— Как изменилась архитектура поддержки индустриальных парков и технопарков за 2023 год?
— Новая архитектура мер поддержки парков была сформирована в период 2021-2022 годов на основе проведенной работы по совершенствованию нормативной базы в этой сфере. Сегодня на федеральном уровне действуют порядка десяти механизмов поддержки, которые могут быть применены для развития как государственных, так и частных проектов на всех стадиях их жизненного цикла. В 2023 году мы увидели, что потребность регионов и частных инвесторов в этих мерах только растет. Так появился новый механизм по линии Минсельхоза — гранты на создание агробиотехнопарков. Уже одобрен один такой проект — технопарк «Новатория» в Белгородской области. В уходящем году только по линии Минпромторга России на поддержку парков выделено более 20 млрд рублей, а на период 2024-2026 годов запланировано 82 млрд рублей.
— Минпромторг ведет последовательную работу по включению в требования к паркам их отраслевой специфики. Какие цели она преследует и что сделано в этом направлении за последнее время?
— Приведу несколько примеров. В 2021-2022 годах мы вышли с инициативой о нормативном закреплении экопромышленных и агропромышленных индустриальных парков и технопарков. На них распространили все основные требования к паркам, но в то же время — после консультаций с Минприроды России, ППК «Российский экологический оператор» и Минсельхозом России, — учли ряд особенностей таких площадок. В частности, для экопарков законодательно урегулировали вопросы включения в их территорию земельных участков, предназначенных для хранения, сортировки и переработки отходов, удаленности земельных участков друг от друга, сниженных требований к коммунальной инфраструктуре. Такая модель позволила, с одной стороны, не вносить существенные изменения в законодательство, а с другой — распространить все действующие меры поддержки индустриальных парков и технопарков на их отраслевой подвид. До конца 2024 года в России должны заработать восемь пилотных экопромышленных парков в Приморском, Краснодарском, Ставропольском краях, а также в Нижегородской, Новосибирской, Челябинской, Ленинградской, Московской областях. Сейчас эти проекты в стадии создания: по некоторым разрабатывается проектная документация, а часть — уже на этапе строительства. По двум паркам поданы документы на включение в реестр Минпромторга России, рассчитываем одобрить эти заявки в течение 1-2 ближайших месяцев.
В 2023 году мы инициировали закрепление в федеральном законе «О промышленной политике в Российской Федерации» понятия «технопарк в сфере высоких технологий». Это площадки преимущественно офисного и лабораторного типа, резиденты которых занимаются исследовательской деятельностью, оказывают высокотехнологичные услуги и разрабатывают программное обеспечение в интересах промышленных предприятий. Соответствующие изменения внесли в федеральный закон, после чего правительство РФ утвердило федеральные требования к таким технопаркам. Главная цель этой работы — кастомизировать государственную поддержку работы парков с учетом всех нюансов и деталей их функционирования и добиться ее максимальной продуктивности.
— По каким критериям оценивается эффективность вложений государства в поддержку промышленных парков?
— Мы выработали единый подход к оценке эффективности: учитываем заполняемость площадей и загрузку коммунальной инфраструктуры парков, объем инвестиций, выручки и налоговых платежей резидентов, а также количество созданных ими рабочих мест. Совокупность этих параметров говорит о достаточно высокой конверсии принимаемых правительством мер. В частности, за период 2011-2022 гг. на каждый рубль государственной поддержки привлечено семь рублей внебюджетных инвестиций и уплачено шесть рублей налогов, то есть содействие развитию парков уже многократно окупилось.
— Какова динамика работы по стандартизации индустриальных парков и технопарков в России? Сколько из действующих и создаваемых парков уже включены в федеральный реестр?
— Сегодня в России насчитывается 410 индустриальных парков и технопарков. Из них 200 индустриальных парков и 79 технопарков — действующие, 103 индустриальных парка и 28 технопарков — в стадии создания. Из общего числа парков в реестр Минпромторга входят 97 индустриальных парков и 20 технопарков.
— Как выглядит эта статистика применительно к Черноземью?
— На территории макрорегиона действуют 12 индустриальных парков и шесть технопарков. Еще пять индустриальных парков и один технопарк — в стадии создания. Из них в реестр Минпромторга России включены восемь индустриальных парков и два технопарка. Статистка по областям выглядит следующим образом: Белгородская область — четыре действующих и два создаваемых индустриальных парка, один создаваемый технопарк; Воронежская область — пять действующих и один создаваемый индустриальный парк, два действующих технопарка; Курская область — два действующих технопарка, один создаваемый индустриальный парк; Липецкая область — три действующих индустриальных парка, два действующих технопарка; Тамбовская область — два создаваемых индустриальных парка.
— Насколько востребован формат индустриальных парков и технопарков у инвесторов?
— В целом мы видим устойчивый рост интереса к созданию новых и развитию действующих индустриальных парков и технопарков. Это обусловлено, в первую очередь, растущим спросом на готовые производственные площади. Отмечу, что более 60% действующих и создаваемых парков находятся в частной собственности, и среди них немало тех, чьи инвесторы применяют только налоговые льготы или не используют средства государственной поддержки. Вместе с тем, если мы говорим о развитии промышленности в регионах, особенно вдали от региональных центров, здесь без помощи государства не обойтись. Парковые проекты имеют длинный жизненный цикл и могут окупаться в течение 8-10 лет, особенно в тех локациях, где сравнительно немного потенциальных резидентов и стоимость аренды или продажи площадей невысока. Именно на такие проекты мы в первую очередь и нацеливаем меры государственной поддержки.
— Каковы нынешние тренды в запросах инвесторов с учетом сложившейся экономической ситуации?
— Наиболее актуальных трендов сейчас три. Во-первых, инвесторы перешли от создания крупных парков к достаточно компактным площадкам — как правило, не более 30-50 гектар. Во-вторых, набирает популярность создание готовых производственных площадей под заказ конкретных резидентов либо универсального модульного формата под размещение «легких» производств, что позволяет сравнительно быстро окупить вложения инвесторов. И, наконец, мы констатируем развитие парков по «сетевой» модели, когда один оператор управляет сразу несколькими площадками, зачастую в разных регионах. Более того, уже есть успешные примеры развития парков за рубежом при участии российских управляющих компаний. Такая «сетевая» модель позволяет снижать издержки за счет эффекта масштаба.
— С конца 2022 года в России действует программа промышленной ипотеки. Каковы промежуточные итоги и перспективы ее работы? Насколько активно предприятия Черноземья пользуются этим инструментом?
— Механизм промышленной ипотеки в течение 2023 года набрал хорошие обороты, особенно с учетом повышения ключевой ставки Банка России. На сегодня выдано уже 704 льготных кредита на общую сумму 68,9 млрд рублей. Это позволит ввести в эксплуатацию порядка 3,6 млн кв. м производственных площадей. Стоит отметить, что промышленная ипотека востребована, в первую очередь, компаниями малого и среднего бизнеса — с ними банки заключили почти 80% сделок.
В Черноземье этой мерой поддержки воспользовались 35 предприятий. В Белгородской области выдано два кредита на 154 млн рублей, в Воронежской — 16 кредитов на 3,8 млрд рублей, в Курской — четыре кредита на 280 млн рублей, в Липецкой — десять кредитов на 1,5 млрд рублей, в Тамбовской — три кредита на 260 млн рублей.
— В прошлом году вы говорили о планах до конца первого квартала 2023 года по расширению механизма промышленной ипотеки на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт производственных площадей. Удалось ли их осуществить?
— Да. Изначально механизм промышленной ипотеки был запущен только для льготного финансирования сделок по приобретению производственной недвижимости, но практически сразу после запуска мы получили множество предложений по его расширению. В апреле 2023 года в постановление №1570 были внесены изменения, распространившие промышленную ипотеку на строительство, реконструкцию и модернизацию промышленных площадей, и к концу 2023 года с этой целью уже совершены треть сделок — 235 из 704. В денежном выражении сумма этих сделок составляет порядка 41 млрд рублей, или 60% от общего объема кредитного портфеля. «Средний чек» таких сделок (174 млн рублей) почти в три раза превышает «средний чек» при покупке готовых площадей (60 млн рублей), что объясняется большей капиталоемкостью проектов, которые предусматривают строительство или реконструкцию.