Компетенция , Черноземье ,  
0 

«Без развития кооперационных связей экономики в России не будет»

Реклама:
Андрей Шпиленко (Фото: пресс-служба АКИТРФ)
Андрей Шпиленко (Фото: пресс-служба АКИТРФ)
Директор Ассоциации кластеров, технопарков и особых экономических зон России (АКИТ РФ) Андрей Шпиленко — о роли технопарков и промышленных кластеров в экономике, мерах господдержки и развитии кооперационных связей

— Андрей, в этом году АКИТ РФ исполнилось ровно 10 лет с момента создания. Насколько вы в целом довольны проделанной за эти годы работой? Как за это время в России изменился подход к развитию индустрии технопарков?

— Один из главных результатов нашей работы — Ассоциация кластеров, технопарков и ОЭЗ России за 10 лет действительно стала ведущей общественно-деловой организацией, которая влияет на создание промышленной инфраструктуры, на развитие и расширение кластеров и территорий с преференциальным режимом. Если говорить о количественных показателях работы, то мы представлены во всех субъектах РФ. Совокупный объем валового продукта членов Ассоциации в ВВП страны составляет 0,9%.

Андрей Шпиленко: «Без развития кооперационных связей экономики в России не будет»

— Какова сегодня роль технопарков и кластеров для российской экономики в текущих условиях? Что сегодня мешает интенсивному развитию отрасли?

— На этот вопрос лучше меня уже ответил председатель правительства Российской Федерации Михаил Мишустин в ходе совещания по развитию промышленности. Он обратил внимание на то, что формирование промышленных кластеров — ключевой приоритет экономического развития России. И правительство очень внимательно следит за развитием кооперационных связей и готово проводить определенные настройки данного инструмента.

От себя же скажу следующее: кластер — это не просто модный термин, а эффективная форма развития кооперации между промышленными предприятиями. Если перефразировать ваш вопрос, он будет звучать так: «Скажите, пожалуйста, как развитие кооперационных связей внутри РФ влияет на экономику?». Ответ лежит на поверхности — без развития кооперационных связей, промышленного производства экономики в России не будет. Это основа благосостояния нашей страны.

— В ноябре правительство России подписало постановление, корректирующее требования к промышленным кластерам. Объясните, чем новый документ может помочь российской промышленности?

— Еще несколько лет назад меры господдержки распространялись на предприятия, уже входившие в кооперационные цепочки. Однако возникал вопрос: «Если между предприятиями существуют кооперационные связи, развивается бизнес, зачем им тогда дополнительная поддержка?». С другой стороны, в любой кооперационной цепочке имеются инвестиционные ниши, и в них, вложив средства, могут войти новые предприятия, расширив тем самым кооперацию кластера. Но на такие предприятия, на потенциальных новичков кластера, как раз и не распространялись меры господдержки.

Новое постановление правительства РФ №779 как раз и определяет, что промышленными кластерами являются предприятия, между которыми есть кооперационные связи, плюс в кластер теперь могут входить до трех предприятий, которые в течение трех лет должны будут инвестировать средства и нарастить кооперационные связи внутри данного кластера. Эти изменения носят достаточно революционный характер, и надеюсь, будут приняты бизнесом не «к сведению», а «к исполнению», поскольку существенно расширяется горизонт возможностей ведения предпринимательской деятельности в сфере промышленного производства.

Кроме того, внесенные в постановление изменения облегчают получение статуса «промышленного кластера», снижают требования к уровню функциональной зависимости предприятий промышленного кластера с 20% до 10% для регионов с низким уровнем социально-экономического развития, геостратегических территорий и моногородов. Участники кластера, которые выпускают готовую промышленную продукцию, теперь должны приобретать у своих соседей — промежуточных производителей — не менее 10% продукции.

Еще важное изменение — теперь соглашение о создании промышленного кластера может заключаться не с главами субъектов РФ, а с региональными органами государственной власти, осуществляющими полномочия по реализации промышленной политики в субъекте РФ. Конечно, это значительно оптимизирует сроки подписания таких соглашений и присвоения статуса промышленного кластера.

— Если говорить о регионах Черноземья, на ваш взгляд, что может стать новыми точками роста промышленности и региональных кооперационных связей?

— Недавно в Липецкой области при участии губернатора Игоря Артамонова прошло мероприятие с крупным бизнесом, где был поставлен вопрос о мерах стимулирования промышленного производства. Итак, давайте разберемся на примере. Ряд крупных предприятий заключили специальный инвестиционный контракт, который подразумевает, в том числе и локализацию производства. Говоря простым языком, бизнесу, чтобы получить дополнительные меры господдержки, необходимо довести уровень локализации до определенного процента. При этом крупные предприятия задают вопрос: «Где найти поставщиков промышленной продукции, которые будут участвовать в кооперационной цепочке?».

Сегодня в любой отраслевой и межотраслевой цепочке, если ее описать, можно увидеть инвестиционные ниши, то есть объемы продукции — сырья, комплектующих, материалов, которые отечественные предприятия покупают за рубежом. Точками роста и являются те инвестиционные ниши, в которых следует наращивать импортозамещение. Именно промышленные кластеры позволяют снизить зависимость от импорта сырья, материалов и комплектующих в различных отраслях промышленности.

— Как вы оцениваете работу властей регионов Черноземья по развитию промышленных кластеров? Насколько, на ваш взгляд, сегодня высок потенциал промышленных площадок Липецкой и Воронежской области?

— Самая лучшая характеристика — это макроэкономические показатели. Сегодня не могу с уверенностью сказать, что Черноземье является образцом для подражания с точки зрения стимулирования развития промышленного производства. Еще несколько лет назад регионы Черноземья демонстрировали достаточно хорошие результаты и делали эффективные шаги, направленные на формирование промышленных кластеров и инфраструктуры. К великому сожалению, на данный момент показатели по сравнению с предыдущим годом существенно не изменились. Могу предположить, что правительство регионов решило не инициировать создание новых промышленных кластеров, а повысить эффективность уже существующих.

Сегодня в регионах Черноземья создано всего три технопарка. При этом ни один из них не аккредитован по линии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. А значит, бизнес не может получать меры господдержки, которые предусмотрены для данной инфраструктуры — а их сегодня очень много, начиная от субсидирования процентной ставки и заканчивая компенсацией части затрат на создание и развитие инфраструктуры.

— В 2021 году возобновлен механизм поддержки совместных кластерных проектов. Каковы особенности этого механизма господдержки, и что это даст промышленным территориям?

— Действительно, в этом году возобновлен механизм поддержки совместных кластерных проектов, который регулируется постановлением правительства РФ №41. Если быть объективным, давайте сравним сегодняшний механизм с ранее действующим. В 41 постановлении определен адресный инструмент, который направлен на импортозамещение, на создание и развитие российских производителей сырья, материалов и комплектующих. Но чтобы построить новое производство, нужны инвестиции, объем которых миллиарды рублей. Это может быть и 6 млрд, и 8 млрд, и 14 млрд и более. Государство говорит бизнесу: «Мы вам подставим плечо для того, чтобы вам было выгодно инвестировать». В итоге видим, что возместить могут лишь до 30% объема понесенных затрат. При этом максимальный размер господдержки составляет 300 млн рублей. Такой объем компенсаций не интересен бизнесу.

Приведу сухую статистику. Минпромторг России объявил конкурсный отбор по предоставлению субсидии участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации проектов по производству импортозамещающей промышленной продукции. В результате на конкурс подано только 11 заявок. О чем это говорит? Постановление №41 перестало выполнять ту функцию, которая на него была первоначально возложена. Ни в коем случае не критикую министерство. Минпромторг России совершенствует действующие механизмы. Сейчас были проведены ряд форумов, один из последних состоялся в Рязанской области, где бизнес заявил о необходимости расширения данного инструмента. Первое, он должен быть направлен не только на импортозамещение, но и на стимулирование производства новых видов продукции. Второе, необходимо вернуть положение старой редакции 41 постановления, которое позволяло компенсировать до 50% понесенных затрат без ограничения предельного размера финансирования. Надеюсь, что голос бизнеса будет услышан, и уже в следующем году мы сможем увидеть новый механизм поддержки совместных кластерных проектов.

— Если действующий механизм останется без изменений, приведет ли это к тому, что бизнес будет запускать меньше новых проектов?

— Цифры, которые озвучил ранее — 11 поданных заявок на конкурс по возмещению понесенных затрат, уже и есть ответ на ваш вопрос. Конечно, количество реализованных проектов в кооперационных цепочках сократилось. Бизнес считает экономическую целесообразность. Проекты по производству импортозамещающей промышленной продукции стоят несколько миллиардов. И компенсация со стороны государства в размере 300 млн рублей делает их нерентабельными. Поэтому российскому бизнесу сегодня легче искать поставщиков за рубежом и заниматься куплей-продажей. Бизнес будет вынужден искать менее затратные проекты для инвестиций. Например, уже никто не будет ориентироваться на сферу высоких технологий, а будут выбирать небольшие проекты с низкой добавленной стоимостью.

— Какие первоочередные задачи вы ставите перед АКИТ РФ на 2022 год?

— Новый 2022 год станет для нас стартовой площадкой. Сейчас мы прорабатываем сразу три темы. Первая, промышленная инфраструктура — промышленные технопарки и агробиотехнопарки. Надеюсь, что в следующем году появится законодательное закрепление требований к экотехнопаркам. Регионы ждут нового механизма, который будет способствовать хранению, утилизации и переработке отходов. Ассоциация сейчас плотно занимается этим вопросом.

Вторая тема — в 2022 году заработает новый механизм государственной поддержки создания промышленных технопарков в сфере электронной промышленности. Объем господдержки на развитие инфраструктуры составит до 900 млн рублей.

И третье — Ассоциация инициирует большую перезагрузку в плане подходов к формированию промышленных кластеров и мер поддержки для их участников. Уверен, что следующий год станет переломный, и хочется верить, что все те изменения, которые мы внесем, будут с оптимизмом восприняты бизнесом.


 

Материалы выпуска
Компетенция Алексей Беспрозванных: «Воронежский регион в топ-10 по числу парков»
Компетенция «Без развития кооперационных связей экономики в России не будет»
Компетенция «Промышленному комплексу удается справляться с трудностями»
Бизнес-кейс Александр Ващенко: «Готовы наращивать объемы производства»
Бизнес-кейс Energon: альтернативные источники энергии и развитие в 2021 году
От первого лица В «ТНС энерго Воронеж» оценили платежную дисциплину потребителей
Компетенция «Мы оказываем серьезное влияние на развитие машиностроительной отрасли»
Компетенция «Хотелось бы развиваться вместе с судостроительной отраслью»
От первого лица Сергей Золотухин: «Будущее за малоэтажными домами»
Бизнес-кейс Владимир Сериков: «Курса импортозамещения придерживаемся около 10 лет»
Бизнес-кейс «Мы научились быстро адаптироваться ко всем изменениям рынка»
Бизнес-кейс Антон Карганов: «Высокий спрос на недвижимость может закончиться»
Бизнес-кейс Антон Ситников: «Наша продукция стала качественнее и сложнее»
Бизнес-кейс Кирилл Ерихов: «Покупатель диктует нам достаточно жесткие условия»
Инструменты Олег Николаенко: «Модернизировать систему без поднятия тарифов нельзя»
Содержание
Закрыть