— Как сейчас развивается отрасль? Откуда заводу приходят заказы, и какие усилия требуются для их выполнения?
— В настоящее время российское судостроение находится на стадии возрождения: благодаря мерам государственной поддержки строятся суда самых разных классов и назначений. Российские власти предпринимают меры, направленные на обновление отечественного гражданского флота и развитие судостроения. К сожалению, мы находимся на участке Верхнего Дона, где грузоперевозки, пассажирские перевозки и судоходство не развиваются. Поэтому, поддержки не поступало, ждем, когда и на нас обратят внимание. Несмотря на это, 2021 год получился продуктивный — у нас работоспособная команда, поступали хорошие заказы, что позволило выйти на достойные показатели. Этот год благополучнее 2020-го, потому что в начале 2021 года заключили выгодный контракт с инвесторами, которые зашли в Павловский район. Первое полугодие выполняли заказ по изготовлению бункеров семенного завода. Это была новая работа, но очень интересная. Заготовки получили из Голландии, требования были очень жесткие в плане качества и сроков, благодаря нашим усилиям, все закончили вовремя и получили оплату. Следующим этапом стало участие в торгах по изготовлению и монтажу наплавного понтонного моста в селе Новоживотинное Рамонского района. Департамент дорожной деятельности Воронежской области выступил заказчиком. Оказались победителями в торгах — госконтракт заключен, и второе полугодие усиленно работали над его выполнением. Проект согласовывался и реализовывался под наблюдением Российского Речного Регистра, право на работу с регистром имеют только те предприятия, у которых есть освидетельствования, в том числе мы. В конце года заканчиваем работу над этим большим проектом: зимой, учитывая погодные условия, мост стоит у нас на производственной площадке. Весной отбуксируем его к месту дальнейшей эксплуатации.
— Ваше предприятие — одно из старейших не только в Павловске, но и во всем регионе. Расскажите, удалось ли сохранить то наследие, которое закладывалось в далекие петровские времена?
— В Воронеже в 1700 году Петром I был спущен на воду первый линейный корабль «Гото Предестинация». А в 1709 году — заложена верфь в устье Осереди и построена крепость. И уже в 1711 году со стапелей Осередской верфи спущены на воду два боевых корабля, 10 провиантских судов. Строились здесь боевые фрегаты, баржи. В 1907 году строятся пассажирские суда для частных судовладельцев. Все они были национализированы после революции 1917 года так же, как и сами мастерские. В прошлом веке построено более 500 единиц флота. В 1975 году завод переименован в судостроительно-судоремонтный. В тяжелые 90-е годы завод оставался заводом, хотя занимались далеко не судостроением: от производства гвоздей до сельхозтехники. А в 2000 году ОАО «ПССРЗ» получил свидетельство о признании РРР, что дало возможность выполнять заказы по ремонту и строительству судов доковым весом до 100 т. Знаковым событием в 21 веке стало строительство копии первого линейного корабля «Гото Предестинация». Знаковым еще и потому, что 300 лет назад, в 1711 году в Павловской верфи были спущены Петром I первые корабли. А в 2011 году здесь же строилась историческая копия петровского линкора.
Основные направления деятельности нашего предприятия — производство наплавных понтонных мостов, паромных переправ. Другое интересное направление — маломерный флот, что особенно актуально в контексте развития внутреннего туризма. Освоили выпуск плавучих домиков на воде катамаранного типа — это платформа с надстройкой. Подходит для семейного отдыха на воде или встречи с друзьями. Такие «маломерки» пользуются спросом — местный экологический туризм получил новую жизнь. Это настолько бывает интересно, что заграничные поездки, в общем-то, становятся не нужны.
— В пандемию их продажи увеличились?
— Не могу сказать, что за последние пару лет спрос на маломерные суда резко увеличился: мало кто за время пандемии стал богаче. Тем не менее, определенное количество таких судов строим ежегодно.
— В Воронеже на аукцион по проектированию ремонтно-реставрационных работ «Гото Предестинации» никто не заявился. Если вы занимаетесь проектной деятельностью, почему не приняли участие?
— К сожалению, проектной деятельностью мы не занимаемся. Имеем разрешение на проведение ремонтных работ и строительство наплавных объектов.
— Насколько остро стоит кадровый вопрос?
— Это больной вопрос уже несколько лет, и позитивной динамики не вижу. Если сейчас приходят те, кто за деньги купил диплом, потом придут те, кто его получил на дистанционке. Остался заводской «костяк» людей, которые получили нормальное инженерное образование. Но, к сожалению, это люди пенсионного и предпенсионного возраста. Стараемся набирать молодых людей с инженерным образованием для обучения по нашей специализации. Рабочий состав у нас молодой и работоспособный, готовый к выполнению всех поставленных перед ними задач.
— Какие новые вызовы для вас поставил 2021 год?
— Пришли новые заказчики, о которых уже говорила, с большим удовольствием вели работу. Это новая технология сборки бункеров. Мы и сейчас с ними работаем, сотрудничество продлено на 2022 год, а также нарабатываем новый опыт в строительстве наплавных мостов.
— Расскажите о планах на 2022 год.
— Правительство области сейчас уделяет большое внимание наплавным понтонным мостам, которые являются поднадзорными РРР, то есть они должны стоять на учете в РРР и отвечать всем требованиям по наплавным сооружениям. Для этого принимаются решения о строительстве двухполосных наплавных мостов в с. Гремячье Хохольского района и с. Галиевка Богучарского района. Вот в торгах на выполнение этих работ и планируем поучаствовать и очень надеемся их выиграть.