— В ноябре Госдума РФ приняла закон о федеральном бюджете на следующие три года. Спикер Вячеслав Володин определил главный финансовый документ страны как бюджет развития и противодействия санкциям. Как вы оцениваете проделанную работу?
— Я полностью разделаю мнение председателя Государственной Думы РФ Вячеслава Володина о том, что федеральный бюджет на 2024 год и плановый период 2025–2026 годов — это бюджет развития. Если рассматривать расходную часть по отдельным направлениям, то значительно вырос объем ассигнований на промышленность, сельское хозяйство и строительство. При этом главный финансовый документ остается социально ориентированным. Почти на 12% увеличились расходы на социальную политику, в частности на образование и здравоохранение.
Безусловно, в структуре расходов крупнейшей статьей в 2024 году станет национальная оборона. Мы понимаем, что в существующих геополитических и экономических условиях нашей стране необходимо повышать обороноспособность, способность противодействовать внешним воздействиям.
— Какие статьи расходов являются приоритетными?
— Как я уже сказал, серьезная статья расходов предусмотрена на развитие российской промышленности, в том числе микроэлектроники, авиастроения и автопрома. На 16% вырос объем финансирования сельского хозяйства. Эти средства будут направлены не только на поддержку российских сельхозпроизводителей, но и на комплексное развитие сельских территорий.
Важно, что растет доля социальных статей в бюджете. С 1 января 2024 года увеличивается минимальный размер оплаты труда — на 18,5%, выплата составит 19 242 рубля. Это повлияет на зарплаты бюджетников, на размер социальных выплат и другие затраты, которые тоже учтены в законе.
— Вы входите в комитет ГД РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Какая поддержка сегодня оказывается данным отраслям? Сколько средств заложено в бюджете на эти цели в 2024 году?
— По новому бюджету на развитие сферы строительства и ЖКХ в 2024 году будет выделено более трех трлн рублей. Это серьезное направление работ, связанное со строительством новых объектов. При этом существенный резерв заложен на восстановление новых субъектов страны — ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.
Большой объем федеральных средств выделят на докапитализацию Фонда развития территорий, что позволит обеспечить поддержку российским регионам на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, создание комфортной городской среды. Это большое количество инфраструктурных проектов, которые сегодня реализуются по всей стране, в том числе и в Липецкой области.
— Недавно и в Госдуме, и в вашем комитете обсуждали важный для жителей вопрос об отмене комиссии за оплату ЖКХ. Какие изменения внесены в закон?
— Законопроект очень важный. Еще три года назад он был внесен в парламент в феврале 2020 года, принят в первом чтении в апреле того же года. В декабре 2023 года Государственная Дума приняла во втором и окончательном, третьем чтении законопроект о запрете взимания комиссии при оплате жилищно-коммунальных услуг для отдельных категорий граждан. Норма принятого закона коснется тех, кто нуждается в дополнительной социальной поддержке. В частности, пенсионеров, инвалидов, малоимущих, ветеранов боевых действий и других граждан. Это снизит финансовую нагрузку на людей, особенно с учетом того, что тарифы на услуги ЖКХ ежегодно растут.
— Как член комитета по строительству можете дать экспертную оценку, насколько хорошо себя чувствует строительный комплекс в Липецкой области, какие основные проблемы у строителей?
— Одна из основных проблем, на мой взгляд, — это состояние коммунальной инфраструктуры, которая требует комплексного развития. Сейчас в регионе развивается механизм государственно-частного партнерства. Например, компания «Росводоканал» взяла в концессию комплекс водоснабжения и водоотведения Липецка. При всем этом с серьезной периодичностью происходят аварии на сетях водоснабжения и теплосетях. Безусловно, восстановление и модернизация коммунальных объектов требует немалых средств.
Существует и ряд других локальных трудностей, например, проблема «недостроя», когда из градостроительного потенциала выведены серьезные территории, на которых находятся объекты незавершенного строительства. Такие задания, как правило, стоят заброшенными и создают опасность для окружающих, ведь зачастую недостроенные объекты становятся местом притяжения асоциальных элементов и локацией для опасных игр детей. В России немало печальных случаев, которые произошли на заброшенных стройках. Это тоже один из вопросов, которым необходимо заниматься. Территории с «недостроями» должны вводиться в хозяйственный оборот, а на их месте должны появляться новые социальные или жилые объекты.
— Насколько сегодня остро стоит проблема аварийного жилья в регионе? Можно ли окончательно решить эту проблему?
— В настоящее время в Липецкой области достаточно успешно реализуется программа по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. Напомню, что регион досрочно завершил действующую программу по расселению аварийного жилфонда, признанного таковым до 1 января 2017 года.
Новый проект планируется запустить в 2024 году. Расселять будут дома, признанные аварийными до 2022 года. Для его реализации необходимы серьезные средства, в том числе из федерального бюджета. Программа также предполагает разработку и запуск новых механизмов расселения. Одним из инструментов может стать привлечение в эту сферу инвесторов, которые ведут проекты на территориях комплексного развития.
— Сейчас Госдума совместно с Минстроем готовят законопроект, который расширяет и упрощает механизм комплексного развития территорий. Что требуются в первую очередь изменить в законе? Что вы думаете о региональных практиках применения комплексного развития территорий применительно к Липецкой области?
— Процесс требует постоянной работы, потому что относится к тем законопроектам, которые должны реагировать на вызовы времени, на запросы от инвесторов и органов власти. Сейчас идет проработка поправок в градостроительный кодекс РФ, направленных на совершенствование системы комплексного развития территорий.
Если говорить о Липецкой области, то сегодня в регионе на разных стадиях реализуются 12 проектов КРТ. Пять из них уже прошли конкурсные процедуры, найдены инвесторы. В цифрах: примерно 60 тыс. кв. м старого жилого фонда должны расселить, а с точки зрения градостроительного потенциала— это почти полмиллиона кв. м. Поскольку каждый квадратный метр ветхого жилья приносят примерно дополнительно 7-8 кв. м новых площадей, где будут жить люди.
— Вы являетесь депутатом Госдумы всего чуть более трех месяцев, до этого возглавляли региональный парламент. Поделитесь своими впечатлениями о новой работе.
— Сейчас уровень принятия решений выше, и ответственность больше. Мы понимаем, что те законы, которые принимает Государственная Дума, масштабируются на всю страну. Эти решения, с одной стороны, придают силы в работе, с другой — возлагают дополнительную ответственность.
— На чем будет акцентирована ваша деятельность в 2024 году?
— В данный момент идет работа по формированию законодательной повестки на весеннюю сессию. В нее войдут законопроекты по самым разным направлениям, начиная от социальных вопросов и заканчивая экономикой. Очень сложно выделить один из наиболее важных. Все они будут отвечать вызовам времени и направлены на развитие нашей страны.