— Константин, каким для Союза и машиностроительной отрасли в целом стал уходящий год?
— Несмотря на непростой пандемийный год, отрасль чувствует себя достаточно уверенно. Это связано со многими факторами. Во-первых, изменилась логистика поставок. Многие российские компании, которые ранее закупали сырье, материалы и комплектующие в Китае или в Южной Корее, стали больше обращать внимание на отечественного производителя.
Во-вторых, сохраняется положительная динамика гособоронзаказа для предприятий военно-промышленного комплекса. А ВПК, как правило, часть своих заказов размещает на предприятиях машиностроительной отрасли.
Что касается общественной организации «СоюзМаш», все намеченные на этот год планы в основном выполнены. На данный момент в нее входят 74 региональных отделения — это практически все субъекты страны. В сентябре под председательством руководителя Союза машиностроителей России, главы Госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова состоялось расширенное заседание, где были определены ближайшие задачи объединения. Как отметил Сергей Викторович, сегодня организация — это не просто профессиональное сообщество, а крупная структуру, которая оказывает серьезное влияние на развитие машиностроительного комплекса страны.
Так, очень серьезная работа ведется с молодежью. Испытываем серьезный кадровый голод и понимаем, что молодые люди больше не хотят работать на заводах. Для создания коллаборации между предприятиями, высшими учебными заведениями и школами запущена многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда». Она формирует интерес к инженерной деятельности и успешно реализуется на притяжении нескольких лет. Также большое внимание в целом уделяется популяризации инженерных профессий и инженерно-технического образования. Начиная с 2015 года, дважды в год проводим «Неделя без турникетов»: предприятия открывают свои двери для экскурсий школьников и студентов.
«Союз Машиностроителей России» единственная организация в стране, которая имеет собственный арбитраж, в рамках которого ведется достаточно серьезная законодательная деятельность. В настоящее время представители объединения входят в 42 комитета, влияющих на развитие экономики. Очень надеемся, что все те законодательные предложения, которые сегодня вносятся в будущем дадут положительный эффект для промышленности. Буквально недавно благодаря инициативе Союза внесены изменения в закон о государственном оборонном заказе в части контроля и использования бюджетных средств при выполнении контрактов.
Сейчас в фокусе внимания «СоюзМаша» — максимальное импортозамещение. Россия должна быть полностью независимой от иностранных производителей. Безусловно, это достаточно сложный процесс, к которому приходят постепенно.
— В чем вы видите главные вызовы, которые сегодня стоят перед отраслью и Союзом?
— Главный вызов сегодня — неготовность предприятий машиностроительного комплекса к цифровой трансформации. Здесь существует несколько причин: многие не понимают, зачем им это нужно, другие просто не хотят этого делать, а есть и те, кто неправильно ведет эту работу.
В Белгородской области мы первые в России запустили центр компетенции в машиностроении, где команда специалистов помогает предприятиям внедрять цифровые технологии и решения. Но прежде чем трансформировать, необходимо понимать, какие задачи должны быть решены. Мы сформировали новый термин «промышленный детейлинг» — комплекс мер по профессиональному управлению предприятием. Сейчас в нашем проекте принимают участие три региональных предприятия. Помогаем им внедрять цифровые решения в соответствии с теми стандартами, которые уже успешно интегрированы в госкорпорациях «Ростех» и «Росатом» — это лидеры в стране по цифровому развитию.
Второй вызов — это нехватка кадров. На данный момент молодежь не стремиться работать на заводах, а если и приходит, то ненадолго. Отрасль ощущает острый дефицит в квалифицированных инженерах, технологах, специалистах рабочих профессий. Кадровый голод в промышленности — проблема международная. Мы общаемся с отраслевыми объединениями из других стран, в частности с Германией, Австрией, со Швейцарией, и они также отмечают аналогичную ситуацию.
— Как вы считаете, что в текущих условиях должна делать региональная власть для поддержки и развития региональных производств? В целом, сегодня местные власти оказывают поддержку отрасли?
— Вопрос очень непростой. Во-первых, в регионе поменялась команда управленцев. Губернатор Вячеслав Гладков ведет открытый диалог с жителями региона, в том числе с предпринимателями через социальные сети. И население воспринимает это положительно. Но мы более консервативные предприятия и не привыкли к такому взаимодействию. На данный момент по отношению к машиностроительной отрасли не вижу большой активности со стороны региональных властей. Возможно, сейчас основной приоритет отдается другим сферам. Здесь хочу отметить, что машиностроение является хорошим инструментом для диверсификации экономики. И, как правило, предприятия данного сектора промышленности выступают условным гарантом стабильности других отраслей, в том числе АПК. Например, в разрезе товарной продукции, которую выпускают заводы, очень много «сельхозки» — это оборудование для сельхозпроизводителей, компоненты, запасные части для импортного оборудования и другое. В современных условиях, когда идет борьба за себестоимость, важно, чтобы были предприятия, способные обеспечить работоспособность смежных отраслей экономики. Понимаете, мы сегодня живем в обществе потребителя и людей, которые могут создавать и производить, нужно поддерживать.
В свою очередь у нас выстраиваются хорошие отношения с областной Думой. Стоит отдать должное председателю Ольге Павловой — она правильно выстраивает работу по привлечению общественных организаций к законодательному процессу. Представители Белгородского регионального отделения «СоюзМаш России» часто участвуют в заседании комитета по экономическому развитию, где рассматриваются различные вопросы, связанные с мерами поддержки, налоговыми преференциями для предприятий и т.д.
— Какой вклад в развитие машиностроения в регионе вносит Союз? Можете привести примеры такой работы в рамках «СоюзМаша»?
— Самый простой пример, создали общий чат для всех членов регионального отделения, где директора предприятий могут коммуницировать между собой по различным производственным вопросам. Если говорить о серьезных задачах, то помогаем решать вопросы, связанные с развитием регионального машиностроения, инновационного потенциала производств, привлечением кадров в промышленный сектор, а также выступаем с законотворческими инициативами и другое.
Хочу отметить, что пандемия дала хороший толчок с точки зрения локализации в регионе иностранных компаний. На сегодня подписали четыре конфиденциальных соглашения с иностранными партнерами, в рамках которых члены нашего отделения уже получают контракты на производство специальных компонентов.
Региональное отделение плотно работает с предприятиями области в реализации не только производственных, но и социальных программ. «СоюзМаш» активно развивает такие направления как донорство и благотворительность. Планируем в конце этого года или в начале следующего заключить соглашение с Белгородской областной станцией переливания крови. Также продолжаем добрую традицию по поддержке белгородских ветеранов.
— Какие задачи стоят перед БРО «Союзом Машиностроителей» на ближайшее время? Существуют ли определенные векторы, которым будете уделять наибольшее внимание?
— За сравнительно короткий срок наше отделение привлекло в свои ряды порядка 42 белгородских предприятия. Основная задача на следующий год — расширить свое присутствие в регионе, вовлечение новых членов в нашу общественную организацию из числа крупных производителей. Также в числе главных приоритетов — эффективное развитие кооперационных связей между промышленными предприятиями Белгородской области. Что касается машиностроительной отрасли в целом — импортозамещение, выпуск высокотехнологичной продукции и максимальная автоматизация производственных процессов.