн-касс, и ФНС тут справилась на отлично.

Если говорить о проверках в целом, кроме налоговой (Ростехнадзор, Роскомнадзор и другие надзоры), то в 2021 году действительно стало меньше проверок и больше предупреждений. В этом отношении очень помогает областная прокуратура — они зорко следят за тем, чтобы сначала предприниматель получал предупреждение, а потом уже штраф, а не наоборот. В 2020 году Белгородская область получила не очень хорошее место в рейтинге административного давления, который готовит аппарат федерального омбудсмена Бориса Титова, но в 2021 ситуация изменилась в лучшую сторону.

— В октябре правительством принято решение предоставить субсидии субъектам МСП из списка пострадавших отраслей. Насколько оно справедливо, учитывая, что закрывались предприятия малого бизнеса, не входящие в реестр пострадавших?

— На мой взгляд, прошлогодний опыт должен учитываться федеральным правительством в нынешней ситуации, но, к сожалению, не все удалось. Допустим, самый классический случай — нестационарная торговля (ОКВЭД 47.8): как тогда не получила поддержки, так и сейчас. Многие предприниматели выражают справедливое недоумение в связи с тем, что продуктовые магазины попали в список пострадавших отраслей и получили поддержку, хотя они работали в локдаун. А магазины одежды не попали в список пострадавших и не работали — но поддержки не получили. Понимаю, что процесс законотворчества — сложный. Но здесь могли бы проработать вопрос лучше.

— Каким станет 2022 год для предпринимателей, на ваш взгляд?

— Делать прогнозы — дело неблагодарное. Особенно учитывая скорость, с которой появляются новые штаммы. Но выделить я кое-что хочу, и год назад об этом говорил: бизнес должен научиться адаптироваться. И практика показывает, что предприниматели этому научились. Что нас ждет в следующем году? Лучше и легче точно не будет. Если мы посмотрим на статистику по субъектам МСП Белгородской области в этом году, то на начало года у нас было примерно 58,9 тыс. а сейчас 58,1 тыс. Есть сокращение, но оставшиеся игроки на рынке уже приспособлены к работе в этих реалиях. Впрочем, часть из закрывшихся ИП теперь работают в статусе самозанятых. Очень надеюсь, что в следующем году мы увидим каких-то интересных новых предпринимателей.

Материалы выпуска
Компетенция Сергей Корчевников: «Хочется выстроить диалог с предпринимателями»
Бизнес-кейс Витторио Торрембини: «Нам нужно создать единую ассоциацию в России»
Компетенция Андрей Демидов: «Мы понимаем, что предприятия необходимо защищать»
Новости партнеров Анатолий Гольцов: «В центре «Мой бизнес» выращиваем экспортеров»
Компетенция Белгородский бизнес-омбудсмен: «Лучше и легче точно не будет»
Компетенция «Тамбовская «Геометрия бизнеса» — комплексная поддержка предпринимателей»
Компетенция Жанна Хайрединова: «Предпринимателей должны учить предприниматели»
Компетенция Александр Бабанов: «Регион снизил административное давление на бизнес»
Бизнес-кейс «Поставлять качественную услугу и не терять рентабельность — необходимо»
Бизнес-кейс «Бизнес должен создавать ценность, а не только приносить прибыль»
Бизнес-кейс Александр Курамышев: «Нужно выходить на зарубежные рынки»
Бизнес-кейс «Упрощение контента, визуала — генеральный компонент коммуникаций»
Инструменты Борис Шипков: «Люди хотят получать зарплату, но не хотят работать»
Бизнес-кейс Леонид Костюк: «Малый бизнес никому не нужен»
Бизнес-кейс «Инвестируем в автоматизацию и клиентский сервис»
Содержание
Закрыть