— С какими вызовами столкнулся Воронеж в 2023 году? Удалось ли городу с ними справиться?
— Я больше сконцентрирован на работе в своем избирательном округе. В 2023 году у нас было много знаковых событий. Например, открытие крупного образовательного центра «Содружество» — так называемая мегашкола. Это серьезный проект для Воронежа. Считаю, что этим учебным заведением стоит гордиться нам, жителям, и, естественно, городской власти. Тем более, что местные жители давно ждали школу, поскольку учебного заведения там не было. Теперь оно появилось, да еще такое красивое и современное.
— Многие жители города говорят о проблеме, связанной с мегашколой. Ломоносова и Московский проспект стоят в пробках по утрам. Как можно решить эту проблему?
— Это было ожидаемо, потому что учебное заведение достаточно крупное: там учатся 2,5 тысячи человек. Какая-то часть — из других районов города. Примерно 70-80% родителей привозят своих детей на автомобилях. Естественно, в моменте нагрузка на инфраструктуру максимальная. Это как сильный снегопад или дождь, которые часто вызывают сбои в работе коммунальных служб. То же самое и здесь. Существующая транспортная инфраструктура (дороги, выезды) не справляется с таким большим потоком автомобилей. Естественно, возникают заторы.
Как решить этот вопрос? Одна из самых сложных проблем — это выезд автомобилей обратно в сторону Северного микрорайона, нагрузка на этот участок дороги увеличивается в разы. Когда выезжаешь с улицы Ломоносова, нужно проехать достаточно большое расстояние и развернуться на Московском проспекте. Теперь там постоянно пробки. Возможно, стоит немного удлинить улицу Антонова-Овсеенко, чтобы автомобилисты возвращались по ней в другие части Северного микрорайона и не выезжали на Московский проспект для разворота. Мы обсуждали эту идею во время комиссий в депутатском корпусе, но пока это только мое видение. Думаю, это позволило бы решить транспортную проблему хотя бы частично. Тем более, что в планах — дублер Московского проспекта. Возможно, нужно увязать эти транспортные потоки, чтобы люди возвращались через дублер и Бульвар Победы. Это разгрузит улицу Ломоносова и Березовую рощу.
— Поговорим о дублере Московского проспекта. Есть ли жалобы от жителей района?
— Конечно, люди не хотят лишаться комфорта и зеленых насаждений рядом с домом, их можно понять. Когда строится инфраструктура, часто приходится жертвовать природой.
Я не специалист и не погружался в этот вопрос, поэтому не могу сказать, можно ли было сохранить рябиновую аллею при строительстве дороги. Я бы, конечно, хотел, чтобы она осталась, но проектировщики смоделировали дорогу именно таким образом, а власть приняла решение. В моменте жители выступают против, но, когда дорога появится и они будут пользоваться ее преимуществами, через какое-то время люди поймут. С другой стороны, нужен баланс. Может быть, стоило подумать, как иначе проложить дорогу, чтобы все-таки оставить деревья?
— В Воронеже возникла проблема с концессионером платных парковок: в бюджет города должны поступать 80-86 млн руб. ежегодно, а поступает 13-18 млн руб. Власти говорят, что проблемы возникают из-за людей, которые закрывают номера, когда паркуют автомобили. Как можно исправить ситуацию с вашей точки зрения?
— Я с самого начала был противником такой конструкции, когда парковочное пространство передают в концессию частной структуре. На мой взгляд, у людей есть внутренний протест. Многие понимают, что эта мера нужна, чтобы разгрузить центр города, но сама система вызывает у людей отторжение. Автомобилисты прячут номера, потому что не хотят платить какой-то частной иногородней организации. Если бы у нас этим вопросом занимался муниципалитет, собирал бы деньги и тратил их на работы по благоустройству — например, на строительство муниципальных школ, — люди бы это видели, такого негатива не было. Это моя точка зрения. Конечно, я не могу отвечать за всех автомобилистов, но мне кажется, это одна из главных причин.
Другой момент: концессионер — коммерческая организация, которой нужно отбивать вложения и зарабатывать деньги, и в этой истории муниципалитет оказался крайним. С одной стороны, люди не хотят платить, с другой стороны, концессионер пытается давить на мэрию, чтобы она решила этот вопрос с помощью эвакуации машин с закрытыми номерами или штрафов.
В ноябре 2023 года я обратился к мэру с предложением предоставить льготы на платной парковке семьям участников СВО. Не знаю, какое будет принято решение, но недавно мэрия озвучила свою позицию Первая причина — недобор денег от концессионера из-за того, что люди закрывают номера на автомобилях, а вторая — слишком много льготных категорий. Но, если сравнивать с соседними регионами, у нас еще мало льготных категорий. Но там и платные парковки муниципальные и администрация сама определяет, кого освободить от оплаты стоянки. А в Воронеже все завязано на мнение концессионера: пока он не одобрит, непонятно, можно ли нам применять льготы.
Не знаю, чем это все закончится, но, на мой взгляд, эта конструкция будет постоянно генерировать новые проблемы. Недавно я читал об опыте Саратова: они сейчас расторгли концессионное соглашение с организацией, которая управляла водоканалом, и вернули назад муниципальное имущество. Может быть, в Воронеже стоит поднять этот вопрос? Если компания не платит в бюджет, сколько должна, — это уже основание задуматься. Либо пересмотреть сам механизм работы платных парковок.
— Как вы относитесь к инициативе гордумы, что в крупных ЖК должны быть обязательно оборудованы остановки?
— Пока это больше инициатива Общественной палаты, в гордуме этот вопрос не обсуждали. Я считаю, что это здравая идея. В моем избирательном округе сегодня идет масштабное строительство, здесь одни из самых крупных жилых комплексов на территории города: «Ботанический сад», «Олимпийский», «Московский проспект», «Яблоневые сады», «Спутник». К ним сделали новые дороги — улица Крынина, улица Летчика Филиппова. Теперь мы пытаемся придумать, где будут расположены остановки и как будет работать общественный транспорт. Мы уже бежим за уходящим поездом: люди живут и пользуются инфраструктурой, а мы только начинаем думать, как все будет устроено. Конечно, было бы правильно закладывать остановки на стадии проектирования таких крупных объектов.
Нужно работать над этим с застройщиками — может быть, им это не очень интересно, но должно быть волевое решение власти. Возможно — на уровне гордумы совместно с администрацией. Считаю, что идея очень правильная, и ее нужно однозначно реализовать.
— В 2023 году общественность задавала представителям власти много вопросов о вырубках в зеленых зонах — например, в Центральном парке или при реконструкции Петровской набережной. Как вы считаете, правильно ли власти действуют в этом направлении?
— Наша основная обязанность — заботиться о красоте нашего города. Не только создавать строительные объекты, но и думать о благоустройстве. К этому вопросу нужно подходить сбалансированно.
Что касается Центрального парка, претензия больше к застройке территории вокруг: новые дома сжимают кольцо вокруг этого уголка природы. Со всех сторон к Центральному парку подступают дома: со стороны улицы Серебрякова, Березовой рощи. Сегодня планируют построить новый коллектор ливневой канализации: мы же несколько раз были свидетелями коллапса, когда идут сильные дожди, и надеемся, что строительство этого объекта решит проблему. Вопрос о вырубке деревьев поднимался в интернете. В результате разобрались: проводились санитарные вырубки, а здоровые деревья не трогали. На мой взгляд, Центральному парку больше вредит массовое строительство вокруг.
Если говорить в целом о проблеме, конечно, благоустройство не должно происходить в ущерб окружающей среде. Вокруг Воронежа и в самом городе все меньше зеленых насаждений. Нужно думать о сохранении зеленого фонда нашего города.
— Как организовать более качественное информирование граждан о том, что происходит в городе?
— Информация у нас вполне доступна для людей — особенно, если они интересуются и задают вопросы. Другое дело, что какая-то активность со стороны жителей тоже должна быть.
Считаю, что в этом вопросе есть определенный перекос: люди либо не проявляют активности, либо проявляют, но власть не реагирует на претензии. Это неправильно.
Как это исправить? Честно говоря, я не знаю. Возможно, общение депутатского корпуса с жителями должно быть более открытым. Депутатам стоит проявлять инициативу и быть связующим звеном между жителями города и муниципальной властью. Например, у себя в округе я открыт для общения, люди регулярно обращаются и задают вопросы, узнают в лицо. Могут просто подойти на улице и поговорить.
— Какие цели ставите перед собой на 2024 год?
— Я всегда активно работаю и стараюсь помогать своим избирателям. Хотелось бы побольше добрых дел и результатов. Не для того, чтобы люди благодарили, а чтобы знали, к кому обратиться с вопросом. Чтобы не было негативного образа депутата и жители видели, что есть кто-то, кто старается решить те проблемы, которые их волнуют.