— Сергей Николаевич, в ведении комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике и местному самоуправлению, в составе которого вы работаете, находятся вопросы строительства. Это одно из базовых направлений деятельности комитета. И сегодня мы с вами обсудим темы, касающиеся событий года в строительной отрасли. Какое из них вы бы выделили в первую очередь?
— В этом году произошло важное событие, которое направлено в будущее. Принята Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства РФ до 2030 года с прогнозом до 2035 года. Это первый стратегический документ в сфере строительства, он определяет направления развития строительной отрасли и ЖКХ.
Цели и задачи Стратегии ориентированы на взаимоувязку планов по возведению жилья, инфраструктурному развитию и созданию комфортных условий проживания и жизнедеятельности. В документе учтены мероприятия по вовлечению в оборот новых земельных участков, обеспечению необходимой инфраструктуры территорий под жилищное строительство, развитие механизма комплексного развития территорий, индивидуального жилищного строительства. Над ним работали 20 федеральных органов исполнительной власти, общественные организации и представители профессионального сообщества, в нем также учтены предложения, высказанные Советом Федерации.
— Почему принятие Стратегии 2030 столь значимо для строителей? И насколько это своевременно в сегодняшней непростой ситуации?
— Принятие этого документа имеет высокую значимость не только для строителей, но и для всей страны, поскольку строительная отрасль является локомотивом развития экономики. Важно задать стратегический вектор ее развития. Долгосрочное планирование в строительной сфере — это одна из наиболее эффективных мер поддержки множества смежных отраслей.
В ноябре глава Центробанка Эльвира Набиуллина, выступая на заседании комитетов Госдумы, отметила изменение в последние месяцы баланса рисков для мировой экономики в сторону более жесткого развития ситуации и подчеркнула необходимость создания условий для ускоренной структурной перестройки российской экономики. Выполнение такой масштабной задачи обязательно должно опираться на качественное стратегическое планирование. Только такая работа, которой задан четкий вектор, может быть эффективной.
— Насколько это амбициозный документ?
— Стратегия определяет, что в России к концу 2030 года суммарный десятилетний объем ввода жилья должен составить не менее 1 млрд кв. м. При этом сроки реализации проектов должны значительно сократиться без снижения требований к качеству и безопасности построенных домов. Всего к 2030 году жилой фонд России должен быть обновлен более чем на 20%, а уровень обеспеченности жильем — вырасти с сегодняшних 27,8 кв. м на человека до 33,3 кв. м. Соответственно, необходимо опережающее развитие инженерной инфраструктуры, возведение большого объема социальных объектов, создание комфортной городской среды нового уровня.
Сроки инвестиционно-строительного цикла к 2030 году должны сократиться на 30% по сравнению с показателями 2019 года, а количество предоставляемых документов, сведений и согласований уменьшиться вдвое. Для чего, в частности, предполагается оптимизация и перевод в электронный вид большинства административных процедур. Такая работа подразумевает ликвидацию излишних требований и согласований. Все это позволит снизить нагрузку на бизнес, упростить взаимодействие компаний с органами власти и в целом повысить эффективность строительства.
Важной задачей остается сокращение количества административных процедур на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Процесс уже начат, однако в необходимых масштабах бюрократические барьеры пока еще не убраны. Число согласований, которые застройщик должен пройти в ходе реализации инвестиционных проектов, на сегодня весьма значительно. Это влечет за собой увеличение сроков — и, как следствие, рост стоимости строительства. Данную ситуацию необходимо менять коренным образом.
— А с какими результатами строители подходят к завершению 2022 года?
— В предыдущем 2021 году объемы жилищного строительства достигли максимальных значений за всю историю России — 92,6 млн кв. м. В текущем году мы превзойдем эти показатели, во многом благодаря заделам, подготовленным ранее. По оперативным данным регионов, за 11 месяцев введено 93,3 млн кв. м, что больше чем за весь прошлый, рекордный, год. При этом площадь строящихся квартир составляет более 100 млн кв. м, а заложенный для нового строительства градостроительный потенциал — более 410 млн кв. м.
Также в соответствии с планами ведется строительство социальных объектов. Статистические данные по России в целом еще не опубликованы, а по Воронежской области цифры уже есть. В регионе по итогам 2022 года вводится в эксплуатацию 88 объектов, относящихся к социальной сфере: три детских сада, пять общеобразовательных школ, шесть объектов соцзащиты и здравоохранения, два объекта культуры, а также девять объектов спорта и 63 — инженерной инфраструктуры.
Конечно, это свидетельствует о том, что антикризисные меры в сфере строительства, принятые после введения санкций, оказались результативными. За текущий год принято 12 федеральных законов, в том числе антикризисных, которые содержат более 100 знаковых и необходимых для отрасли поправок. Все они направлены на сокращение инвестиционно-строительного цикла и сохранение темпов строительства.
Одной из важнейших антикризисных мер в 2022 году стало субсидирование государством ипотечной ставки. Также серьезную поддержку отрасли оказали меры, «невидимые» конечному потребителю, но значимые для профессионалов. Прежде всего, это снижение административных барьеров и сокращение сроков получения разрешений на строительство. В преддверии Дня строителя мы подробно разбирали содержание принятых антикризисных законов и нормативных актов.
Однако успокаивать себя высокими результатами уходящего 2022 года не следует: пока сохраняются достаточно серьезные риски для работы строительной отрасли, во многом обусловленные непрекращающимся санкционным давлением. Падение доходов населения (по данным Росстата, в третьем квартале — на 3,4%), высокая степень неопределенности и сокращение горизонта планирования для бизнеса, значительная доля импортного оборудования в производстве строительных материалов, которое пока не представляется возможным заменить при выходе из строя отечественными аналогами — эти и другие факторы требуют системного реагирования.
Что касается 2023 года, большинство антикризисных мер поддержки строительной отрасли в части нормативного и правового регулирования градостроительной деятельности, показавших свою эффективность, будут продлены.
Рассматриваются также новые решения, направленные на сокращение инвестиционно-строительного цикла. Так, на заседании Совета Федерации 14 декабря мы одобрили поправки в Градостроительный кодекс РФ, которыми вводится единый документ территориального планирования и градостроительного зонирования. Фактически, он объединит генплан и Правила землепользования и застройки. Необходимо отметить, что задача создания такого документа была сформулирована в поручениях президента, опубликованных летом текущего года по итогам заседания президиума Госсовета, посвященного теме развития строительной отрасли.
— В конце года одним из наиболее тревожных и для покупателей жилья, и для строителей стал вопрос дальнейшей судьбы льготной ипотеки.
— Такой инструмент стимулирования экономики, как льготная ипотека на новостройки, применялся как антикризисный мера несколько раз за последние 10 лет. И каждый раз это было успешное решение, которое предотвратило обвал рынка недвижимости. Эффективно сработала такая мера и в 2022 году. Изначально она принимались как временная.
Строительный блок правительства однозначно выступил за продление поддержки ипотеки на 2023 год. Об этом заявил вице-премьер Марат Хуснуллин, выступая на «правительственном часе» в Совете Федерации. Он также предложил продумать, как стимулировать не только первичный, но и вторичный рынок жилья, поскольку большинство покупателей квартир в новостройках, улучшающих свои жилищные условия, предварительно продают квартиры во вторичном фонде.
В то же время Министерство финансов и Центральный банк РФ не считали целесообразным пролонгировать субсидирование ипотечной ставки на прежних условиях.
Решением президента России программа льготной ипотеки будет продлена до 1 июля 2024 года с повышением ставки до 8%. Также будет расширен круг получателей «Семейной ипотеки», а для новых регионов страны запустят специальную программу на покупку жилья в новостройках по ставке 2%. Об этом глава государства объявил на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам 15 декабря.
С 2023 года все программы по кредитованию жилья должны заработать на новых условиях, обозначенных президентом.
— Какие еще направления улучшения жилищных условий населения рассматриваются сегодня, помимо стимулирования рынка жилищного строительства?
— Большое внимание уделяется расселению аварийного жилья. По данным Марата Хуснуллина, за 11 месяцев 2022 года из аварийных домов площадью 2,52 млн кв. м переехали 152 688 человек, что значительно превышает плановый показатель, установленный на текущий год. Уже 12 регионов досрочно завершили действующую программу расселения. В то же время в правительстве, по словам вице-премьера, идет подготовка новой программы, в бюджете на 2023 и 2024 годы заложено 45 млрд рублей, которые будут направлены на расселение аварийного жилья общей площадью порядка 2 млн кв. м, признанного таковым с 1 января 2018 года по 1 января 2022 года.
Сохраняют актуальность вопросы, связанные с запуском в регионах механизма комплексного развития территорий (КРТ). В Совете Федерации состоялся «круглый стол», в ходе которого мы проанализировали с представителями Минстроя, ДОМ.РФ, отраслевых объединений и региональных органов исполнительной власти правоприменительную практику применения закона о комплексном развитии территорий, принятого два года назад, выявленные сложности в реализации, а также рассмотрели предложения по его доработке. Предполагаем, что уже в весеннюю парламентскую сессию будут рассмотрены поправки в закон о КРТ. В их числе — предложенная ДОМ.РФ интеграция механизмов КРТ с аукционами «за долю», упрощающая процедуры выкупа нового жилья под социальные нужды регионов.
Кроме того, на федеральном уровне активно прорабатывается тема развития формата арендного жилья. Потенциал формата арендного жилья еще не раскрыт, это нам еще предстоит. Например, в Минстрое обсуждается возможность переселения из аварийного жилья в арендные дома с правом выкупа. Или же арендное жилье могло бы использоваться в качестве оборотного фонда для расселения ветхого и аварийного жилья при комплексном развитии территорий. Строительство арендных домов также представляется перспективным для закрепления кадров на системообразующих предприятиях в регионах.
— Когда был принят федеральный бюджет на 2023-2025 годы, вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что одобренные Советом Федерации поправки в Бюджетный кодекс обеспечат гибкое финансирование строительной отрасли. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этих законодательных изменениях.
— Советом Федерации рассмотрены и одобрены шесть поправок в Бюджетный кодекс на 2023 год. Все они направлены на то, чтобы обеспечить гибкое финансирование строительных проектов и, как следствие, их своевременное завершение. В следующем году сохранится возможность внесения любых изменений в сводную бюджетную роспись по решениям, принимаемым в установленном правительством порядке. Также Кабмин сохраняет за собой право перераспределять межбюджетные трансферты между регионами. То есть правительство сможет оперативно перенаправлять финансирование в те регионы и на те объекты и мероприятия, которые нуждаются в опережающем финансировании.
Продляется возможность перечисления средств на расчетный счет при закупке строительных материалов и оборудования. При этом минимальный порог цены контракта, при котором средства подлежат казначейскому сопровождению, увеличен до трех миллионов рублей. Такая мера позволяет ускорить доведение средств до подрядчиков, поставщиков и производителей, что особенно важно в условиях инфляции.
Важным подспорьем для строительной отрасли станет сохранение до 2025 года нормативов распределения акцизов на бензин, дизельное топливо, моторные масла — это позволило предусмотреть в федеральном бюджете на 2025 год дополнительные средства для приведения региональных дорог в нормативное состояние.
Предусматривается обеспечение на постоянной основе возможности предоставления субсидий госкорпорациям и публично-правовым компаниям на создание и развитие государственных информационных систем. Данная поправка, в частности, позволит обеспечить функционирование ГИС «Национальная система пространственных данных».
— Какие из финансовых инструментов, применявшихся в 2022 году в строительстве, вы считаете перспективными?
— Развитие инфраструктуры — один из основных драйверов экономики, для достижения поставленных целей в ближайшие годы необходимо форсировать это направление.
Говоря об инфраструктурном развитии регионов, необходимо отметить работу по программе «Инфраструктурное меню». За счет предусмотренных в нем механизмов регионы реализуют наиболее значимые для их социально-экономического развития инфраструктурные проекты, создание которых ранее было затруднительно по причине их крайне высокой стоимости.
Наиболее востребованным инструментом программы являются инфраструктурные бюджетные кредиты. На сегодня ими уже воспользовались уже 83 субъекта федерации. Согласно информации правительства РФ, распределен один трлн рублей на более чем 950 объектов, на 123 из которых уже ведутся строительные работы, а на строительство 107 получены разрешения. Воронежская область активно работает в данном направлении. Общий объем средств, выделенный нашему региону в рамках инфраструктурных бюджетных кредитов, составляет 11,3 млрд рублей. До 2025 года на них планируется построить 21 объект. Большинство из этих проектов направлено на интенсивное развитие инженерной инфраструктуры для комплексного жилищного строительства.
Вопросом чрезвычайной важности является необходимость синхронизации планов комплексного развития территорий регионов и инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций. Пока, как сообщили представители руководства Минстроя на площадке Совета Федерации, подвижки намечаются только в отношении инвестпрограмм Газпрома. Плотная работа по данному вопросу с остальными естественными монополиями — задача на будущее.
— Чего вы ожидаете для строительной отрасли в наступающем году?
— Макроэкономическая ситуация меняется весьма динамично. В этих условиях необходимо своевременно и гибко реагировать на новые вызовы, придерживаясь при этом стратегического вектора развития отрасли. Для этого необходимо объединить усилия всех ветвей власти. За прошедшие годы в этом направлении накоплен результативный опыт, о чем наглядно свидетельствуют высокие результаты, с которыми строительный комплекс страны завершает 2022 год. Сегодня как верхняя палата парламента — Совет Федерации, так и нижняя палата — Государственная Дума — конструктивно взаимодействуют с органами власти регионов и правительством страны по вопросам решения приоритетных задач. Уверен, что и в дальнейшем эта совместная работа будет конструктивной, плодотворной и создаст в 2023 году прочную законодательную базу для эффективной работы строительной отрасли.