— Как формировался главный финансовый документ региона в этом году?
— Особое внимание мы всегда обращаем на реализацию запросов и предложений, которые формируют граждане, представители общественных организаций и экспертного сообщества. Жители всегда ставят конкретные задачи через своих представителей в Воронежской областной Думе. Это вопросы, связанные с развитием экономики, социальной сферы, комплексным развитием сельских территорий. Много запросов на продолжение благоустройства муниципальных образований. Речь об обновлении парков и скверов, ремонте объектов культуры, строительстве спортивной и культурной инфраструктуры в селе.
На уровне «нулевых чтений» мы проводим совместную работу с исполнительной властью, профильными министерствами и ведомствами. Нам очень важно, чтобы каждый рубль, заложенный в бюджете, работал максимально эффективно на благо жителей Воронежской области. Все приоритетные вопросы обязательно включены в повестку обсуждения и учитываются при формировании основного финансового документа на трехлетний период.
Приоритеты остаются неизменными, несмотря на все внешнеполитические и экономические вызовы. Они будут, безусловно, обеспечены финансированием и в плановом периоде. Это реализация нацпроектов и обеспечение стабильной работы учреждений соцсферы области, выполнение социальных обязательств, расширение и поддержание в надлежащем порядке сети социальной, дорожной и инженерной инфраструктуры. Все социально значимые расходы проиндексированы, размеры социальных выплат населению увеличены, предусмотрены средства на содержание новой сети учреждений и другие актуальные задачи.
— Вы отметили, что в бюджете 2024 года заложены средства на сохранение всех социальных обязательств.
— Да, один из основных приоритетов — безусловное обеспечение стабильной работы социальной сферы области: расходы социальной направленности в проекте бюджета составляют более 75%. Общее финансирование отраслей образования, здравоохранения, соцзащиты, культуры, спорта, а также занятости населения в следующем году без учета капитальных вложений запланировано в сумме свыше 93 млрд рублей. Это, в том числе, содержание сети учреждений, меры социальной поддержки и программные мероприятия.
В частности, в 2024 году расходы на социальную защиту населения предусмотрены в объеме свыше 21,5 млрд рублей. Только за счет средств областного бюджета финансирование отрасли составит более 18 млрд.
Сегодня нормативно-правовой базой в регионе закреплено 59 видов социальных выплат. Одна из наиболее значимых расходных статей — соцподдержка граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг. На эти цели в проекте бюджета заложено свыше 5 млрд рублей.
Как и на федеральном уровне, особое внимание уделяется семьям с детьми. Для них в Воронежской области предусмотрено 37 различных мер соцподдержки на общую сумму более 8,5 млрд рублей.
Актуальное направление расходов — предоставление в регионе жилья детям-сиротам. На приобретение жилья для них планируется более 1 млрд 470 млн рублей, из них средства областного бюджета — более 1 млрд 338 млн рублей. Еще более 203 млн рублей направят на сертификаты для детей-сирот на приобретение жилья.
— Один из безусловных приоритетов в расходной части бюджета, как и все последние годы, — это национальные проекты. Сколько средств предусмотрено на их реализацию?
— Предварительно более 19 млрд рублей. Из этого объема более 53% — средства областного бюджета. В 2024-2026 годах в Воронежской области планируется реализация 32 региональных проектов в рамках 12 национальных проектов, являющихся основным инструментом достижения национальных целей развития. В числе главных национальных целей развития определены: сохранение населения, здоровья и благополучия людей, создание комфортной и безопасной среды для их жизни, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека.
— Сколько средств будет направлено на развитие экономики и инфраструктуры?
— На эти цели запланировано более 56 млрд руб. Средства пойдут на строительство объектов социальной сферы, жилищно-коммунального комплекса и дорожного хозяйства. Объем дорожного фонда пока более 19 млрд руб.
— И каковы итоговые параметры бюджета 2023 года и будущего годов?
— Доходы областного бюджета в 2023 году составят 179,4 млрд руб., расходы — 218,3 млрд руб., дефицит — 38,8 млрд руб. Доходы бюджета 2024 года прогнозируется в объеме почти 173,5 млрд руб. Расходы запланированы в сумме свыше 185,4 млрд руб. Прогнозируемый дефицит 11,9 млрд руб. имеет гарантированные источники погашения. В течение 2024 года параметры бюджета, безусловно, будут меняться. Напомню, на момент принятия бюджета 2023 года доходы составляли 156,7 млрд руб., а расходы — 170,6 млрд руб.
Проект бюджета 2024 года максимально выверен и сбалансирован. Это позволит нам выполнять все социальные обязательства перед жителями области, вводить новые меры поддержки, развивать инфраструктуру, расширять экономические возможности региона.
— Сколько законов было принято в этом году?
— Почти 140, большая часть законов касалась регионального развития и экономики, а также социальной политики.
— Как законодательно были поддержаны участники спецоперации и их семьи?
— В регионе действует более 20 мер поддержки. В частности, были внесены корректировки в ряд статей закона «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области». В число тех, кто может получить финансовую поддержку при газификации жилья, включены семьи воронежцев, участвующих в спецоперации. Также контрактники, мобилизованные и добровольцы могут рассчитывать на льготы по уплате транспортного налога. Дети участников СВО получили приоритетное право на льготные путевки в детские оздоровительные учреждения.
— Какие еще законы, регулирующие социальную поддержку населения, были приняты?
— Воронежская областная Дума расширила критерии для предоставления детям-сиротам сертификатов на приобретение жилья в собственность. Теперь число тех, кто сможет получить эту меру поддержки, увеличится.
Также расширен круг воронежских многодетных семей, которые смогут рассчитывать на меры соцподдержки при уплате транспортного налога и оформлении субсидий на оплату услуг ЖКХ. Если ранее данными мерами поддержки могли воспользоваться семьи, воспитывающие троих и более детей в возрасте до 18 лет, то с учетом принятых изменений льготы могут получить многодетные семьи, где есть обучающиеся по очной форме в возрасте от 18 до 23 лет.
Кроме того, Дума утвердила еще одну новую меру соцподдержки многодетных семей: теперь им возмещают часть затрат на обучение детей, получающих среднее профессиональное образование в Воронежской области. Семья может получить компенсацию в размере половины стоимости годового обучения ребенка.
Также приняты законы, расширяющие меры поддержки для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Для родителей предусмотрены льготы по транспортному налогу, а также денежная компенсация расходов за самостоятельно оплаченные услуги по проживанию в гостиницах во время курса реабилитации детей в специализированных учреждениях региона.
— В этом году есть изменения в сфере инвестиционного законодательства. Расскажете о них.
— Инвестиционный процесс в регионе идет непрерывно, реестр особо значимых проектов регулярно корректируется. В Воронежской области продолжается планомерное формирование комфортного климата для открытия и ведения бизнеса, для запуска новых производств, реализации масштабных проектов, а, значит, и для создания новых рабочих мест, повышения реальных доходов граждан.
За последние пять лет в рамках 80 особо значимых инвестпроектов воронежский бизнес вложил 109 млрд рублей и создал более восьми тысяч рабочих мест.
В этом году мы приняли закон «О развитии ответственного ведения бизнеса на территории Воронежской области», чтобы поддержать социально ответственных предпринимателей. Для компаний, признанных ответственными и добросовестными инвесторами, предусмотрены различные меры поддержки.
Также законодательные инициативы этого года касались корректировки различных параметров при реализации инвестпроектов на территории Воронежской области — с учетом правоприменительной практики и изменений в перечне особо значимых инвестиционных проектов, в том числе за счет включения новых.
В частности, были внесены изменения в законы «О ставках налога на прибыль организаций для инвесторов, реализующих особо значимые инвестиционные проекты на территории Воронежской области», «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без проведения торгов», «О промышленной политике в Воронежской области».
— Какие вопросы в этом году были ключевыми в ходе встреч с избирателями?
— Основная тематика обращений: ЖКХ, благоустройство, социальная поддержка.
Депутаты в течение года обсуждают с избирателями перспективы строительства и модернизации объектов образования, здравоохранения, соцзащиты, культуры, спорта, развитие инженерной инфраструктуры и благоустройство территорий в каждом населенном пункте. Эта информация систематизируется и учитывается при формировании адресной инвестиционной программы и программы капремонта региона.
Также в числе актуальных тем — создание новых производств и дополнительных рабочих мест, вопросы социального обеспечения жителей области старшего поколения, семей с детьми, поддержка участников СВО и их родных.
Традиционно ряд приемов был посвящен юридической помощи населению.
Итогом работы с обращениями граждан стало решение конкретных проблем, волнующих избирателей: благоустройство территорий, ремонт объектов социальной и инженерной инфраструктуры, оснащение оборудованием учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты, спорта и культуры, оказание адресной помощи гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, участникам СВО и их семьям.