— Удалось ли в 2023 году экономике Липецкой области выйти на допандемийный уровень?
— По объему валового регионального продукта в 2023 г., по нашей оценке, мы превысили допандемийный уровень примерно на 8%. Общее количество субъектов МСП, включая самозанятых, также заметно выше допандемийного уровня, практически вдвое. В 2019 г. в регионе было почти 40 тыс. субъектов МСП, по итогам десяти месяцев 2023 г. их примерно столько же, но к ним следует добавить еще порядка 40 тыс. самозанятых. Таким образом, общее количество субъектов, которые, так или иначе осуществляют деятельность в сфере МСП, составляет сегодня 80 тыс. Мы взяли хороший темп по реальной зарплате, превысившей допандемийный уровень на 11,4% с учетом индекса потребительских цен. Драйверами являются обрабатывающие производства — мы находимся на четвертом месте в ЦФО по номиналу заработной платы в этой сфере. Хорошо растут зарплаты в гостиничном бизнесе и общественном питании. Уровень безработицы также снизился: 2,5% против 3,7% в 2019 г.
— Есть ли бизнес, который не пережил пандемию и начало СВО?
— Да, есть. Такое происходило во все годы — и до пандемии, и после нее. Это нормальный процесс, поскольку предпринимателю надо учиться искусству ведения бизнеса. При этом он набивает шишки, но учится на своих ошибках и в конечном итоге запускает успешный бизнес.
— Расскажите о вашем участии в Общероссийском форуме стратегов-2023 в Санкт-Петербурге.
— Я уже не первый год посещаю форум стратегов. В прошедшем году основной тезис нашего региона был такой: «Стратегия хороша тем, как она реализуется на практике». По итогам конкурса муниципальных стратегий, проходившего в рамках форума, Задонский и Усманский районы заняли вторые места в своих категориях, а город Липецк вошел в топ-5 региональных столиц. Наши региональная и муниципальные стратегии взаимосвязаны. Многое из того, что запланировано в стратегии развития Липецкой области до 2030 года уже сделано или выполняется: например, создается промышленный кластер, запущено первое в России производство электромобилей, активно развивается зарядная инфраструктура, мы поддерживаем предпринимателей, планирующих использовать электромобили в качестве такси. Форум дает глобальное понимание того, как регионы видят свои стратегии. Мы видим стратегию нашего региона практико-ориентированной, которая быстро и четко имплементируется в реальные действия, сохраняя гибкость в быстро меняющихся внешних условиях.
— Какое место отводится принципам ESG в стратегии развития Липецкой области до 2030 года?
— Вся стратегия развития Липецкой области до 2030 года основана на принципах ESG, которые мы понимаем предельно конкретно. Применительно к экологии работаем только с теми инвесторами, деятельность которых соответствует высоким экологическим стандартам, российским и международным. Что касается социальной составляющей, требуем, чтобы бизнес был социально ответственным. В это понятие входят «белые» зарплаты, дополнительное медицинское страхование, участие в программах по озеленению и благоустройству территории, софинансирование социальных проектов и многое другое. В части управления — это прозрачность законотворчества и процессов принятий решений.
— Сегодня очень актуально направление развития туризма. Как вы ведете работу по развитию туристического потенциала региона?
— С точки зрения туризма наш регион обладает целым рядом преимуществ, к примеру, развитой гастроиндустрией. Сочетание событийного туризма с гастроиндустрией дает нам возможность проводить в период с мая по сентябрь до пяти событийных фестивалей каждые выходные. Наш регион компактный, и турист, приехавший в Липецкую область, имеет возможность посетить за субботу–воскресенье несколько фестивалей. Также развиваем направление детского туризма — о драконе с Кудыкиной горы знают все туристы, проезжающие по трассе М-4 «Дон». Мы проводим экскурсии для детей на ОЭЗ, передовые производства — им важно видеть возможности трудоустройства, которые откроются перед ними после окончания учебных заведений. Популярно и направление исторического туризма. Наш проект «Усадебное кольцо», в которое входят девять локаций, разработан для тех, кто интересуется историей российского дворянства.
— А где бы вы лично порекомендовали побывать гостям области?
— Я бы посоветовал побывать на объектах, расположенных на территории Елецкого и Задонского районов, включая сам Елец, где создана прекрасная инфраструктура для размещения. В древнем Ельце есть, что посмотреть, там проводятся несколько фестивалей — известные всем фестивали исторической реконструкции «Русборг» и «Ладейное поле», а также музыкальный фестиваль имени Тихона Хренникова. Есть много интересных мест для посещения и в других районах.
— Что сегодня делается для продвижения липецкой продукции в других городах и регионах России, а также за рубежом?
— Нам важно, чтобы липецкая продукция была известна не только в других регионах и странах, но и попадала бы на полки липецких магазинов. У нас есть несколько проектов поддержки местных производителей, среди которых я бы отметил проект «Агрегатор», направленный на то, чтобы продукция местных фермеров попадала в магазины крупных торговых сетей. Проект очень успешный и мы видим рост объема поставок. Также интересен проект «Стиль48», дающий возможность начинающим предпринимателям попробовать торговать в крупном торговом центре. Для них была предложена льготная аренда длительностью два месяца. Попробовав, некоторые предприниматели понимают, что офлайн-торговля не для них, и уходят в онлайн. Им мы помогаем продвигаться на маркетплейсах, обучая их работе на электронных торговых площадках. С 2022 г. по инициативе губернатора региона Игоря Артамонова решено предоставлять региональную субсидию до 500 тыс. руб. на компенсацию части затрат по размещению на маркетплейсах.
— Как в 2023 году в регионе развивалось молодежное предпринимательство?
— Эта сфера у нас под особым вниманием. Мы объединили в рамках экосистемы молодежного предпринимательства более 50 проектов, которые реализуются под руководством семи региональных и 20 муниципальных органов власти. Нами создана маршрутизация по мерам поддержки, состоящая из четырех бизнес-треков, размещенных на сайте центра «Мой бизнес», и предприниматель сам выбирает, по какому из них ему развиваться. Поддерживаем молодых предпринимателей и финансами. Помимо упомянутой субсидии для выхода на маркетплейсы, это грант для молодых и социальных предпринимателей в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» и частичная компенсация затрат при открытии бизнеса по франшизе. Очень много молодежи заявляется на грант «Легкий старт», который действует у нас уже несколько лет.
— Как в области решается проблема восполнения потребности в рабочих специальностях и IT-кадрах?
— Мы предвидели ситуацию, которая сложилась сегодня на рынке труда. Поэтому два года назад была запущена система сбора информации «Кадры региона», которая помогает понять потребность предприятий в конкретных специалистах. Каждое предприятие может внести в эту систему свою текущую и будущую потребность в кадрах, как и инвестор, который может заявить сколько и какие кадры понадобятся ему после реализации проекта. Информация из «Кадров региона» используется для корректировки контрольных цифр приема в СПО и ВПО. На 2024 г. мы изменили эти цифры в сторону рабочих специальностей, которые наиболее востребованы предприятиями. Мы дали плюсом более полутысячи новых бюджетных мест по специальностям «токарь», «электрик», «оператор станков с ЧПУ», «фрезеровщик» и «сварщик». Внушает оптимизм ситуация с подготовкой IT-специалистов: наши команды из ЛГТУ и Липецкого металлургического колледжа успешно выступают в инженерных чемпионатах «CASE-IN». Очень важно дать юным IT-дарованиям шанс открыть свой бизнес в этой сфере.
— Поделитесь планами на 2024 год.
— В 2024 году мы продолжим активно развивать туристическое направление, здесь важно обеспечить кооперацию уже действующего бизнеса с новыми инвестициями, привлекаемыми в регион. Постараемся уделить максимум внимания обрабатывающей промышленности с привлечением инвестиций в инновации. Продолжим оказывать поддержку малому и среднему бизнесу.