— Для «О3-Коутингс» 2024 год станет юбилейным. Это повод подвести итоги 15-летнего пути: как ваша компания развивалась и росла?
— История нашей компании — это реальный кейс развития бизнеса в условиях неопределенности. То, что я усвоил из своего бизнес-образования, и применил на практике — это модели Лоуренса и Лорша, когда сложность среды заставляет компанию постоянно адаптироваться к изменениям.
В 2009 году мы начали дистрибьюторский бизнес — стали представителями крупнейший в мире лакокрасочной компании «Шервин-Вильямс» (США). По этой торговой модели мы представляли в России линейку их продукции.
За четыре года бизнес вырос и достиг достаточных объемов, чтобы стать интересным и заметным для американских партнеров. К тому моменту мы уже начали заниматься и собственными разработками. В январе 2014 года — почти 10 лет назад — Брэд Россетто, президент дивизиона защитных покрытий компании «Шервин-Вильямс», первый раз побывал в России и собирался создать с О3 совместное предприятие. Мы подписали соглашение LOI (Letter of Intent) — о намерении инвестировать в совместный завод в России. Потом были февральские события, Крым, и возможность осуществить сделку была потеряна.
Уже тогда стало ясно, что вектор развития на создание собственной линейки продуктов, который мы выбрали, — правильный. Плотно заниматься разработками мы начали с 2013 года и тогда же открыли лабораторию в Сколково. Изначально мы планировали создавать продукты, которых не было в линейке американской компании — продукты, специально адаптированные к российскому климату и жестким эксплуатационным условиям. В результате американские технологии, которые у нас были, плюс наши собственные разработки и сорвавшиеся планы по совместному предприятию стали плацдармом для строительства и развития собственного бизнеса полного цикла. Это уже не только продажи, это и производство, и материалы на основе собственных рецептур. К 2019 году логичным решением стал уход от контрактного производства. Появилась необходимость в собственном заводе.
— Расскажите о проекте Ростовского лакокрасочного завода. В каких условиях вы принимали решение о строительстве?
— К 2019 году мы пришли к тому, что необходимо собственное производство, чтобы уйти от контрактных площадок, которые несли для нас риски и нестабильность. Чтобы взять всю цепочку поставок под контроль, мы решили, что пора перейти к собственному производству. Тем более, что уже долгое время использовали только собственные рецептуры и технологии.
В качестве площадки для развития собственного производства выбрали Ростовский лакокрасочный завод. Это был браунфилд-проект. Мы приобрели площадку у Сбербанка. Предприятие было практически новым, его эксплуатировали менее года. Мы модернизировали завод, добавили производство органоразбавляемых материалов. Сегодня это высокотехнологичное производство с большой степенью автоматизации: завод производит 30 млн л покрытий в год, хотя его полностью обслуживает производственная команда всего из 30 человек.
Следующим этапом был переход на отечественные компоненты. К своему 15-летию мы пришли с собственными продуктами, в составе которых 85-90% — отечественное сырье.
— Строительство завода выпало на пандемию. С какими новыми вызовами вы столкнулись?
— На тот момент было не очевидно, насколько правильно это инвестиционное решение. Мы не только вложили собственные средства, но еще привлекли средства партнера. В декабре 2019 года заключили сделку с «ВЭБ.РФ», которую до этого прорабатывали и анонсировали на Петербургском международном экономическом форуме. В результате получили инвестиции в размере 500 млн руб.
И сразу началась пандемия. Не только для О3, но и для всех вокруг она стала «черным лебедем». Так получилось, что полноценный запуск завода состоялся в августе 2020 года — практически в разгар пандемии. Тестовое производство мы начали в апреле 2020 года: тогда все были в ситуации изоляции и карантина. Наши основные клиенты — заводы металлоконструкций и строительные компании — вынуждены были сдвигать и замораживать сроки реализации проектов. Это, естественно, повлияло на нашу производственную программу и привело к срыву цепочки поставок.
В апреле 2020 года мы собрались с командой менеджмента «О3-Коутингс» и обсудили, как выйти из этой ситуации и что мы можем предложить рынку из актуальных продуктов. Так родилось направление антисептических материалов и промышленных моющих средств. За три недели мы создали проекты продуктов и их рецептур. В августе 2020 года завод начал производить антисептические материалы «Триоклин» — как обычные антисептики для рук, так и более сложные продукты, которые требовали дальнейшей сертификации. Мы единственные в России смогли завершить сертификацию и выпустили антимикробные антисептические покрытия для стен и поверхностей с долгосрочным эффектом. Так родилась линейка «Триопро шилд». В итоге, в 2020 году, несмотря на провал в основном бизнесе, «О3-Коутингс» вошла в топ-10 производителей антисептиков в России. Это существенно улучшило наши экономические показатели по итогам 2020 года.
— Расскажите об особенностях и преимуществах вашей продукции.
— За 15 лет мы сильно расширили ассортимент продукции. Компания «О3-Коутингс» — это не только производитель антикоррозионных покрытий для промышленности и строительства линейки «Триокор», но и огнезащитные составы «Триофлейм» и «Триотерм». Бизнес, с которого мы начинали, работая и сотрудничая с «Шервин-Вильямс», привел к тому, что наши собственные разработки позволили нам стать одним из лидеров российского рынка огнезащитных покрытий.
Наши материалы применяются в крупнейших проектах строительства по всей России. География — от Калининграда до Владивостока. Это и проект «Новатэка» Арктик СПГ-2, проекты «Газпрома» в Усть-Луге, проект «Сибура» Амурский ГХК. Металлоконструкции на всех перечисленных проектах сегодня защищены нашими покрытиями, разработанными здесь, в Сколково.
— Какие итоги 15-летнего развития компании вы можете отметить?
— Управление бизнесом в условиях неопределенности не только преподносит угрозы, но дает и возможности. Очередной такой возможностью для нас стало импортозамещение иностранных игроков на рынке покрытий в 2022 году. Я уже называл крупные проекты «Газпрома», «Сибура», «Новатэка» — все они оказались в рамках санкций. Было невозможно закупать иностранные продукты, которые были заложены в проекты проектировщиками. На тот момент у нас уже было больше десяти лет наработок и опыта применения материалов. Это позволило действительно безболезненно заместить иностранных конкурентов и зарубежные аналоги.
В свою очередь, нам это дало шанс не только быть представленными в крупнейших проектах строительства, которые есть сейчас в России, но и вырастить свой бизнес. В 2022 году — более чем на 70%, в 2023 году — еще на 30%.
— Сегодня многие компании выходят на новые рынки, как «О3-Коутингс» действует в этом направлении?
— Мы работаем в этом направлении с момента запуска собственного производства в 2020 году. Это был разгар пандемии, но первую партию продукции с нашего завода в Ростове мы отправили в Чили — за 10 тыс. км. При разработке собственных продуктов мы ориентировались на иностранный бенчмаркинг. Старались не просто превзойти отечественных конкурентов, но и соответствовать иностранным аналогам и превосходить их.
Сегодня наша продукция сертифицирована не только по российским стандартам — ГОСТам, но и по многим международным стандартам — таким, как ЕN или ISO. Мы продолжаем эту работу в сфере энергетики и нефтегазовом сегменте. Сегодня проходим сертификацию для работы с крупнейшей нефтяной компанией в мире — «Сауди Арамко». Это позволяет нам не только развивать международный бизнес и экспорт, но и пользоваться большим доверием наших российских заказчиков и партнеров.
Реклама. Рекламодатель: ООО «ОЗ-Коутингс», www.o3.com