Компетенция , Черноземье ,  
0 

Жанна Хайрединова: «Предпринимателей должны учить предприниматели»

Реклама:
Жанна Хайрединова (Фото: из личного архива)
Жанна Хайрединова (Фото: из личного архива)
Основатель и глава Попечительского совета «Закрытого клуба предпринимателей» Липецкой области — об изменениях в системе экономики, обучении бизнеса, формировании мер государственной поддержки и задачах клуба на 2022 год

— Как велось взаимодействие внутри клуба во время пандемии?

— Первое, что нужно было сделать всем сообществам — это выстроить постоянную систему коммуникации внутри. Это было важно с точки зрения психологической поддержки. Очень важно, чтобы предпринимателя окружали предприниматели, с которыми можно поделиться трудностями, спросить совета.

Если говорить отдельно про наш липецкий «Закрытый клуб предпринимателей», то система коммуникации, как онлайн, так и оффлайн была выстроена давно: четкая структурированность чатов, налажена модерация. Плюс оперативно освоили различные интернет-площадки. Для поддержания духа предпринимателей встречались лично, проводили игры. Нас выручило то, что липецкий «Закрытый клуб предпринимателей» — сплоченный коллектив.

Жанна Хайрединова: «Предпринимателей должны учить предприниматели»

— 90% всех отраслей бизнеса представлены среди членов закрытого клуба. Как сегодня себя ощущают предприниматели: поменялись ли какие-то системные проблемы в связи с пандемией?

— В клубе предпринимателей представлены все отрасли, за исключение пока, наверное, только сферы обороны.

Как поменялись проблемы? По-человечески по-разному, предприниматели отреагировали на кризисный период. Были те люди, у которых почти опускались руки, были предприниматели, для которых неожиданные трудности абсолютно нормальная история: в любом случае их бизнес, например строительство, связан с постоянными непредсказуемыми ситуациями.

— Как вы считаете, какую помощь должно оказывать государство бизнесу?

— Считаю, что государство точно не должно вырабатывать эти решения о поддержке самостоятельно. Я сама в прошлом была государственным служащим и занималась развитием предпринимательства, видела много коллег из других регионов, которые не общались с бизнес-сообществом у себя в регионе или общались редко. Не общались, принимая важные решения и им казалось, что для предпринимателей будет благом то или иное. Но на практике это работает иначе.

В кризисный период, особенно в пандемию, очень важно было выходить на постоянную связь с предпринимателями. И правильно сделали регионы, которые осуществляли эту связь регулярно: были регионы, где губернатор еженедельно выходил на связь через социальные сети в прямой эфир вместе со своей командой экономического блока с предпринимателями и представителями разных отраслей. Только постоянная коммуникация может помочь оценить реальный ущерб пострадавших областей. Поэтому, в первую очередь, должна быть психологическая поддержка, контакт.

Определенно, государство должно осуществлять и финансовую поддержку, но вопрос: какую? Здесь опять же важно держать связь с бизнесом и слышать его запрос. Сегодня можно встречаться лично, глаза в глаза. Это гораздо эффективнее, чем онлайн. Предприниматели часто предлагают реализуемые и хорошие меры поддержки по финансовой части. То, что сейчас уже принимается на уровне правительства: компенсация по налогам, МРОТу и т.д., — хорошие меры, но я их назову «хоть что-то». Уверена, что у большинства регионов, и у Липецкой области в том числе, есть возможность посмотреть именно те налоговые послабления, которые они могут сделать дополнительно региональным решением, не дожидаясь федерального.

— Сейчас активно развиваются образовательные программы для предпринимателей: и открытие различных площадок, и онлайн-ресурсы, где предприниматели могут найти ответы на многие интересующие вопросы. На ваш взгляд, каких обучающих программ сейчас недостает бизнесу?

— Скажу честно, что предпринимательское сообщество в целом уже даже злится на то, что обучения (как господдержки) много. Здесь отчасти согласна и не согласна. Да, обучения много, но оно не все качественное. Сегодня во многих регионах вижу, что какие-то центры по поддержке предпринимателей привлекают и некомпетентных в своей сфере специалистов и тренеров, которые не предприниматели — и это самая большая ошибка в обучении. Предпринимателей должны учить предприниматели. Например, если это выход на маркетплейсы, значит это должен делать тот человек, который сам выходил на маркетплейсы и продолжает в этой сфере работать. А приглашать специалистов, чьим источником дохода являются только их тренинги — неправильно.

Плюс к обучению стоит добавить и прямую финансовую поддержку, которая когда-то была и от Минэкономразвития. Например, это субсидии на модернизацию производства.

Меня очень удивляет, что сегодня какие-то пандемийные меры поддержки рассматриваются, но ни одного совещания и собрания не знаю, на которым бы говорили о том, что делать, когда этот кризис пройдет? Совершенно точно, что сектор малого бизнеса нужно будет поддержать, ведь уже известно, какие именно направления понесут наибольшие потери. И это планировать нужно уже сегодня, а не когда закончится пандемийный период.

— На ваш взгляд, изменится ли бизнес после выхода из пандемии?

— Однозначно. Знаю, что многие и не только предприниматели ожидают, когда это все закончится и станет как раньше. А как раньше не станет никогда. Многие предприниматели, особенно те, что постарше, которые уже видели определенные исторические витки, понимают, что эта ситуация поменяет систему бизнеса в целом. Например, изменится сфера торговли: активно заменяется оффлайн торговля на онлайн, меняется потребительское поведение. Это даже в экономике отдельная отрасль: поведение потребителя, потребительские привычки. Соответственно те предприниматели, которые занимались только сферой торговли, должны будут подумать о диверсификации. Интернет позволяет получать идеи с различных уголков мира и это увеличит скорость внедрения разработок. Когда предприниматель будет вкладывать в коммерциализацию какой-то научной технологии.

Меня волнует один момент: куда денутся люди, которые потеряют свою работу не из-за пандемии, а потому что перестраивается сама экономика. Даже продавцы заменяются роботами, электронными кассами. Что будет в районах и на сельских территориях?

Мне кажется, что вопрос о развитии сельскохозяйственной кооперации в скором времени встанет как необходимость. У нас огромные территории, особенно в Черноземье, где они в основном относятся к личным подсобным хозяйствам, не обрабатываются и люди не получают с них дохода. Так вот задачей государства будет — разработать четкую программу с существенной поддержкой кооперации. Нужно будет переработать целый ряд нормативно-правовых актов, которые устарели и тормозят развитие кооперации. В этой части для сельских территорий пандемия внесет существенные коррективы.

— Как вы считаете, образовательная система готова к таким изменениям? Большинство людей потерявших работу и претендующих на те отрасли, которые вы описали — это для них значит сфера деятельности. На ваш взгляд они готовы к этому?

— Если бы мы этот вопрос обсуждали год назад, то я бы сказала, что точно образовательные учреждения не готовы. Я как раз училась в МГИМО, когда началась пандемия, и так получилось, что занятия перенесли в онлайн. Преподаватели были категорически не готовы к такому формату. Но если сегодня смотреть на РАНХиГС, МГИМО и другие ведущие вузы страны — у многих факультетов качественные интерактивные занятия.

Поэтому те люди, которые захотят сменить свою деятельность или им попросту будет не хватать компетенции, то они смогут это восполнить через дистанционное обучение, а практику пройти на предприятиях.

— Вы являетесь создателем и в свое время возглавляли школу государственного управления. Расскажите об этой работе.

— Она связана с тем, что мы сейчас обсуждаем. Мы выстраивали такой подход для государственных служащих любого уровня, чтобы было понимание и отношение, что государство — это сервис для человека. И ты, как государственный служащий должен быть сервисом для человека. Не в том смысле, что зашел в телефон и какую-то функцию получил, а само отношение должно быть таким. Если ты разрабатываешь какую-то меру поддержки, то ты должен пройти путь клиента: исследовать реальную потребность, не догадываться за человека, а разработать то, что требуется населению (в разных сферах).

Помогали не бояться государственному служащему, брать обратную связь у пользователей: что вот это не нужно, а тут не работает. Для государственного служащего сложно воспринимать критику, он начинает защищаться: а мы учили не защищаться, а понимать, что «ошибки» это нормально. Настраивали ориентированность на клиента: когда поворачиваются лицом к человеку не на словах, а всю работу свою выстраивают так, чтобы человеку было удобно. Тогда и подчиненные по примеру руководителей будут точно также выстраивать работу. А, в конечном счете, нам с вами будет житься лучше, потому что мы — пользователи тех услуг, тех сервисов, которые предоставляет государство в разных сферах.

— Какие основные задачи вы ставите перед собой на следующий год?

— Если мы говорим о «Закрытом клубе предпринимателей» — основная задача заключается в том, чтобы члены клуба узнали друг друга ближе. Эту задачу ставим каждый год, но для 2022, юбилейного года (10 лет клубу) она наиболее важна.

Может казаться, что я говорю про абстрактные вещи, но на самом деле из них вытекает партнерство предпринимателей. Чем ближе они друг друга знают, тем больше возникает желания реализовывать совместные проекты. Они заходят вместе на какие-то объекты, рекомендуют друг друга. Это было и остается нашей основной задачей.

С точки зрения цифровых показателей, в следующем году мы рассчитываем, что закончим формирование «костяк 300 предпринимателей».

Компетенция Александр Бабанов: «Регион снизил административное давление на бизнес»
Материалы выпуска
Компетенция Сергей Корчевников: «Хочется выстроить диалог с предпринимателями»
Бизнес-кейс Витторио Торрембини: «Нам нужно создать единую ассоциацию в России»
Компетенция Андрей Демидов: «Мы понимаем, что предприятия необходимо защищать»
Новости партнеров Анатолий Гольцов: «В центре «Мой бизнес» выращиваем экспортеров»
Компетенция Белгородский бизнес-омбудсмен: «Лучше и легче точно не будет»
Компетенция «Тамбовская «Геометрия бизнеса» — комплексная поддержка предпринимателей»
Компетенция Жанна Хайрединова: «Предпринимателей должны учить предприниматели»
Компетенция Александр Бабанов: «Регион снизил административное давление на бизнес»
Бизнес-кейс «Поставлять качественную услугу и не терять рентабельность — необходимо»
Бизнес-кейс «Бизнес должен создавать ценность, а не только приносить прибыль»
Бизнес-кейс Александр Курамышев: «Нужно выходить на зарубежные рынки»
Бизнес-кейс «Упрощение контента, визуала — генеральный компонент коммуникаций»
Инструменты Борис Шипков: «Люди хотят получать зарплату, но не хотят работать»
Бизнес-кейс Леонид Костюк: «Малый бизнес никому не нужен»
Бизнес-кейс «Инвестируем в автоматизацию и клиентский сервис»
Содержание
Закрыть