— Вы в строительной сфере уже более 40 лет. Расскажите, как менялись тренды в этой отрасли, и почему вы перешли к малоэтажному строительству зданий и технологии рационального строительства?
— Да, действительно, работаю в строительной сфере практически 50 лет, в отрасли малоэтажного строительства — 40 лет. Почему перешел на строительство малоэтажных зданий? Скажем так, когда осваиваю какие-то технологии — становится скучно. В сфере малоэтажного строительства больше вызовов, сложных инженерных задач.
Несомненный плюс малоэтажных зданий — их срок службы. Объясняю почему: нормативный срок службы конструкции многоэтажного дома — 170 лет, а срок службы сетей электричества, отопления, водопровода и канализации — 25-40 лет. Согласитесь, из области фантастики расселить дом, где живет, например, восемь тысяч человек для проведения капитального ремонта, поэтому их сносят после 40-60 лет эксплуатации. Здесь нужно брать пример с коллег из Америки, где считают многоквартирные дома — домами с ограниченным сроком службы, поэтому они отдают предпочтение строительству малоэтажных домов. Есть и экономическая выгода строительства малоэтажных зданий: квадратный метр «малоэтажки» или многоэтажного здания стоит от 40 тысяч рублей. В зданиях, которые строим мы — от 15 тысяч рублей за квадратный метр.
Один из трендов в настоящее время — раздача участков в местах, где раньше не строили. Например, строительство в сложных гидрогеологических условиях.
Второй тренд — резкое увеличение объемов сноса зданий и сооружений. В настоящее время чаще строители используют два способа сноса зданий — это способ механического обрушения и «умный» снос. Что первый, что второй способы наносят вред экологии. В результате механического обрушения объектов получается огромное количество отходов. По статистике от 40-70% объема свалок ТБО состоят из строительного мусора. «Умный» снос — это поэлементный демонтаж здания. Но опять же, в результате разбора зданий и при умном сносе образуется большое количество бетонного боя, который затем дробят, что приводит к образованию дорогостоящего низкосортного щебня с низкой водо- и морозостойкостью.
При этом известно, что прочность бетона и железобетонных конструкций со сроком службы более 40 лет значительно превышает прочность современных бетонных и железобетонных конструкций, поэтому мы сознательно повторно используем строительные материалы, изделия и конструкции, образующиеся при поэлементном демонтаже зданий в малоэтажном строительстве, при укреплении грунтов оснований жилых домов, подъездных путей, внутрипоселковых дорог. Этот подход позволяет нам резко снизить стоимость строительства даже в сложных гидрогеологических условиях.
— Вы считаете, что будущее за малоэтажными домами?
— Да, считаю, что будущее в России за увеличением объема строительства малоэтажных домов. Я не против многоэтажных зданий, есть места, где без них не обойдешься. Многоэтажные здания нужны для студентов, молодых семей, но опять же, повторюсь, они имеют ограниченный срок службы. Если вы хотите построить на века — стройте малоэтажное здание.
— Если сравнивать зарубежный опыт и российский, то какие стороны есть там, и какие есть у нас?
— Практика США и Китая показывает, что многоэтажные жилые дома имеют ограниченный срок службы. В настоящее время в России везде строят многоквартирные новостройки по 16, 24 и даже больше этажей, не зная, что их ждет. В той же Америке основной упор при строительстве делается на индивидуальное жилье в малоэтажных зданиях с деревянным каркасом. Уверен, что это сейчас изменится, так как цены на дерево очень выросли.
Также отличаются и строительные материалы. Например, газосиликат — энергоэффективный материал, который уже давно положительно проявил себя: материал долговечен, не горит, не гниет. В Америке, Германии, Швеции уже давно строят дома из газосиликата. В России рынок делает строительство стен малоэтажных зданий из газосиликатных блоков наиболее эффективным и экономически целесообразным. Я его использую как в качестве элемента несущих стен, имеющих хорошую теплоизоляцию, так и в качестве декоративно-отделочного материала, и могу сказать, что у него большие перспективы.
Отличается отношение американских строителей к образованию. Если в России ты выпускаешься из вуза и идешь работать с теми знаниями, что тебе дали, то в Америке строители ежегодно зимой проходят курсы повышения квалификации. США — это страна людей с узкой специализацией. Именно это позволяет им удается достигать высокой производительности труда, значительно превышающую производительность труда у строителей в нашей стране. Нам предстоит у них этому поучиться.
— Расскажите про географию вашего проекта: где вы уже строите? Планируете ли как-то расширять список регионов присутствия, и с помощью каких инструментов?
— «Ресайклинг Констракшн» не занимается строительством, мы занимаемся проектированием, инженерным обследованием зданий перед сносом, ведем инженерный надзор за строительством и проводим после строительства контроль прочностных показателей тех или иных материалов. База нашего Воронежского государственного технического университета в этом отношении значительно помогает. Появление Центра коллективного пользования — огромная помощь всем строителям.
Сегодня у нас в работе двенадцать домов в Воронежской области, три дома в Подмосковье, есть проекты в Тюмени, Нижнем Тагиле, Свердловской области, Башкирии, Тамани и под Санкт-Петербургом, надеюсь, что в следующем году география наших работ расширится.
Это связано с тем, что наши технологии позволяют резко снизить стоимость строительства, решить проблемы строительного мусора, появляющегося при сносе зданий, и уменьшение выброса углекислого газа.
— Совместно с ВГТУ готовите курсы по повышению квалификации. Для каких специальностей эти курсы? И для чего вы их создаете?
— Убедился, что в них возникла большая потребность в специалистах, которые знают технологии поэлементного демонтажа, могут определять прочностные показатели получаемых при этом материалов, изделий и конструкций. Также нужны архитекторы и дизайнеры, которые могут проектировать из таких материалов. Сейчас веду обучение строителей в своих социальных сетях, выкладывая ролики. Обучаю прорабов, рабочих новым технологиям на местах непосредственного строительства. Думаю, что если будет выпущен целый курс видеолекций, которые сегодня в процессе подготовки, то людям будет визуально проще воспринимать наши технологии. Там будет показано, на каких грунтах, какие типы фундаментов целесообразно использовать, элементы технологий укрепления грунтов, при строительстве в сложных гидрогеологических условиях, устройство цоколей зданий из местных материалов. Отдельные уроки будут посвящены использованию материалов, которые находятся на строительной площадке. Это может быть песок, камень, глина, которые не вывозятся со строительной площадки и, как только вы уменьшаете логистику, вы снижаете стоимость строительства и не выбрасываете углекислый газ.
В настоящее время совместно с ВГТУ готовим программу курсов повышения квалификации для специалистов: архитекторов, инженеров, строителей, преподавателей профильных вузов, где они смогут обучиться строительству по «зеленым» технологиям. Таким образом, произойдет масштабирование проекта на регионы и увеличение кадрового состава, способного работать по технологии.
Кроме своего курса, у нас был курс так называемого народного университета. Он работал, было видно, что люди, не являющиеся специалистами, для себя хотят строить разумно. Вот в этом направлении сейчас работаем.
— Ваша компания постоянно участвует во многих выставках, премиях и конкурсах. Расскажите, каких наград вы удостоились в 2021 году?
— Наиболее крупный конкурс, в котором участвовали, и который хочется выделить, это «Моя страна — моя Россия», было 64 тысячи участников: и студенты, и кандидаты наук. Стали первыми в номинации «Экология моей страны». Мы понимаем, что победой в этих конкурсах обязаны повторному использованию строительных материалов, изделий и конструкций, образующихся при поэлементном демонтаже зданий при малоэтажном строительстве, укреплении грунтов оснований фундаментов, устройстве подъездных путей и внутрипоселковых дорог.
Также проект является участником самой масштабной и значимой премии в области устойчивого развития HOLSIM AWARDS, с призовым фондом два миллиона долларов, за создание технологий снижающих выбросы углекислого газа в атмосферу Земли.
За 12 лет практики при нашем участии построено более 100 объектов, получено четыре патента РФ, командой опубликовано более 100 научных статей. В Воронеже удалось создать замкнутую цепочку переработки вторичных строительных материалов путем взаимодействия с другими организациями по проектированию, строительству, поэлементному демонтажу и транспортировке.
— Какие цели и задачи ставите перед собой на 2022 год?
— Конечно же, развиваться. В первую очередь ставлю цель доснять и выпустить свои обучающие ролики. Также есть в планах реализовать проект в Москве и построить около 28 малоэтажных домов. Выпустить эти видеоматериалы. Есть также в планах и победы. Сегодня участвуем в нескольких зарубежных конкурсах. Как глобальная цель — начать строительство по технологиям замкнутого цикла, которые мы создали, за рубежом.