— Расскажите о субсидии на строительство заправок транспортных средств природным газом. Кто может ей воспользоваться? Как в Воронежской области развивается переоборудование автомобилей на природный газ?
— В целях обеспечения устойчивого снижения уровня негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье населения в Воронежской области реализуются мероприятия подпрограммы «Расширение использования компримированного природного газа в качестве моторного топлива». Она входит в региональную государственную программу «Развитие транспортной системы». В соответствии с подпрограммой в 2019 году на территории области введены в эксплуатацию четыре объекта заправки природным газом, в 2020 году прибавилось еще три, а в 2021 году — пять. Их строительство субсидировалось в рамках участия Воронежской области в проекте по развитию рынка газомоторного топлива, реализуемого Минэнерго России. Сейчас в регионе действуют 22 объекта заправки природным газом.
В настоящее время между правительством Воронежской области и Минэнерго России заключено соглашение о предоставлении субсидии в 2022-2024 годах из федерального бюджета на развитие заправочной инфраструктуры компримированного метана. За это время планируется ввести в эксплуатацию семь объектов заправки природным газом. Размер субсидии на один объект заправки определяется в сумме фактических затрат инвестора на строительство объекта и не может превышать 36 млн рублей.
Также 2020 году стартовала программа переоборудования транспорта на природный газ, в рамках которой переоборудовано 362 транспортных средств, а в 2021 году — 707 автомобилей.
— В этом году в Воронеже появились выделенные полосы для маршрутного транспорта. В чем плюсы такого решения? Как автомобилисты города отнеслись к такому нововведению?
— Водители автотранспортных средств уже оценили нововведение и начали привыкать к новой схеме организации дорожного движения, при этом адаптировали свои маршруты и время выезда с учетом изменившейся дорожной ситуации. Сейчас уже не наблюдается таких сложностей, как раньше, движение нормализовалось.
По мнению экспертов, выделенные полосы для общественного транспорта — это единственный путь развития городской агломерации. Такой же позиции придерживается и мэрия Воронежа. По имеющимся сведениям, «пилотное» внедрение выделенных полос позволило повысить скорость движения маршрутных транспортных средств в среднем на 10-15 км в час. По отзывам, получаемым от жителей нашего города, введение выделенных полос улучшило ситуацию для движения общественного транспорта и сократило время в пути для пассажиров.
Еще одним перспективным решением может стать развитие системы скоростного метробуса на базе троллейбусного движения, так как он требует существенно меньший объем капитальных затрат в период строительства и минимальный объем финансирования в период эксплуатации.
— Какие проблемы в транспортной системе области существуют на данный момент?
— Одной из важнейших проблем в транспортной отрасли Воронежской области является высокая степень изношенности используемого в пассажирских перевозках подвижного состава. Как следствие — частые срывы запланированных рейсов, отклонение от установленного расписания, снижение комфортности транспортных услуг в целом.
Правительством Воронежской области и департаментом промышленности и транспорта, по мере выделения средств из регионального бюджета, осуществляются мероприятия по приобретению новых автобусов для пассажирских автопредприятий. Так, например, в 2021 году департаментом закуплено и передано в муниципальную собственность более 80 единиц автобусов различных модификаций. Это бесспорно повлечет улучшение транспортного обслуживания населения области. Но, все же, этого крайне недостаточно для существенного улучшения ситуации в целом — всего на маршрутах области задействовано более 800 единиц техники, средний возраст которой составляет 8-9 лет.
К другим не менее важным проблемным вопросам можно отнести существующий тариф на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, который до настоящего времени остается одним из самых низких как в ЦФО, так в России в целом. Сегодня — это 23 рубля за одну поездку по Воронежу, 17 рублей — в других городах области. При этом, следует отметить, что стоимость запасных частей, ГСМ и топлива непрерывно растут, в то время как установленные тарифы не пересматривались уже два года.
Также необходимо сказать о том, что вся транспортная отрасль Воронежской области в настоящее время испытывает острый кадровый дефицит. Причин тому несколько — уровень заработной платы, существенно отстающий даже от среднеотраслевой по Воронежской области, а также резкий отток водителей по причине болезни. Многие сотрудники, ранее не пострадавшие от распространения новой коронавирусной инфекции, из опасения заболеть не выходят на маршруты. Только в Воронеже в последнее время выпуск автобусов сократился до 80% от запланированного. Не избежали этой проблемы и областные перевозчики, вынужденные отменять отдельные рейсы как на пригородных, так и на междугородных маршрутах.
— Как пандемия коронавирусной инфекции повлияла на сферу промышленности? С какими трудностями столкнулись промышленники?
— Несмотря на неопределенность экономической ситуации, обусловленной пандемией, а также ростом ограничений, введенных западными партнерами на ввоз комплектующих и оборудования инновационного характера, промышленный комплекс Воронежской области, в целом, продолжает показывать устойчивый рост результатов.
Так, по итогам 11 месяцев 2021 года индекс промышленного производства составил 103,6%, при том, что по России этот показатель равен 105,2%. Промышленники области заработали 722,4 млрд рублей — это 117,6% к аналогичному периоду 2020 года. Также отмечу, что среднемесячная заработная плата в обрабатывающих производствах за январь—ноябрь 2021 года составила 40,7 тысяч рублей, что на 11,3% выше предыдущего года. Стоит обратить внимание на то, что темпы роста заработной платы были выше уровня инфляции по Воронежской области.
В 2021 году промышленные предприятия по-прежнему испытывали сложности из-за задержки оформления документов на въезд иностранных специалистов в Россию в рамках модернизации или ввода новых производственных мощностей. После начала пандемии правительством РФ введено временное ограничение въезда иностранных граждан, в том числе специалистов, участвующих в наладке и техническом обслуживании оборудования. Вследствие чего региональные предприятия были вынуждены откладывать данные мероприятия. Проблема остро затрагивала, в первую очередь, компании, которые преимущественно в технологическом цикле используют иностранное оборудование. Но правительство региона делало все возможное и оказывало содействие предприятиям по этому вопросу.
Стоить отметить, что, несмотря на сложившуюся ситуацию, на ряде предприятий реализация проектов по модернизации и увеличению объемов производства не была перенесена. Так, к примеру, АО «Воронежсинтезкаучук» при реализации проекта по увеличению производства термоэластопластов, применил передовые технологии, соответствующие лучшим мировым практикам, в том числе в вопросах наладки нового иностранного оборудования. Здесь, в частности, пуско-наладочные работы по запуску оборудования производились удаленно с применением инновационной технологии «видеоприсутствия». Данный положительный опыт был тиражирован на другие крупные региональные предприятия.
— Какая помощь была оказана предприятиям от государства? Расскажите о федеральных и региональных программах.
— Для поддержки промышленного комплекса на региональном и федеральном уровнях разработан целый комплекс мер государственной поддержки. В рамках государственной программы Воронежской области «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в 2021 году промышленным предприятиям области оказана государственная поддержка в размере 92,6 млн рублей. На выделенные средства предоставлены займы четырем промышленным предприятиям на сумму 66,2 млн рублей в рамках программы «Технологическое развитие», также оказана финансовая поддержка на компенсацию части затрат предприятий на обслуживание банковской гарантии по договорам займа с ФРП и РФРП в размере 16,4 млн рублей. Еще два предприятия получили 10 млн рублей для внедрения инновационных разработок.
Объем государственной поддержки промышленных предприятий из федеральных средств по программам министерств, ведомств, институтов развития составил 3,5 млрд рублей, в том числе по программам Фонда развития промышленности профинансировано два проекта, реализуемых на территории Воронежской области, в объеме 600 млн рублей. Это проекты компаний ООО «Дельта-ПАК» и ООО «РОМАКС».
В целях сохранения рабочих мест в сегменте малого и среднего предпринимательства принят ряд антикризисных мер поддержки как на федеральном, так и на региональном уровне. Также возобновлена федеральная льготная кредитная поддержка «ФОТ 3.0», в этом случае кредит предоставляется по ставке 3% годовых. Помимо этого, предпринимателям из наиболее пострадавших отраслей в рамках региональных мер региональной Микрокредитной компанией доступны займы под 2% по программе «Антикризисная» (до 500 тысяч рублей).
Региональным Центром «Мой бизнес» оказана поддержка более шести тысячам человек. Внедрена новая форма поддержки, которая позволяет заявителю получить ряд услуг без подачи дополнительной документации. Нововведением стали комплексные услуги. Так, к примеру, предприниматель может бесплатно воспользоваться услугой по созданию сайта. Региональным Центром экспорта реализуется комплекс мероприятий по содействию в выходе малого бизнеса на зарубежные рынки. В 2021 году поддержано 380 субъектов малого и среднего предпринимательства. Объем поддержанного экспорта превысил отметку в 13 млн долларов.
В целях обеспечения доступа к банковским финансовым ресурсам Гарантийный фонд Воронежской области предоставляет поручительство предпринимателям, не располагающим достаточным объемом имущества, для предоставления в залог кредитным организациям. В 2021 году объем финансовой поддержки, оказанной субъектам МСП, при гарантийной поддержки составил более 1,6 млрд рублей.
Также в 2021 году активно развивалось направление социального предпринимательства: в региональный реестр включено 61 компания, 30 компаний получили поддержку в виде грантов на реализацию социальных проектов в Воронежской области. Общая сумма поддержки — 14,7 млн рублей.
— Поделитесь планами на 2022 год.
— Что касается промышленного комплекса, то мы планируем и дальше оказывать государственную поддержку субъектам деятельности в сфере промышленности Воронежской области. Здесь подразумевается субсидирование части затрат на НИОКР, международные выставки, банковской гарантии по договорам займов ФРП и РФРП и льготные займы. Также надеемся на участие в конкурсе Минпромторга России на получение Единой региональной субсидии.
Важно отметить реализацию кластерной политики — содействие в реализации федеральных мер государственной поддержки совместных кластерных, инфраструктурных и системообразующих проектов, направленных на повышение конкурентоспособности кластеров и их участников. И содействие промышленным предприятиям Воронежской области в организации их участия в реализации государственных федеральных программ, в получении государственной поддержки. И намерены продолжать работу с крупными федеральными компаниями в рамках подписанных соглашений между правительством региона и ПАО «Газпром», ГК «Роскосмос». Прорабатывается возможность вовлечения предприятий региона в проектирование и поставки технологического оборудования для СПГ-проектов ПАО «НОВАТЭК», предусмотренное заключенным в конце 2021 года соглашением о взаимодействии. Также намечены перспективы сотрудничества с ПАО «СИБУР Холдинг», ПАО «Сургутнефтегаз».
Если говорить о транспортном комплексе, то здесь планируется переход на контрактную систему организации пассажирских перевозок, предусматривающий иную схему финансирования пассажирских перевозок. У перевозчиков появится, в том числе возможность самостоятельно и более интенсивно обновлять парк подвижного состава, как следствие — уменьшение количества срываемых рейсов, повышение регулярности движения по маршрутам, повышение комфортности перевозок для пассажиров в связи с использованием современных автобусов.
Помимо этого, в 2022 году намечено введение на территории области автоматической системы контроля оплаты проезда. Это будет способствовать повышению качества предоставляемых населению транспортных услуг — появится возможность осуществлять оплату проезда посредством банковских карт на всех маршрутах области, станет осуществимой реализация проекта по внедрению транспортных карт и многое другое.
Также запланировано расширение географии полетов воздушных судов. Более 13 авианаправлений будут софинансированы из бюджета Воронежской области в целях снижения стоимости авиабилетов для конечных пользователей воздушным транспортом и повышения транспортной доступности для населения.
В сфере туризма регион тоже ждут изменения. Мы создадим туристско-рекреационные кластеры и привлечем инвестиции в отрасль. Также панируем развитие отдельных видов туризма — социального, детского, промышленного и медицинского. Еще один важный аспект — перераспределение туристского потока и задержка транзитного потока трассы М4 «Дон».
Следует отметить и то, что в текущем году планируется цифровизация массовых социально значимых услуг. Сегодня технически они доступны на едином портале Госуслуг, но для их оптимизации и завершения внутренних процессов предоставления в электронном формате потребуется большая работа. Также будут внедрены новая информационная система «Культурный регион» и геоинформационная система Воронежской области. Помимо этого, в планах — подключение к сети «Интернет» 26 малочисленных населенных пунктов (голосование за населенные пункты состоялось в декабре прошлого года) при поддержке Минцифры России в рамках программы по устранению цифрового неравенства, размещение 15 базовых станций сотовой связи по региональному проекту «Развитие связи в труднодоступных населенных пунктах на территории Воронежской области» и создание единой платформы контактного центра, которая унифицирует работу всех «горячих линий» исполнительных органов власти и обеспечит их обслуживание.