— С какими итогами воронежская промышленность пережила 2021 год?
— Еще не пережила — впереди у нас полтора месяца напряженной работы, итоги будем подводить в начале следующего года. Сейчас можно говорить только о предварительных результатах, которые мы ожидаем от 2021 года, — и они неплохие, превышаем среднероссийский уровень развития промышленности. Есть два фактора, которые этому способствовали. Во-первых, у нас вырос объем отгруженной продукции в связи с тем, что реализуются национальные проекты и работают программы импортозамещения. Во-вторых, промышленный сектор получает государственную поддержку, которую оказывают на федеральном уровне Минпромторг, на региональном — департамент промышленности, а также федеральный и региональный фонд развития промышленности. Помощь от фондов развития — это практически бесплатно предоставленные средства, которые идут на модернизацию и техперевооружение предприятий. В этом году процентная ставка за пользование этими средствами снизилась с 1-5% до 1-3%, то есть стала фактически ниже ставки рефинансирования ЦБ. И в совокупности эти меры поддержки продемонстрировали свою результативность. Например, федеральный Фонд развития промышленности (ФРП) профинансировал техперевооружение АО «Конструкторское бюро химавтоматики» для производства гражданской продукции — запорно-регулирующей арматуры для нефтегазового сектора и комплектующих для железнодорожного машиностроения. Проект состоялся, оборудование закуплено и введено в эксплуатацию, идет активное расширение номенклатуры продукции. Планируется, что к 2030 году половина выпускаемой предприятием продукции будет иметь гражданское назначение, что соответствует задаче, поставленной президентом России.
— Распространяется ли эта поддержка на промышленные предприятия малого и среднего бизнеса?
— Мы достаточно много работаем с малым и средним бизнесом в промышленности. Ему также оказывает реальную помощь региональный фонд развития промышленности. Малый бизнес приходит к нам, чтобы получить возможность модернизации производства, освоить новые технологии, повысить свою конкурентоспособность. И мы активно помогаем им в этом движении. В дополнение к программе ФРП «Оборотный капитал», рассчитанной на поддержку предприятий, которые попали в сложное финансовое положение в связи с коронавирусной инфекцией, заработала программа «Модернизация и техперевооружение» по льготному финансированию приобретения нового оборудования. Продолжает действовать партнерская с федеральным ФРП программа «Совместные займы», по которой 30% средств выделяет региональный бюджет, 70% — федеральный. И наконец, помогаем предприятиям получить займы в федеральном фонде развития промышленности.
— Каковы сейчас самые актуальные вопросы и проблемы в повестке работы департамента?
— Главный вопрос на сегодня — это поставки кислорода для учреждений здравоохранения Воронежской области. В декабре прошлого года наш региональный производитель и поставщик — КБХА — с выработкой 33 тонны кислорода в сутки практически полностью закрывал потребности региона. Но в сентябре этого года суточное потребление кислорода по области выросло сначала до 45 тонн, а затем, к началу ноября, — до 59 тонн. К середине ноября около 3500 человек в области находились на кислородной поддержке. Несложно посчитать, что выпадающие потребности региона в кислороде на середину ноября составляли ежедневно 26 тонн. Были вынуждены наладить его поставки из Липецка, Тулы, Ворсино (Калужская область), Дзержинска, Таганрога и даже из Тольятти, который в 900 км от нас. Приходится констатировать, что недоработка руководителей по вакцинации и несознательный подход сотрудников промышленных предприятий привели к тому, что по темпам и уровню вакцинации мы далеко не лидеры в Российской Федерации, что приводит к распространению коронавирусной инфекции. По этой же причине у нас такие огромные ежесуточные расходы жидкого кислорода. Дефицит наблюдается практически повсеместно. У нас буквально идет война за жидкий кислород для учреждений здравоохранения, за кислородные концентраторы и медикаменты для лечения людей. Мы также работаем над тем, чтобы вакцинация была обеспечена необходимыми материалами для ее проведения.
— Какую еще помощь оказывают медицинскому сектору промышленные предприятия региона?
— У нас есть два производителя медицинских масок в регионе, один из них достаточно быстро освоил, а второй — нарастил их выпуск до необходимых объемов для обеспечения учреждений здравоохранения и розничных точек реализации. С началом пандемии практически с нуля развернули работу по изготовлению противочумных комплектов для врачей, работающих в «красной зоне». Начинали со швейных мастерских, но сейчас, по прошествии времени, это уже профессионально выполненная продукция, которая отвечает всем стандартам.
— Как сейчас выглядит наша экспортная витрина? Появились ли новые страны-партнеры у Воронежской области?
— Наши традиционные экспортеры — предприятия химического комплекса — продолжают работать и увеличивать объемы отгружаемой продукции, но говорить о новых партнерах во внешней торговле пока не приходится. Экспортное направление у нас, к сожалению, не очень активно расширяется, преграды на границах в большей степени возникают, нежели исчезают. Это связано как с ограничениями, вызванными коронавирусной инфекцией, так и со сложной международной обстановкой.
— Какое обновление произошло в транспортном секторе Воронежской области в уходящем году? Можно ли это назвать транспортной реформой?
— Реформа — это то, к чему мы стремимся. Идем к этому в большей степени эволюционным путем, который не лишен определенных трудностей, но вместе с тем — достаточно активно. Закупаем транспорт для пассажирских автоперевозок — в этом году удалось найти средства в региональном бюджете для приобретения новых автобусов. Субсидируем авиаперевозки — в 2021 году открылся ряд новых, субсидированных межрегиональных авиарейсов. Участвуем в строительстве нового пассажирского терминала воронежского аэропорта. Очень активно работаем по субсидированию железнодорожных внутрирегиональных перевозок на «электричках» и одновременно стараемся улучшить качество обслуживания — начали работать электропоезда, которые оборудованы биотуалетами, кондиционерами и другими современными атрибутами процесса передвижения пассажиров.
— Какие ключевые транспортные проекты сейчас реализуются?
— Самым физически крупным объектом является строительство нового терминала аэропорта «Воронеж». Уже упомянутые мной существенные объемы субсидий авиаперевозок выделены в том числе для того, чтобы расширить внутрироссийскую и межрегиональную авиасеть, и чтобы новый терминал, рассчитанный на пассажиропоток в 2,5 млн человек в год, сразу после открытия получил полноценную загрузку.
Второй крупный проект — переход на контрактную систему в середине следующего года, то есть на совершенно новый вид оплаты услуг транспортных предприятий, и внедрение автоматизированной системы контроля оплаты проезда. РосдорНИИ работает над созданием документов транспортного планирования в Воронежской области. Такая работа необходима для перехода на новые формы работы в транспорте. Документы транспортного планирования — это что-то вроде Генплана, только в транспортной сфере. И он будет касаться как Воронежа, так и всего региона в целом. Готовимся полностью пересмотреть работу региональной транспортной сети автомобильных перевозок.
— Ваши прогнозы по работе промышленного сектора в следующем году.
— Думаю, промышленность ждет рост, потому что нацпроекты продолжают набирать обороты. Надеюсь, что объемы отгруженной продукции вырастут не меньше, чем в этом году, а коронавирусная инфекция перестанет вносить коррективы в работу наших предприятий. Надеемся на лучшее!