— В этом году вы зарегистрировали свой бренд Agentman. Расскажите об этапах этого процесса, какие были трудности?
— Цель регистрации бренда — уйти от франшизы и создать свой собственный белгородский бренд, несмотря на то, что у нас уже была сеть магазинов. От создания имени и рисунка до фактической регистрации в патенте прошел год. Год мы работали над этим, искали какие-то свои точки соприкосновения, и сегодня это наш белгородский бренд. От своих клиентов — агентов, как мы их называем, получаем положительный фидбек. У нас уже появились костюмы под нашим брендом, также планируем расширять ассортимент. Это история о качестве: наши товары проходят через себя, через обратную связь и получают внутренний знак качества.
Agentman — это уже больше семейный бизнес. Сегодня совместно с супругой пишем его историю. Наверное, поэтому мы вошли в «100 лучших семейных компаний под патронатом президента ТПП в 2022 году».
— Расскажите про города вашего присутствия и планируете ли расширяться?
— У нас уже есть магазины в Белгороде, Воронеже и Волгограде. Говоря о расширении, для нас 2020 год был годом понимания траектории своего развития. Коронавирус стал для нас большим толчком в развитии. Первый этап — 28 марта, когда объявили об ограничениях — был ступор, потому что у нас нет аванса, мы розничный магазин, и мои сотрудники просто остались в пустоте. Не было никакой подушки безопасности, понимания, куда двигаться. Единственное, что знали — это надолго. Примерно неделю пытался осознать, а дальше пошла работа. В такие моменты проявляется внутренний характер предпринимателя. Как раз в этот период созревает идея ухода от франшизы. В этот момент начали формировать подушку безопасности, находили новых поставщиков, идеи и мысли. Также важно, что в первую волну коронавируса попали в пострадавшую сферу розничной торговли. У нас получилось воспользоваться субсидиями, а именно: кредитом на заработную плату, кредитом на пополнение оборотных средств. Это было благодаря тому, что сотрудники оформлены официально: это внутренний триггер, я за открытый бизнес перед налогами и законом.
В первую волну коронавируса Воронеж показал максимально негативное отношение к бизнесу: в первый раз сидели на карантине с 28 марта по 21 мая, в то же время, когда в Белгороде работать оффлайн можно было уже 7 апреля. А Волгоград пошел по другому пути: они начали на базе поддержки бизнеса формировать списки организаций, которые могут работать, соблюдая все санитарные ограничения. И мы попали в этот список. 28 апреля нам разрешили работать, когда все остальные города нашего присутствия еще месяц были закрыты.
Во втором сезоне розничная торговля ушла в онлайн. Когда наступил второй этап кризиса, я вошел в объединение предпринимателей, я — член «Деловой России», член ТПП. Я в движении, которое говорит, что давайте разработаем понятные правила. От марта 2020 до октября 2021 года прошли огромный путь и поняли, что поддержки не ждать, и были готовы к этому. Белгород и Воронеж запретили оффлайн-торговлю. Волгоград наоборот не закрывался ни на один день.
Поэтому диверсификация бизнеса и отношение регионов к малому бизнесу сильно различается. Можно было выработать инструменты, при которых малый бизнес мог бы продолжать свою работу. Наши регионы отчитываются о валовом снижении малого бизнеса: просто закрываются ИП, так как аренда и продажа недвижимости с точки зрения цены просто огромные. Складывается ощущение, что малый бизнес никому не нужен.
И мерами поддержки во вторую волну не многие могут воспользоваться, постоянно находятся причины, чтобы им отказать. Мы розница и вообще туда не попали, что касается кредитования, то его невозможно получить. Несмотря на то, что у нас белые обороты и понятные показатели. Такие схемы в банках, что им проще кредитовать человека со справкой 2НДФЛ, чем индивидуального предпринимателя.
— Введение QR-кодов: сначала это коснулось общепита, затем и остальных сфер — это и ТРЦ, и магазины одежды. Как на вас отразилось это нововведение, и как вы к нему относитесь?
— Контроль над вакцинацией сотрудников возложили на бизнес — это проблема. Мне, как руководителю, нужно было донести до каждого, кто работает в сети Agentman, что вакцинация добровольная, но допустить к работе без нее не смогу. Еще одна проблема — это недоверие населения к власти. С точки зрения вакцинации, на это повлияла неоднозначная информационная компания. Вопрос о подготовке к коронавирусу строится на том, что происходит в это время. А получается, что государство больше готовилось к выборам. Почему перед выборами было все возможно: Масленица, праздники, танцы. А после — резкие ограничения в работе развлекательной сферы и сферы общепита. Вероятно люди, которые принимают решение, не имеют малого бизнеса и не понимают, что происходит внизу.
— Какие цели и задачи ставите перед собой на 2022 год?
— В первую очередь — это новая коллекция под нашим брендом. Может быть, будем выходить на маркетплейсы, но пока думаем над этим вопросом. Нам нравится личное общение с клиентом. Не хочется бренд сравнивать с масс-маркетом.
Также будем автоматизировать бизнес-процессы. Это запланировано на первые два месяца 2022 года, пока не сезон. В глобальных целях: собственное производство и фабрика.