— Какие проблемные места в строительной сфере Белгородской области вы заметили, заняв пост главы департамента строительства и транспорта?
— Эту должность занимаю почти полгода. Во-первых, хочу отметить, что, несмотря ни на что, в Белгородской области отрасли строительства и транспорта хорошо развиты. И по многим направлениям мы сильнее большинства регионов нашей страны. Поэтому нам есть чем гордиться. Наверное, такой факт накладывает больше ответственности на меня, потому что нужно, как минимум, ничего не испортить, а как максимум, улучшить ситуацию и приумножить потенциал региона.
В своем ответе хочу разобрать три направления — транспорт и дороги, жилищное строительство и строительство социальных объектов. Начну с дорог. Белгородская область, действительно, лучшая в этом вопросе. Третий год подряд регион получает «Золотой каток» от Минтранса. Диплом и символичный дорожный каток губернатору Вячеславу Гладкову вручил первый заместитель руководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко. Награду получают те, кто демонстрирует лучшие результаты в ремонте и строительстве дорог. Отмечу, что область с 2019 года становится первым субъектом в стране, где досрочно завершаются плановые мероприятия по реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги». Мы три года подряд быстрее и качественнее всех ремонтируем, строим и восстанавливаем дороги.
Для себя сразу понял, что в этом вопросе мешать не стоит. Люди и так прекрасно выполняют свою работу, весь процесс давно выстроен. И своим неаккуратным действием или решением нельзя нарушить эту работу. Надеюсь, мне удалось сделать все правильно. В этом году Белгородская область снова стала первая по итогам реализации нацпроекта «Безопасные и качественные дороги». Думаю, что и дальше буду придерживаться этого принципа — не нужно чинить то, что работает. Тем более, работает очень хорошо и лучше, чем у всех других. И вмешиваться в эти механизмы не следует.
В плане транспорта ситуация складывается по-разному. Являемся передовиками в том, что в наших автобусах практически без перебоев работает система оплаты проезда картой. И в этом Белгород — один из лучших примеров в стране. Конечно, иногда поступают жалобы от жителей города, но система работает отлично. Одно из проблемных мест транспортного сектора области — это агломерационный вопрос. Люди говорят, что не всегда могут доехать куда-то на общественном транспорте. Поэтому была разработана новая маршрутная сеть Белгородской агломерации, которую планировали запускать. Понимаю, что это всегда болезненный процесс, когда люди не привыкли еще к новым номерам автобусов, нет четкого понимания, куда едет этот автобус. Поэтому изменения маршрутной сети являются проблемными для всех жителей региона, кто пользуется общественным транспортом. В такой момент важно доказать людям, что нужно потерпеть пару месяцев, и потом все и для всех станет максимально удобным. Но при обсуждении этого вопроса со своими подчиненными, многие выразили сомнение в эффективности разработанной сети. Поэтому мы обратились за помощью к московским специалистам для того, чтобы они оценили нашу маршрутную сеть. По совету экспертов из столицы исправили некоторые моменты.
Тем не менее, у нас стоит задача — с 1 июля 2022 года запустить новую маршрутную сеть. До этого момента мы ее должны доработать. Ошибка в том, что не были сделаны электронные модели, чтобы наглядно посмотреть, как это будет работать, как добираться людям, сколько пересадок потребуется. Думаю, что с проектом новой сети закончим в первом квартале следующего года. Летом как раз комфортный период для смены маршрутной сети — нет школьников и студентов, многие живут на дачах в это время. Отмечу, что сейчас наш департамент по поручению главы региона забирает полномочия у города и Белгородского района по общественным перевозкам. То есть, вопросами агломерации будем заниматься на региональном уровне.
— Расскажите о жилищной политике. Какие тут проблемные моменты можете отметить?
— Мы лучшие в стране по управлению индивидуальным жилищным строительством. У нас есть отличные компании — «БИК», Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства. Уже существуют замечательно отработанные схемы предоставления участков, контроля за строительством домов, ввода жилья в эксплуатацию. Но несмотря на это, нами немножко было запущено направление многоквартирных домов. В связи с этим, в Белгородской области цены на квартиры на 15-20% выше, чем у наших соседей — Курской области или даже Воронежской, хотя Воронеж — это город-миллионник. На мой взгляд, это обусловлено тем, что у нас не хватает этого самого жилья.
Возвращаясь к ИЖС, получили такую ситуацию, когда растащили на сотни километров наши микрорайоны, но, к сожалению, средств на то, чтобы обеспечить их всей инфраструктурой — водой, электричеством, газом, социальными объектами, в конце концов, магазинами, — их просто нет. Отсутствует возможность быстро все это сделать. А ведь многие люди переехали из города, где рядом с его домом располагались, например, четыре остановки, семь аптек, два детских сада, школы на выбор, больница и так далее. И перебираясь за город на собственный участок, человек теряет все это, еще и транспорт не везде ходит, о чем говорил в начале беседы.
Говоря о многоквартирных домах, отмечу, что мы мало строим, и у нас дорогое жилье. Плюс застройщики уже не все хотят строить быстро и много. И это объяснимо. Потому что у них разница между себестоимостью и ценой для потребителей такая, что, построив один или два дома, может год вообще ничего делать. Также отсутствует конкуренция. Поэтому считаю, что этот момент упустили. С учетом того, что президент поставил задачу — резко увеличить ввод жилья по всей стране, нам нужно очень быстро восстанавливать жилищно-строительный комплекс. Надеюсь, нам это удастся.
Еще расскажу про социальное строительство, сюда относим школы, больницы, детские сады. На мой взгляд, в этом направлении ситуация оказалась самой плачевной. Не знаю, с чем это связано, но за последние несколько лет здесь наблюдается некая деградация. И причин, на мой взгляд, несколько. Первая, как-то так получилось, что управление капитального строительства Белгородской области, которое сейчас у меня в подчинении, оказалось чуть ли не главной структурой, решающей, что строить и не строить, что ремонтировать и не ремонтировать. И даже, когда строили, то департамент образования не спрашивали о том, что он хочет, и где требуется помощь. Получился некоторый перегиб. И вторая причина — большое количество работ почему-то у нас начало вестись без проектно-сметной документации, на основании дефектных ведомостей, смет простых. Подрядчик, заходя на ремонт огромного больничного комплекса, не очень понимает, что нужно делать. Такой путь законный, так можно делать, но это скорее должно быть исключением из правил, а не так, как в нашем случае. Изначально кажется, что сделать смету намного быстрее, но это тянет за собой огромные переделки, недопонимания между заказчиком, эксплуатирующим объект, и исполнителем. Таким образом, многие строения сдавались не вовремя и с кучей нареканий по поводу качества. Сейчас мы эту ситуацию поменяли в корне. Проектно-сметная документация должна быть, чтобы подрядчик понимал, что и как нужно делать.
— Какие крупные проекты реализованы в Белгородской области в 2021 году?
— Самый крупный проект, который закончен и введен в этом году — это наш многофункциональный спортивный комплекс «Белгород-Арена» на 10 тысяч зрительских мест. Уже принимал этот объект, поэтому заслуга строительства этого замечательного здания не моя. Были и проблемные объекты, например, школа на тысячу мест в Старом Осколе, которую строили в рамках национального проекта «Образование». Тяжелейшая ситуация была с этим зданием, мне приходилось ездить туда по три раза в неделю, чтобы контролировать каждый этап работы. На эту школу, действительно, потрачено много сил и времени. Уже 1 сентября этого года школьники пришли на линейку в новое, современное и комфортное образовательное учреждение. Думаю, что на сегодня это одна из самых красивых и лучших школ региона. Совсем недавно с губернатором посетили отремонтированный Центр молодежных инициатив. Объект уже готов и начинает эксплуатироваться жителями Белгорода. Были и сложные проекты, и простые. Сейчас нужно наладить системную работу, разобраться во всех проблемных местах. Думаю, нам удастся это сделать за короткий период.
— Расскажите о строительстве двух госпиталей? Какой бюджет выделен на этот проект? На каком этапе сейчас строительство?
— Действительно, мы сейчас строим два инфекционных центра. Один — в Яковлевском районе, второй — в Старом Осколе. Они практически идентичны, есть только небольшие отличия. За основу взяли два таких же центра, которые построены в Башкирии. По мнению Министерства здравоохранения, они одни из лучших, и наиболее полно удовлетворяют всем потребностям медицинского персонала. Вячеслав Гладков отправлял меня туда с рабочей поездкой, после моего визита принято решение строить аналоги башкирских центров в Белгородской области. Внешний контур практически полностью идентичен, но внутри помещение изменено. Пообщавшись с главврачами и нашим департаментом здравоохранения, изменили расположение помещений. Таким образом, внутренняя составляющая центров будет уникальной. Для выполнения работ пригласили того же самого подрядчика. Департамент пошел по этому пути, потому что специалисты уже понимают порядок действий, рассчитывают силы и средства, которые потребуется вовлечь в реализацию проекта. Компания называется «Промстройкомплекс». Контракт уже заключен, аванс также внесен.
За короткое время проведен колоссальный объем работ. Старооскольский идет с задержкой в две недели, но там объем земли и грунта для вывоза был гораздо больше. Мы имеем поставленную задачу от губернатора — до конца года первый объект, находящийся в Яковлевском районе, ввести. Много скепсиса слышу по этому поводу, что невозможно это сделать. Наверное, невозможно, но губернатор ставит задачу, он осознанно ставит ее практически невозможной. Как показала практика, мы отлично справляемся с этим проектом. Уверен, что нам удастся уложиться в те сроки, которые нам поставлены. Понятно, в полной мере не будет благоустройства, не успеем установить памятник докторам, которые погибли во время работы в авральном режиме в ковидных госпиталях, в красных зонах. Этим сейчас занимается культура и здравоохранение. Параллельно, департамент здравоохранения заказал оборудование, в том числе тяжелое, КТ, рентген. А для того, чтобы объект был качественным, должны предоставить готовое помещение, которое отвечает целому ряду требований. Все свои действия согласовываем с врачами, прописывали каждое помещение, они участвуют в стройке, приезжают каждое утро и каждый вечер на стройплощадку. Конечно, у специалистов медицинской сферы вопросы возникают, и мы со строителями их тут же решаем, то есть, когда объекты будут сданы, доктора точно будут довольны тем, что получилось, потому что сами во всем участвовали.
— Расскажите о развитии электробусных перевозок в регионе. Планирует ли Белгородская область переходить на такой вид транспорта? И в чем его преимущество?
— Электробус сегодня — действующий пилотный проект, разработанный совместно с крупнейшими российскими компаниями, это КАМАЗ, «Россети» и «Росатом». Нам предоставлен электробус, зарядные станции, сейчас тестируем, как это работает. Следует сказать сразу, техника очень хорошая. Электробус уже совершил 500 рейсов, перевез около 15 тысяч пассажиров. У жителей города только положительные отзывы — бесшумный транспорт, быстро набирает скорость. Внутри он такой же современный, как все автобусы, существующие сегодня: безналичная оплата, возможность использования маломобильными гражданами, мамам с колясками и людям с ограниченными возможностями. Хорошая техника, не очень дешевая, но мы понимаем, что сегодня жизнь нас двигает к тому, что троллейбусы будут заменены электробусами. Но, кроме электробусов, в Белгородской области появится 100 новых больших автобусов на метане, с газовыми двигателями. Таким образом, качество обслуживания людей, пользующихся общественным транспортом, улучшится.
— Белгородской области одобрили инфраструктурный кредит на развитие двух микрорайонов. Что планирует сделать за выделенные деньги?
— Это так, нам одобрили инфраструктурный кредит на сумму 4,4 млрд рублей, выделенные средства направим на два микрорайона — «Московский» и «Жемчужина». На эти деньги построим две большие школы, по одной в микрорайон. Все остальное вложим в инженерную и дорожную инфраструктуры. Правительство РФ поступает правильно, как и США во время Великой депрессии приняли решение строить дороги по всей стране. Это стало толчком к выходу из экономического кризиса. Здесь мы имеем примерно такой же эффект, правительство выделяет деньги на инфраструктуру, и это подстегивает регионы на строительство многоквартирных домов, запускает весь строительный комплекс области. И еще важный момент, эти деньги позволяют удешевить себестоимость строительства. Думаю, что сможем сделать это жилье более доступным, получить дополнительные квадратные метры, которые точно региону нужны, а также понизить цены на недвижимость.
Всего сумма инвестиций, которая будет вложена в эти районы, составит порядка 65 млрд рублей. Наша задача заключается в том, чтобы на эти 4,4 млрд построить все до конца 2024 года. Соответственно, еще примерно до 2027 года будут строиться сами микрорайоны. Мы очень щепетильно относимся к облику тех микрорайонов, которые будут появляться. Здесь важны и качество отделки, и качество благоустройства вокруг домов. Главное — комфорт жителей Белгородской области.
Одна из главных целей — это привлечение людей из других регионов, а также предоставить нашей молодежи такие условия для жизни, чтобы им не захотелось покидать эти места. Хочу больше сказать, одобрено нам 4,4 млрд, но мы просим еще 7,5 млрд. Не знаю, все ли эти деньги будут нам одобрены или какая-то часть, но надеюсь, что мы сможем их получить и потратить на развитие качественной инфраструктуры. Таким образом, в планах обеспечить 13 микрорайонов коммунальной и социальной инфраструктурами, и тем самым ускорить процесс строительства жилья, комфортного и удобного. Если получим эти деньги, этот факт точно подстегнет жилищное строительство, появится еще один стимул, чтобы наши застройщики встрепенулись и вспомнили, как они умеют быстро и качественно строить.
— Какие вы ставите задачи перед департаментом на 2022 год?
— Задача такая — делать все качественно, быстро и в срок. Но если серьезно, то планы у нас огромные. Уже начали строительство Центра художественной гимнастики, батутного спорта и акробатики. Надеемся завершить работы к 2024 году. Начинаем проектировать Центр единоборств, в 2022 году начнем капитальный ремонт драматического театра, который находится на Соборной площади. Также должны отремонтировать 48 школ и 10 детских садов. В следующем году начнем строить военно-патриотический, этнографический, молодежный, языковой, спортивный и IT лагеря. Плюс у нас появился в собственности лагерь в Евпатории «Бригантина», на него уже оформлены все документы. Постараемся как можно быстрее начать капитальный ремонт этого здания. Фронт работ огромный — 15 тысяч квадратных метров, и хочется его в следующем сезоне запустить, чтобы наши дети могли начать им пользоваться. Лагерь с санаторными услугами, оздоровлением, предусмотрено круглогодичное использование, есть классы для занятий. И расположен он на первой линии, прямо на берегу моря с собственным пляжем. Замечательное место, которое нужно привести в порядок. Также запускаем две новые жилищные программы — это жилье для многодетных семей и для семей с детьми инвалидами. Значительно расширяем программу по приобретению жилья молодыми семьями.
В 2022 году планируем открыть девять новых направлений авиасообщения. Скоро заключим соглашение с Росавиацией. Эти авиаперелеты будут субсидированными. Специально выделили на это средства, чтобы авиакомпании не смогли поднять цены на данные маршруты, пока направления не станут популярными. В 2021 году запущено два новых авиасообщения — Минеральные воды и Екатеринбург, в конце года добавились Краснодар и Казань. И впервые в этом году через наш аэропорт прошло более 500 тысяч пассажиров. Планы большие, и хочется, чтобы все это работало системно. Понимаю, что мы не можем не совершать ошибок или попадать в форс-мажорные ситуации, но, тем не менее, хочется, чтобы это были редкие случаи, а не какая-то норма.