От первого лица , Черноземье ,  
0 

«В 2024 году мы продолжим реализацию транспортной реформы»

Роман Старовойт (Фото: пресс-служба правительства Курской области)
Роман Старовойт (Фото: пресс-служба правительства Курской области)
Губернатор Курской области Роман Старовойт — об экономической ситуации в регионе, рекорде в инвестициях, мерах поддержки для предпринимателей, а также о том, сколько стоит транспортная реформа.

— На каком уровне сегодня находится экономика региона? Как санкции, вводимые со стороны зарубежных государств, повлияли на экономическую сферу региона и его инвестиционную привлекательность?

— Неблагодарное это дело — считать количество пакетов санкций. Если мне не изменяет память, 12 ввел только Евросоюз, и мы знаем, что готовятся еще. Это значит, что нам объявлена экономическая война и давление осуществляется абсолютно по всем направлениям: каналы финансирования, поставки оборудования, ограничения сбыта — в этих условиях очень сложно работать.

Задача номер один — обеспечить безопасность жителей и гостей Курской области. Ведь жизнь продолжается, экономика развивается: после начала СВО мы получаем от наших предпринимателей обратную связь о положении дел и подключаемся к решению вопросов.

Были организованы регулярные встречи, на которых бизнесмены могли задать вопросы или обозначить какую-то потребность. Наш регион развивается несмотря на полномасштабное давление. Особенно это касается агропромышленного блока и переработки: несколько лет мы не просто выращиваем качественную экологически чистую сельхозпродукцию, но и перерабатываем ее здесь — в том числе производим глубокую переработку, благодаря которой формируется добавленная стоимость и новые рабочие места. На это направление санкции практически не повлияли.

Поначалу проблемы возникали. Они были связаны с прохождением платежей и поиском новых партнеров за рубежом. Для поиска контактов для предпринимателей администрация Курской области использовала ресурсы правительства России, Министерства иностранных дел. Так мы обеспечили новые рынки сбыта, а так же бесперебойную поставку запасных частей и комплектующих. Сейчас основные проблемы решены. Мы бьем очередной рекорд по объему инвестиций: в 2023 году ожидается освоение более 214 млрд рублей. Всего на данный момент реализуется 76 инвестиционных проектов. Это, безусловно, говорит об уверенности предпринимателей в завтрашнем дне.

— Одна из главных тем, которая обсуждается на всех деловых мероприятиях — импортозамещение. Как вы считаете, смогли ли курские предприятия занять место ушедших западных конкурентов? Какие удачные кейсы импортозамещения есть в регионе?

— Импортозамещение — это та задача, которую ставил президент еще до начала СВО. Курские предприятия самым активным образом включились в работу. При этом важно понимать, что импортозамещение — не самоцель. Мы готовы сотрудничать с теми, кто относится к нам как к равноправному партнеру. Но, учитывая сложившуюся ситуацию, пришлось поработать активнее. Для нас промышленность и переработка стоят на первом месте. В качестве успешных примеров я бы назвал такие предприятия, как «Курский электроаппаратный завод» «Курский электроагрегатный завод», «Курскрезинотезника», «Авиаавтоматика им. В.В. Тарасова», «Композит», Совтест АТЕ», «Фармстандарт-Лексредства». Эти компании обращаются к нам за поддержкой, и мы оказываем ее. На сегодня, как я уже говорил, реализуется 76 инвестпроектов с общим объемом инвестиций 700 млрд рублей. Можно с уверенностью сказать, что основные вопросы, связанные с импортозамещением, решены.

Роман Старовойт: «В 2024 году мы продолжим реализацию транспортной реформы»

— Подведите итоги реализации национальных проектов на территории региона в 2023 году.

— Мы понимаем, что в последние годы основным инвестором является государство. Поддержку нам оказывают национальные проекты, которые инициировал президент Владимир Путин. Их срок реализации заканчивается в 2024 году. Рассчитываем, учитывая успешность проектов, на продолжение. Они охватывают самые важные сферы нашей жизни: здравоохранение, образование, дорожное строительство, ЖКХ, городскую среду. В 2023 году сумма реализации национальных проектов равна 19 млрд рублей, из которых 11 млрд рублей — средства федерального бюджета. На начало декабря реализовано порядка 98%.

В сфере здравоохранения у нас построено 15 новых объектов: 12 ФАПов, три отделения офиса врачей общей практики. Приобретено 32 автомобиля, медоборудование, лекарства. Мы капитально отремонтировали 13 медицинских учреждений первичного звена здравоохранения. По итогам двухлетней программы все поликлиники Курска, которым по 50-60 лет, были капитально отремонтированы.

В образовательной сфере открыты детский технопарк «Кванториум», «Айти-куб», 36 центров «Точка роста», десять спортивных залов. Капитально отремонтировано за два года 49 школ Курской области, большинство из которых находится в сельских районах.

Привели в порядок более 150 км дорог федерального и регионального значения, в том числе 47 улиц города Курска общей протяженностью более 43 км. Перечень дорог составлялся с учетом мнения жителей и автолюбителей. За последние пять лет мы приблизились к 80% нормативного состояния улично-дорожной сети курской агломерации. При этом пять лет назад данный показатель составлял всего 30%. В 99% случаев работают курские подрядчики: за последние годы мы существенно нарастили их компетентность.

В ЖКХ проблем очень много, но, благодаря поддержке федерального бюджета и по решению президента, у нас ремонтируются сети, канализационно-насосные станции, реконструируются очистные сооружения.

Ремонтируются дома культуры, завершен первый этап обновления Курского государственного драматического театра им. А.С. Пушкина.

Строятся спортивные площадки: в Курске появился крытый легкоатлетический манеж, где спортсмены могут заниматься в современных и комфортных условиях круглый год.

В рамках национального проекта «Демография» выделяются существенные средства на модернизацию интернатной сети учреждений. При этом большое внимание уделяется гражданам старшего поколения.

— С 1 января 2023 года Курск приступил к реализации масштабной реформы общественного транспорта. В конце прошлого года в рамках нашего интервью вы рассказывали, что реформа затронет и трамвайное движение, и троллейбусное направление, и автобусы. Одна из последних новостей, что с 1 декабря в Курске впервые запустили электробусы по новому маршруту. Как в целом оцениваете проделанную работу в данном направлении? Что удалось сделать за этот год?

— Действительно 2023 год — самая активная фаза в нашей программе модернизации общественного транспорта. Это означает по сути создание новой системы с учетом требований безопасности и удобства. Мы потратили почти три года на подготовку, детально изучая пассажиропоток с привлечением экспертного сообщества, в том числе квалифицированных институтов, подведомственных Минтрансу, а также других организаций.

Был создан проект новой маршрутной сети, который прошел публичные обсуждения. Мы провели голосование, в результате которого решили оставить курский трамвай. Учитываем опыт европейских стран, а также российских городов, которые в свое время отказались от трамвая, а сегодня осознают, что это было ошибкой.

Мы используем все доступные инструменты, которые действуют в Российской Федерации. Это и нацпроект «Безопасные качественные дороги», и правительственная программа обновления городского электрического транспорта, и специальные казначейские кредиты, и субсидированная лизинговая программа.

Используем инструмент брутто-контрактов, который предполагает заказ услуги по транспортному обслуживанию полностью за счет бюджета региона. Для этого нужно было пройти через значительные юридические препятствия, незаметные обывателям.

Более 360 единиц уже поступили на маршруты обновленной сети: автобусы, троллейбусы, электробусы. Кроме того, в обновленную систему входят железнодорожные перевозки и автобусное сообщение. Но самый сложный инфраструктурный проект — модернизация трамвайного движения. Мы подписали концессионное соглашение, которое подразумевает реконструкцию всей транспортной инфраструктуры. Меняются рельсы, контактная сеть, тяговые подстанции, на месте старого депо строится новое. Началась поставка нового современного состава «Львенок», уже восемь машин находятся в депо. Движение, по нашим предположениям, начнется весной 2024 года, а вся трамвайная инфраструктура заработает к концу года.

В 2023 году завершилось формирование новой маршрутной сети, обновлен весь подвижной состав, маршруты работают на брутто-контрактах. Следующим этапом станет модернизация пригородного сообщения с интеграцией в городскую маршрутную сеть.

1 декабря завершено финальное обновление подвижного состава и первый электробусный маршрут был запущен. Теперь на любом транспорте действуют льготы для населения и бесплатные пересадки. В результате, уже сегодня мы фиксируем увеличение мобильности населения до 25%. Важно, что весь транспорт доступен для маломобильного населения, хотя всего год назад его доля была около 15%.

В Курске полностью реализована цифровая платформа, которая позволяет учитывать объемы транспортной работы и движение пассажиропотоков в различные интервалы времени. Это позволяет эффективно организовывать и планировать дальнейшее развитие общественного транспорта.

Один из ключевых показателей — экологичность. На сегодня у нас порядка 20% общественного транспорта на электрической тяге. С учетом обновления подвижного состава с возможностью использования метана, количество экологичного общественного транспорта достигнет 80%.

Подчеркну, что маршрутная сеть — это живой организм. Ежегодно при необходимости мы будем добавлять количество подвижного состава или иные маршруты с учетом развития города и потребностей населения.

В целом за прошедший год мы провели огромную работу. Конечно, в процессе возникают мелкие недочеты, но мы их решаем максимально оперативно в рабочем порядке. Одна из основных проблем на сегодня — недостаток водительского состава.

— Сколько стоил этот проект?

— На сегодня брутто-контракты заключены на семь лет. Ежегодно мы будем тратить на них из областного бюджета свыше 3,5 млрд рублей. Реконструкция трамвая осуществляется по концессионному соглашению, срок которого составляет 25 лет. Объем инвестиций — почти 13 млрд рублей за два года. Общий объем затрат в этом направлении будет составлять порядка 1,2 млрд рублей в год. Совокупно бюджет Курской области будет направлять на общественный транспорт примерно 4,8 млрд рублей в год.

— Курская область — это приграничный регион, что сказывается в том числе и на бизнесе. Расскажите, как сегодня справляются предприниматели, улучшилась ли ситуация по сравнению с прошлым годом?

— Для нас сложилась непростая ситуация с обеспечением безопасности и одновременно тем, что нужно сохранить уровень жизни. Помимо встреч с предпринимателями, о которых я сказал, проведена большая совместная работа по формированию проекта стратегии развития малого и среднего бизнеса в Курской области до 2030 года. Планируем в ближайшее время его утвердить.

Отмечу, что растут выручка и обороты предприятий малого и среднего бизнеса. В 2022 году 330 млрд рублей составил доход МСП, в этом году данная цифра уже преодолена. До конца 2023 года она еще вырастет, сегодня в этом сегменте работает более 150 тысяч человек. Предприниматели видят перспективу и открывают новые компании, активно принимая участие в экономической жизни региона.

— Что касается участников СВО и их семей, какие меры поддержки для данной категории существуют в регионе? На что еще представителям власти, по вашему мнению, стоит обратить внимание?

— Наши земляки с оружием в руках отстаивают интересы Отечества, выполняют задачи, поставленные президентом в рамках СВО. Наш долг и обязанность — оказать поддержку тем, кто ждет их здесь — женам, детям и родителям.

До выполнения поручения президента — открытия филиала фонда «Защитники Отечества» — в регионе была организована работа с родственниками участников СВО. Мы помогали с юридическими вопросами, с помещениями для организации «Матери Курского края».

Кроме льгот, принятых на федеральном уровне, действует целый ряд региональных мер поддержки. К ним относятся: медицинские, транспортные льготы, право на кредитные каникулы, льготы в сфере образования, занятости и другие.

Преференции есть и у членов семей. Причем особые возможности доступны гражданам не только пока идут боевые действия, но сохранятся и после их окончания.

Организована работа социальных координаторов, которые помогают в решении бытовых и юридических вопросов. В муниципалитетах созданы и работают координационные советы, на которых принимаются решения об индивидуальной помощи семьям участников СВО.

Этот большой пласт работы выполняется не только правительством Курской области, но и огромным количеством волонтеров.

— 2023 год — знаковый для Курской области. Главной темой стало 80-летие победы в Курской битве. В августе в поселке Поныри открыли мемориал, посвященный победе в танковом сражении. Мероприятие посетил президент России Владимир Путин. Расскажите, какие еще проекты были реализованы в рамках юбилейной даты? Наблюдается ли рост патриотизма у молодежи в связи с проведением таких мероприятий?

— Этот год проходил под знаком 80-летия Победы в Курской битве, ставшей переломной в Великой Отечественной войне. Самым ярким событием было открытие первой очереди историко-культурного мемориального комплекса 23 августа в День победы в Курской битве. Проект был создан по предложению ветеранов Великой Отечественной войны, жителей региона и при поддержке президента. Подключилось РВИО, и мы очень благодарны им за помощь. Порядка трех лет мы готовились к этому событию, и вряд ли смогли бы сделать такую масштабную работу без всеобщей поддержки. Несмотря на большую занятость, Владимир Путин лично посетил торжественное открытие и наградил государственными наградами бойцов знаменитого экипажа «Алеша».

Молодежь принимала активное участие во всех мероприятиях, которые шли до этого праздника: круглые столы, концерты, вахты памяти, ремонт и реконструкция воинских захоронений, общение с нашими ветеранами. Для нас это было поводом лишний раз заявить миру, что мы помним о событиях 80-летней давности.

Сейчас идет по графику второй этап строительства мемориального комплекса. В 2024 году появится лагерь военно-патриотического воспитания, где молодежь сможет принимать участие в поисках останков героев, заниматься физическим и духовным воспитанием.

— 2024 год объявлен Годом семьи. Есть ли проблемы в данной сфере? Что, по вашему мнению, необходимо сделать, чтобы улучшить ситуацию?

— Во всех развитых странах существует проблема снижения рождаемости. Для ученых это парадокс — чем выше уровень жизни в стране, тем меньше рождаемость. В Курской области ситуация не сильно отличается от регионов ЦФО, только в трех субъектах РФ сейчас сохраняется стабильная численность путем смены поколений — это Чеченская Республика, Республики Алтай и Тыва. У остальных обратная ситуация: уровень рождаемости слишком низок.

Президентские национальные проекты направлены на повышение уровня жизни, нашего комфорта. В целом можно сказать, что разработан большой комплекс мер поддержки семей. Некоторые из них не имеют аналогов в мире. Но этого недостаточно. Поэтому сейчас мы системно и глубоко занимаемся данной проблематикой.

Мне посчастливилось войти в совет института демографической политики имени Д.И. Менделеева, задачами которого является выработка решений с определением проблемных вопросов. Мы берем пример с наших коллег в Липецкой области и стараемся масштабировать у себя их практику. Кроме того, в регионе работает экспертный совет при губернаторе Курской области, на его заседаниях поднимаются важные вопросы в присутствии лидеров общественного мнения и экспертов. На одном из заседаний мы как раз обсуждали меры по увеличению рождаемости.

Анализируя текущую ситуацию, мы видим, что уже принятые меры поддержки не всегда имеют обратный отклик. В ближайшее время денежные средства, которые зарезервированы на их работу, будут перенаправлены на более точечную поддержку семей, которые решаются на еще одного ребенка. Примечательно, что за последние годы количество многодетных семей увеличилось с 5,5 тысяч в 2009 году до свыше 12 тысяч — в 2023.

— Какие планы ставите перед собой и своей командой на 2024 год?

— Самое главное — обеспечение безопасности. Мы не видим предпосылок для снятия желтого уровня террористической опасности. Также президентом определен средний уровень реагирования в регионе. Круглосуточно работает оперативный штаб. Немаловажными являются сохранение экономической активности и реализация инвестиционных проектов. Рабочие места, высокая индексируемая заработная плата — это основа для наших семей, которые чувствовали бы себя спокойно и уверенно.

Конечно, следующий год особенный и в политическом плане. Нас ждут две крупные предвыборные кампании — в марте и сентябре. Задача правительства региона — обеспечить работу избирательных участков, в том числе и в приграничных населенных пунктах.

Следующий год — особенный, региону исполнится 90 лет. Будем отмечать, вспоминая памятные даты рождения наших великих земляков В. Клыкова, А. Дайнеки и многих других, потому что юбилей — это хороший повод почтить память инженеров, артистов, художников. Также планируем участвовать и во всех мероприятиях, приуроченных к году семьи.

От первого лица «Желающих жить в Липецкой области с каждым годом становится все больше»
Материалы выпуска
От первого лица «Белгородская область продолжает активную работу с инвесторами»
От первого лица «В 2024 году мы продолжим реализацию транспортной реформы»
От первого лица «Желающих жить в Липецкой области с каждым годом становится все больше»
От первого лица «Цель на 2024 год — привлечь тысячу инвесторов в Курск»
От первого лица «Во главу угла, прежде всего, нужно ставить интересы людей»
Компетенция «Бюджет страны: оборона, люди и развитие»
От первого лица Юрий Клепиков: «В финансовом плане регион заканчивает год уверенно»
Компетенция «У людей должно быть правильное понимание работы органов власти»
Компетенция «Общество, власть и бизнес — это три кита социальной стабильности»
Компетенция Сергей Курбатов: «Привлекательность региона должна подтверждаться рублем»
Компетенция «Бюджет Липецка сверстан с учетом вызовов времени»
Компетенция «Задача у нас одна — работать с полной отдачей»
Компетенция «Местное самоуправление — это самая приближенная власть к людям»
Практика Елена Батанова: «На соцподдержку белгородцев направили 6,5 млрд рублей»
Компетенция «Моя главная цель — работать на результат»
Содержание
Закрыть