— Расскажите о трендах на рынке полиграфической продукции в 2021 году. Какое место она занимает в рекламном бизнесе?
— В 2021 году продолжились два многолетних тренда: замещение простых форматов полиграфии более сложными изделиями и отток рекламных бюджетов в онлайн-рекламу. Например, ранее популярные листовки — практически ушли в прошлое, хотя еще 10 лет назад на них приходилась довольно большая доля заказов. В нашем портфеле освободившееся место заняли более сложные продукты, например, малотиражная упаковка, каталоги и брошюры небольшими тиражами. Как раз эти направления мы усилили в последние годы, чтобы отвечать требованиям рынка и даже немного опережать тренды.
Что касается места полиграфии в рекламном бизнесе, то здесь ничего нового за последние годы не произошло: как и раньше, максимальная отдача от любой рекламной кампании достигается при использовании всех каналов доставки контента одновременно. Онлайн-реклама, подкрепленная и дополненная физическими носителями бренда, очевидно, становится более эффективной, чем онлайн-реклама без присутствия в физическом мире. Видим здесь третий тренд — рост интереса клиентов к нашему второму по значимости направлению работы: промо-сувенирам и бизнес-подаркам. Этот запрос оказался настолько значимым, что в 2021 году мы вложили несколько миллионов рублей в развитие этого сегмента.
Печать на сувенирах усилили новым УФ-принтером Mimaki для предметов размером до 40х60 см, и 50-ваттным волоконным лазерным маркером. Для печати на текстильных изделиях запущен рулонный DTF-комплекс, самый производительный в своем классе для нашего региона.
На участке трафаретной печати произведена серьезная модернизация — теперь скорость выполнения заказов существенно выросла. Тираж пакетов с логотипом клиента теперь может быть изготовлен и отгружен в течение одной восьмичасовой смены. Утром макет — вечером готовый тираж. При этом нет никакого запаха растворителей и никакой остаточной липкости красок.
— Вы работаете на воронежском рынке полиграфии с 1986 года. Как за эти годы трансформировался ваш бизнес? Вы работаете за пределами Воронежа?
— Да, наш бизнес был основан моим отцом еще в далеком 1986 году, на заре кооперативного движения. Отец и сейчас принимает деятельное участие в работе, курируя направление издания книг, и делает это с полной самоотдачей. Ежегодно издаем до 100 книг: от мемуаров до художественных каталогов, в том числе по заказам зарубежных клиентов. Книжное направление отмечено рядом премий всероссийского масштаба.
За прошедшие годы компания в целом сильно изменилась. Если в начале пути в штате были в основном дизайнеры, а все производство мы отдавали на аутсорс, то с годами пришло понимание, что для гарантии сочетания высокого качества и сжатых сроков — производство должно быть собственным и жестко управляемым. В этом направлении и развиваемся. Сейчас активно ищем новый цех, так как в имеющиеся площади постоянно растущее производство не умещается уже просто физически.
За пределами Воронежа конечно работаем, у нас есть клиенты не только из районов области, но и из многих соседних регионов включая Москву и Московскую область.
— Компании и предприятия являются вашими основными заказчиками. Как часто «прилетает» крупный заказ? И насколько жесткие требования к нему выдвигаются?
— Крупные заказы поступают регулярно, особенно под Новый год и другие праздники, когда требуется полностью закрыть все потребности крупных заказчиков в полиграфии, промо-сувенирах и бизнес-подарках. Поступают также и заказы на издание серьезных полноцветных книг лимитированными тиражами. Требования конечно очень жесткие, в первую очередь по срокам и качеству. Ценовой вопрос, бывает, что отходит на второй план, так как для серьезных крупных клиентов на первом месте стоит качество продукции, тем более, если на продукцию наносится их логотип. Продукция становится носителем бренда клиента, и при низком качестве изделия или нанесения — у потребителя может возникнуть негатив по отношению к самому бренду. Это недопустимо, поэтому мы научились убеждать клиентов в том, что экономия на представительской продукции может обернуться негативом для имиджа компании в целом.
— Иногда за стоимостью, существенно ниже рыночной, скрываются типографии с непрофессиональным оборудованием. Как устроено ваше ценообразование, и на чем оно основано?
— Да, проблема низких цен и некачественной продукции существует в нашей отрасли точно так же, как и в любой другой. В профессиональной среде основной негатив вызывают тендеры, где единственным условием выигрыша является самая низкая цена. Для нас, очевидно, что это путь в никуда. Когда тендеры на полиграфию выигрываются по цене ниже стоимости чистой белой бумаги — это конечно вызывает вопросы. Ни о каком качестве при такой методике выбора поставщика речь, к сожалению, не идет. Мы считаем, что ценообразование должно быть таким, чтобы как минимум хватало финансов на постоянную модернизацию оборудования и достойную оплату труда сотрудников. Иначе мы ни в какой отрасли не получим современные производства, способные конкурировать на равных с зарубежными коллегами. Мы сфокусированы на сегменте рынка немного выше среднего. Качественный продукт по адекватной цене. Предлагать дешево продукт низкого качества — это не наш метод.
— В условиях, когда все большее значение приобретает «цифра», какие новые решения внедряете в своей компании?
— Защитил кандидатскую диссертацию в области исследования нейросетей еще в 2001 году, 20 лет назад, поэтому могу сказать, что идеи автоматизации бизнес-процессов мне довольно близки. Конечно, мы стараемся максимально использовать в работе современные технологии. Весь путь заказа от расчета до отгрузки в типографии «Кварта» целиком оцифрован. На производстве установлены терминалы сбора данных, каждый заказ отслеживается по уникальному штрих-коду. У каждого сотрудника также есть свой персональный штрих-код для целей учета. Каждая операция над любым самым мелким заказом имеет своего автора, и эта информация хранится в системе. Благодаря этому процент брака снизился радикально, а производительность труда выросла.
Наши клиенты получают моментальное уведомление о готовности своих заказов. Менеджеры уже на этапе расчета видят свободные остатки необходимых материалов на складах, запасы пополняются своевременно, производство работает бесперебойно.
Но так было не всегда. Раньше расчет заказов занимал намного больше времени, учет материалов практически не велся, и, конечно, это создавало проблемы и иногда даже выливалось в срывы сроков. Признавая, что идеал недостижим, но стараться надо, мы, как и большинство современных предприятий, придерживаемся принципа непрерывного совершенствования. Каждый месяц программисты что-то дописывают в системе, каждый месяц добавляем новые фишки. В общей сложности за годы внедрения в систему управления вложены миллионы рублей.
Конечная цель всего этого — отличный сервис и довольные клиенты. Критерий качества нашей работы — это повторные заказы и приток новых заказчиков. Чем лучше будет наш сервис, тем удобнее людям будет с нами работать, тем больше будем зарабатывать. Это как раз тот самый сценарий Win-Win, когда в выигрыше оказываются обе стороны сделки.
— Расскажите о планах на 2022 год.
— В 2022 году мы планируем запуск нового, уже четвертого, офиса приема заказов, в этот раз на Левом берегу. Помещение уже приобретено, собираемся начинать ремонт в ближайшее время. Таким нехитрым способом мы продолжаем развитие концепции физического приближения к нашим клиентам. Транспортная ситуация в Воронеже год от года не улучшается, поэтому решаем логистическую проблему довольно затратным, но работающим путем. И раз уж речь пошла о логистике — мы уже полтора года бесплатно доставляем заказы по Воронежу. Практика показала, что это удобная услуга, будем развивать ее и дальше. Для усиления отдела продаж планируется создание новых рабочих мест.
В планы на год, конечно, включено и расширение производства, поэтому продолжаем поиски подходящего цеха. Возможно, в 2022 году и этот вопрос также будет закрыт. В обязательном порядке продолжим работу над повышением производительности труда на предприятии. Ситуация на рынке труда складывается не лучшим образом, работа в типографии не относится к самым популярным профессиям, поэтому мы будем делать все для повышения уровня зарплат. Локомотив этого процесса — увеличение производительности, непрерывное совершенствование технологий, которое собственно никогда и не прекращалось с момента начала нашей работы.