— Какие главные итоги 2023 года как депутат Липецкого городского совета вы можете выделить? Что удалось и не удалось реализовать в минувшем году?
— 2023 год был достаточно непростым. Вместе с тем, стоит выделить и конструктивные моменты. Депутатским корпусом проведена серьезная работа над бюджетом города. Мы всегда стараемся находить возможности, чтобы сформировать его максимально социально ориентированным. Бюджет Липецка сверстан с учетом вызовов времени. Депутатам совместно с мэрией приходилось искать баланс между социальными обязательствами перед жителями и реализацией иных государственных программ. Сейчас главная задача — защита внешних границ и выстраивание сбалансированной внешней политики. Поэтому до жителей приходилось доносить, что, к сожалению, не все их пожелания можно включить в бюджет, но это не значит, что они будут забыты. Сейчас идет работа над формированием программных периодов. То, что не успели сделать в 2023-м, будем реализовывать в течение 2024 и последующих годов.
В 2024 году предусмотрено беспрецедентное количество инструментов и программ, нацеленных на улучшение общего благоустройства и внешнего облика дорог, дворов, улиц и различных пространств. Помимо нацпроектов «Безопасные качественные дороги», «Комфортная городская среда», есть еще целый ряд региональных и муниципальных программ: отсыпка шлаком дорог, губернаторские программы «Мой двор» и «Дорога в школу», программы по освещению (не так сильно как хотелось бы, но она идет), опиловка аварийных и больных деревьев, реализация программы наказов избирателей и многое другое.
Кроме того, в 2024 году, к примеру, на моем округе, будет запущен и введен в эксплуатацию новый большой спортивный объект, обновлена Детская школа искусств, капитально отремонтирована общеобразовательная школа, продолжится ремонт поликлиники. Таким образом, несмотря на проблемы и сложности с бюджетом, городские и региональные власти в связке с федеральными структурами реально настроены на реализацию большого количества задач, направленных на создание комфортных условия для жизни наших граждан.
— Как вы в целом оцениваете эффективность партийного проекта «Чистая страна», координатором которого вы являетесь?
— Липецкая область входит в число регионов-лидеров по исполнению экологических программ, в том числе по экологическому просвещению населения. В этом большая заслуга мощной команды профессионалов, которые занимаются экологией и природоохранной деятельностью в нашем регионе уже не первый десяток лет. Партия выступает контролером в хорошем смысле слова, она координирует и старается выступать неким балансиром, чтобы при реализации проектов и программ не нарушались права ни жителей, ни бизнеса. Исходя из того, что все плановые показатели, поставленные в рамках программы, были достигнуты, можно уверенно сказать — команда сработала хорошо. В 2023 году регион в очередной раз получил высокую оценку на федеральном уровне в рамках партийного проекта «Чистая страна».
Задач на самом деле много: ликвидация несанкционированных свалок, накопленного вреда, мониторинг воздуха, водных объектов, утилизация жидких бытовых отходов и так далее. Большая работа ведется и в части законотворческой деятельности, поскольку наша жизнь быстро меняется и требует от нас адаптации к различным ситуациям.
— Сейчас в стране активно внедряется система раздельного сбора мусора. Как вы считаете, Липецкая область к ней готова?
— Развитие системы раздельного сбора мусора в регионе уже происходит, просто не повсеместно. Станет ли это привычным делом? Думаю, да, если нам удастся создать необходимую инфраструктуру, выстроить логистические цепочки и сформировать соответствующую культуру у людей. Сейчас нельзя сказать, что все жители на 100% готовы к раздельному сбору. Как правило, большинство из них не видят в этом особого смысла, поскольку не знают обо всех этапах: как ТКО собирается и транспортируется, что идет на переработку, а что — на утилизацию. Соответственно у людей складывается некая модель поведения: зачем я буду разделять, если в итоге мусор выкинут в одну кучу.
Также надо учитывать определенные шероховатости в законодательстве, которые не позволяют в полной мере реализовать систему раздельного сбора отходов, да и в целом, даже простые с виду проекты. Например, перенос или установка новой контейнерной площадки обставлена таким количеством условий, что их не всегда возможно выполнить в условиях плотной застройки, и жители вообще оказываются лишены ее. Это тоже один из факторов и одно из направлений работы депутатов всех уровней — усовершенствование законодательства и нормативной базы.
— Вы являетесь начальником цифрового штаба высокоширотной экспедиции «Чистая Арктика — Восток 77». Какие задачи стоят перед штабом, какие направления хозяйственной деятельности человека вы охватываете в данной работе? Какое вообще значение имеет эта и подобные экспедиции для развития Арктической зоны России и всей страны в целом?
— Начну с последнего более глобального вопроса. Экспедиции «Чистая Арктика — Восток 77» объединяет сразу несколько направлений научной деятельности. Она позволяет ученым из более чем двадцати институтов РАН и ряда вузов нашей страны реализовать разные программы в рамках одной экспедиции. При этом предполагается участие разных регионов в одних и тех же программах, что уменьшает расходы институтов на проведение испытаний, выездов, различных научных и исследовательских мероприятий.
Какие еще стоят глобальные задачи? Можно выделить несколько направлений — экологическое (исследование накопленного вреда, разработка методологии определения ущерба при разливах нефти и т.п.), геолого-географическое (поиск и нанесение на карту, в том числе в рамках «нейминга», новых географических объектов — водных, горных и др.), климатическое (исследования в части изменения климата, льдов, вечной мерзлоты, снега), социологическое (масса различных опросов и социологических исследований), этнографическое (сохранение и поддержка языков, культуры, промыслов и образа жизни народов, традиционно населяющих север России) и так далее.
Еще одна из основных задач экспедиции — испытание российской специальной вездеходной техники в условиях Арктики. Мы испытывали два вида техники для Арктики — колесные вездеходы и снегоболотоходы. Последние могут перемещаться по любой местности — переплывать реки, озера, болота. На вездеходе же команда прошла по тундровой местности от Ямала до Таймыра порядка 900 км.
Очень большая проблема, она мне близка как экологу — исследование вод, омывающих Кольский полуостров, на предмет наличия микропластика в воде. Есть научная гипотеза, что основным источником микропластика в Баренцевом море является Гольфстрим — идущее от берегов Америки через Европу и Скандинавию теплое атлантическое течение. Участники научной экспедиции проводили исследования, чтобы проверить эту гипотезу. В частности, были взяты пробы воды на пластиковые включения в полосе прибоя на участке Терского берега Белого моря от Чапомы до села Кузомень. Почему это важно? Микропластик имеет свойство накапливаться в морском биологическом продукте, который мы потом употребляем в пищу. Он практически не выводится из организма — в этом его опасность. Нам было важно подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу.
Все полученные данные в ходе экспедиции необходимо переводить в единый цифровой формат, чтобы потом было проще собирать, хранить, каталогизировать и анализировать информацию. В этом и заключается работа цифрового штаба — цифровизация всех данных, которые поступают в ходе экспедиции на каждом из этапов, чтобы потом с этими данными было проще работать.
— Подводя итоги, невозможно обойти вниманием тему федеральной повестки. Вы часто бываете в Госудуме в качестве эксперта и общественника, являетесь экспертом комитета ГД РФ по делам национальностей, входите в экспертную рабочую группу по социальной политике и инклюзивному туризму при профильном комитете Госдумы РФ. Есть ли будущее у такого туризма в России? С какими наиболее острыми проблемами пришлось столкнуться при работе в этих комитетах?
— Первой и самой очевидной проблемой, как правило, является недофинансирование отрасли. Что касается инклюзивного туризма, речь идет не только о людях с ограниченными возможностями, но и семьях с детьми, пожилых людях, людях с ограничениями по здоровью, которые, как и все остальные, имеют право на достойный и доступный отдых. К сожалению, на развитие этой сферы накладывает свой отпечаток не только неготовность инфраструктуры, это несомненно, но и неготовность принимающей стороны к такого рода туристам — проблемы с восприятием этой проблематики гражданами.
В настоящее время туристическая инфраструктура заточена под «здорового» туриста. Почему? Здесь работает закон больших чисел: предпринимателю, если его не принудить, невыгодно тратить дополнительные деньги на переоборудование туристических объектов. Устройство одного подъемника может стоить сотни тысяч рублей. Зачем вкладывать деньги, если можно заработать на «обычных» туристах? Поэтому на уровне государства необходимо, с одной стороны стимулировать предпринимателей, а с другой — принуждать к вырабатыванию новых «моделей поведения» через оптимизацию законодательства, направлений бизнеса, которые работают в этой сфере.
Перемены к лучшему уже есть. За 2023 год количество инклюзивных туристов увеличилось в рамках внутреннего туризма. В стране появляются новые маршруты, например, для слабослышащих и слабовидящих путешественников.
Что касается моей работы в комитете по делам национальностей, об этом лучше рассказать более подробно в следующий раз, потому как охват вопросов и проблематик настолько широк, что нам не хватит формата одного интервью.
В целом, год считаю более чем плодотворным. Несмотря на падение финансовых показателей в бизнесе по сравнению с предыдущими годами, мы смогли выйти на новый уровень в политике и общественной деятельности. Федеральная повестка наполнилась новыми серьезными проектами и смыслами. Все, чем я сейчас занимаюсь, получило положительную динамику за 2023 год и имеет хороший потенциал для развития в будущем. Поэтому повторю, 2023 год считаю для себя успешным и результативным.