— С какими итогами компания подходит к концу 2023 года?
— 2023 год закончили успешно — приросли на 24% по производству. Почти на 46% выросла зарплата, средний размер которой составляет 63 тыс. руб. Зарплата, уверен, должна превышать рост других показателей, поскольку работник должен быть мотивирован. На 8% выросла производительность труда и на 4% — загрузка оборудования. Цифры небольшие, но всякий рост лучше, чем застой или негативная динамика. Выросла на 100 человек численность сотрудников, их стало 550. У нас высокоавтоматизированное предприятие, с большим станочным парком, каждый работник создает большое количество добавочной стоимости. Из партнеров у нас на первом месте компания «Промтрактор», выпускающая бульдозеры «Четра». Компании Komatsu и Caterpillar ушли с российского рынка, и эту нишу надо заполнять. Наилучшие возможности для этого у «Промтрактора», который расширяет модельный ряд, делает бульдозеры для тяжелых условий и зимы. Почти все их бульдозеры оборудованы нашими гидроцилиндрами. «Петербургский тракторный завод», выпускающий тракторы «Кировец», также наш клиент. Из числа российских производителей грузоподъемного оборудования нашим ключевым партнером является ИМЗ «Автокран», выпускающий известный всей России кран «Ивановец». Помимо покупателей в европейской части России и на Урале у нас есть партнер на Алтае — завод «Алмаз» или Алтайский машиностроительный завод, выпускающий большой спектр навесного оборудования для почвообрабатывающей техники.
— Вы сказали, что приняли сто новых работников. Испытывает ли предприятие «кадровый голод»?
— Да, испытывает, поскольку не каждый из ста принятых сотрудников может сразу давать результат. Когда нанимаешь оператора станка с ЧПУ, ему требуется вспомогательный персонал, который будет обеспечивать его заготовками. Кадровый голод остается, поэтому пришлось увеличить зарплату, так как конкуренция огромная, прежде всего со стороны ОЭЗ «Липецк», находящейся рядом. Не хватает людей, которые могут прийти и сразу начать работать. Поэтому мы работаем с ЛГТУ, Елецким университетом им. Бунина, различными колледжами. Образование сейчас не на самом высшем уровне, поэтому рассчитываем на воспитание кадров внутри коллектива. Это сложно — сотрудника кто-то должен учить, а учат те, кто лучше всего работает. Но если он не работает, а учит, то может сорвать производственный план. Для этой цели мы выделили отдельные выходные и праздничные дни, ввели систему мотивации для наставников. Готовим ежемесячно по 5-6 человек, которые начинают приносить добавленную стоимость. С кадрами сложно, но мы надеемся как на себя, так и частично — на учебные заведения, и я просвет уже вижу.
— Ранее вы заявляли, что планируете больше работать с предприятиями, выпускающими сложную дорогую технику. Удалось ли продвинуться в этом направлении в 2023 году?
— Для выпуска такой техники нужно качественное сырье, квалифицированный персонал и серьезная научно-техническая база. Сегодня немногие компании могут похвастаться, как мы, инженерно-техническим центром, в котором работают более 50 инженеров-конструкторов и технологов, разрабатывающих новые виды продукции. Мы работаем с «Промтрактором», нашим крупнейшим клиентом, у которого сложные цилиндры, и никто в России, кроме «Елецгидроагрегата», не может выпускать их серийно — сотнями и с высоким качеством. Также работаем с «Стройдормаш» Алапаевск и «УЗПМ-Ант» Миасс.
— Как решаете задачи по импортозамещению после ухода зарубежных компаний с рынка? Пользуетесь ли параллельным импортом?
— Нам повезло — мы и раньше не особо опирались на западное оборудование, больше работали с оборудованием из Южной Кореи и Тайваня, которое продолжаем покупать. У него очень высокое качество и оно легко интегрируется в производственную цепочку. Стараемся, чтобы у нас была небольшая номенклатура поставщиков — удобнее, когда у тебя 2-3 основных бренда. Мы также рассматриваем материковый Китай, но в этом есть элементы риска: получив от китайцев прекрасное коммерческое предложение с чертежами, можно в итоге приобрести нечто иное. Надо ездить, смотреть самому, знать китайский или иметь людей, владеющим им на техническом уровне. Что касается России, в нашей странен есть поставщики хорошего окрасочного, термического и режущего оборудования, которым при прочих равных мы всегда отдадим предпочтение.
— Как вы модернизировали производство в 2023 г.?
— На модернизацию мы направили 150 млн руб. — для нас это новый участок токарных и фрезерных станков с ЧПУ в количестве 20 шт. Технически они чуть совершеннее старых и увеличивают массовость станочного парка. В 2023 году объединили порядка 40 наших лучших станков в единую сеть. Теперь руководителям стало проще контролировать загрузку станочного парка и получать разнообразную обратную связь, не покидая рабочего места — для нас это огромный шаг вперед.
— Что для вас предпочтительнее: льготное кредитование или льготное
налогообложение?
— Если ты развивающееся предприятие, и у твоего бизнеса есть основа, то льготное налогообложение предпочтительнее: ты не выводишь деньги из бизнеса. А если ты открываешь новый бизнес, то вычитать налог не из чего и лучше использовать льготный кредит. Мы наращиваем имеющуюся у нас базу и нам интереснее было бы пользоваться льготным налогообложением. В 2023 году мы открыли для себя лизинг и заключили несколько договоров. Лизинг хорош тем, что ты можешь прогнозировать платежи и не рискуешь своим имуществом — в залоге у тебя только объект лизинга.
— Насколько велика у вас локализация производства и как вы выстраиваете кооперационные цепочки в Липецкой области?
— Локализация сейчас не более 30% — для изготовления цилиндра мы 30% покупаем в России и 70% за рубежом. Это звучит немного смешно, но сейчас в России никто массово не выпускает хромированный шток для цилиндра, а также трубы, из которых делается тело цилиндра. Еще одной серьезной проблемой является отсутствие уплотнительных элементов, резиновых и синтетических, обеспечивающих долгую жизнь цилиндра, так что работы у наших поставщиков непочатый край.
— Как вам удается организовывать поставки комплектующих из Европы?
— Приходится организовывать. Геополитическая ситуация сложная, но мы по-прежнему работаем с той же Италией, не говоря уже о Турции. У нас есть «завязки» в Сербии, и мы можем привезти все, что нам нужно. Хотя нам, конечно же, хотелось бы покупать эти комплектующие в России, включая Липецкую область, где у нас приоритет на литье и кузнечно-прессовые заготовки. По Черноземью у нас налаживаются кооперационные связи.
— Вы замечаете переориентацию российской экономики на Восток?
— И мой отец в прежние годы, и я сейчас больше ориентированы на Восток, так как мы нашли поставщиков, у которых и качество высокое, и цена приемлемая. С Поднебесной мы работаем уже 15 лет — она у нас партнер номер один. В октябре мы побывали в Китае, где посетили более 40 заводов.
— Как вы оцениваете уровень развития российского машиностроения? Каким видите вектор его развития?
— Мы недавно провели у себя в Ельце форум, где собрали неравнодушных людей и обсудили вопросы отечественного машиностроения. На форуме я обозначил шесть основных направлений, необходимых для развития отрасли. Мысли были не мои, а различных видных людей, с которыми я согласен. Первое — нам нужна стратегия развития, которой пока у нас нет. Второе — развитие компонентной базы. Третье — улучшение планирования с точки зрения крупных предприятий, большая часть которых не в состоянии планировать далее трех месяцев. Четвертое — протекционистские меры, чтобы сдержать китайскую экспансию хотя бы частично. Пятое — улучшенный режим налогообложения. И последнее — непромышленный фактор, касающийся развития малых городов, в которых находятся специализированные предприятия гражданского сектора — таких, к примеру, как Елец — не самый маленький город, но достаточно «живой». Малым городам России не хватает мест досуга, нормального общественного транспорта и мобильности населения. В Китае из Липецка в Елец можно было бы добраться за 20-30 минут, что позволило бы решить проблему кадров. В целом же государственное финансирование машиностроения в России недостаточно и какого-то прорыва, как в Китае, ждать не приходится. В бюджете 2024 года заложены самые низкие расходы на экономику с 2007 года, а средства тратятся на иные цели, что говорит о расхождении приоритетов. А частники, увы, инвестировать в российское машиностроения боятся.
— Какими успехами в развитии социальной сферы можете похвастаться?
— Похвалюсь тем, что мы заняли третье место в номинации «Лучшие условия для сотрудников с семьями» в региональном этапе Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности». Пока третье, но будет, уверен, и первое. У нас есть социальный пакет, в который теперь добавилась стоматология — на заводе работает врач, услуги которого компания компенсирует своим работникам. Имеется медицинское крыло с соляной пещерой, массажным кабинетом и всевозможными аппаратами для оздоровления. Наш стандартный договор предусматривает выплаты сотрудникам в разных жизненных ситуациях, радостных и печальных. Мы поддерживаем ветеранов завода, компенсируем сотрудникам расходы по оплате детского сада, у нас есть хороший спортзал. Мы улучшаем быт на производстве — это важно, поскольку треть нашей жизни проходит на работе. У нас есть планы по организации зон отдыха, а пока вместо них по всему заводу стоят столы для пинг-понга. Наши работники очень любят с ракеткой в руках встряхнуть свои мышцы после работы. А приоритет номер один у нас — достойная оплата труда.
— Вашему предприятию скоро исполнится 80 лет. Как будете отмечать юбилей?
— Пока мы составляем списки гостей и хотим отблагодарить всех наших партнеров, поставщиков оборудования и сырья, дилеров и покупателей — счет гостей идет на сотни. Планируем организовать площадку внутри завода, где организуем вип-зону, проведем награждение, фуршет и концерт на открытом воздухе. Нам предстоит огромный пласт работы.
— Поделитесь планами на 2024 год.
— Завод моложе не становится, поэтому будем перестраиваться и ремонтироваться. В перспективе пяти лет у нас есть планы начать строить новый завод, а пока продолжим закупать оборудование и принимать новых сотрудников, которых требуется еще порядка ста человек. Есть у нас несколько проектов по экологии. Мы, возможно, вложимся в солнечную энергию. В 2024 г. мы останемся в лидерах, и никто нас с этого места подвинуть не сможет, поскольку мы не расслабляемся и только ускоряемся.
Реклама. Рекламодатель: АО «Елецгидроагрегат», www.gidroagregat.ru