— Давайте поговорим о вашей деятельности в рамках работы в университете. Столкнулись ли вы с какими-либо сложностями из-за введения санкций со стороны зарубежных государств?
— Наш вуз является достаточно автономным образовательным учреждением. И несмотря на то, что сейчас Россия вышла из Болонского процесса, это не сказалось на нашей образовательной деятельности, а также на медицинской сфере. Медицинские вузы выбрали свой путь выстраивания образовательного процесса. В ВГМУ имени Н.Н. Бурденко не реализовывались программы бакалавриата и магистратуры. Мы готовим врачей в рамках специалитета и ординатуры, такое обучение длится в общей сложности до восьми лет, что соответствует основным принципам подготовки грамотного специалиста в медицинской сфере.
В какой-то степени пострадали международные отношения и связи, поскольку среди наших партнеров были западноевропейские страны, которые, к сожалению, в данный момент не поддерживают общение с нами. Но в то же время сегодня мы очень тесно коммуницируем со странами, которые находятся в нашем близком окружении — Узбекистан, Киргизия, Казахстан, Китай. Такое сотрудничество позволяет нам решать все и образовательные, и международные проблемы, и задачи.
— В марте этого года вы встречались с губернатором Липецкой области и обсуждали сотрудничество. Расскажите об итогах этой встречи.
— Сегодня, как и в предыдущие годы, наших коллег интересуют вопросы устранения дефицита кадров, а он действительно присутствует в практическом здравоохранении. Губернатор Липецкой области Игорь Артамонов эту проблему видит. Нами организована большая встреча, участие в которой приняли студенты и ординаторы, обучающиеся в регионе. В рамках мероприятия Игорь Юрьевич выступил с речью и рассказал о возможностях практического здравоохранения Липецкой области и осветил тему трудоустройства в медицинские учреждения региона. Конечно, мы заинтересованы в развитии этих отношений, поскольку у нас достаточно мощный институт дополнительного профессионального образования, мы готовим специалистов путем повышения квалификации, профессиональной переподготовки.
Эта встреча нас подтолкнула к выполнению и организации ряда программных направлений нашей совместной деятельности, результатом которой стало создание «Центра практической подготовки» на базе областной психиатрической больницы в городе Липецке. Помимо этого, созданы медицинские классы в школах Липецкой области. Также мы повысили свой статус для лечебных учреждений региона, поскольку ведем там постоянную совместную работу с врачами, консультируем пациентов.
Липецкая область важна для нас, значима для развития университета. Отмечу, что из Липецка в нашем вузе обучается более 500 студентов. Поэтому такие прямые контакты, конечно, способствуют более тесному решению тех задач, которые стоят перед практическим здравоохранением Липецка.
— А планируете налаживать такое же сотрудничество с другими регионами?
— Мы уже имеем такие отношения, в рамках целевого обучения. Объясню, что целевой набор — это поступление по определенной квоте жителей конкретных регионов. Такие квоты есть на Тамбовскую, Белгородскую, Орловскую области, а также на ряд других соседних областей. Но, в основном, это Центрально-Черноземный регион. Мы соответственно решаем и проблемы кадрового обеспечения этих регионов, решаем вопросы, связанные с профессиональным ростом врачей, ведем с ними научные исследования, консультируем больных. То есть, без взаимодействия с регионами и обмена опытом медицинские вузы не могут развиваться.
— Вы уже упомянули, что сегодня существует недостаток кадров. Расскажите, насколько критичен кадровый голод в сфере медицины Воронежской области, и какие шаги по его устранению вы предпринимаете?
— К сожалению, кадровый дефицит врачей, специалистов в медицинской отрасли — это общемировая проблема. По данным Всемирной организации здравоохранения, сегодня в мире не хватает порядка 18 млн медицинских работников. Это и врачи, и средние медицинские работники, и санитарки. То есть, большая армия.
Сегодня врачи, завершившие обучение, стремятся к профессиональному росту и активности. Ее, естественно, легче проявить в условиях города или в крупных лечебных учреждениях. И здесь вырисовывается проблема для медицинских организаций сельской местности. Это касается и Воронежской области, и соседних регионов. Вопрос в том, как ее решить.
Здесь мы тесно взаимодействуем с департаментами и управлениями здравоохранения, с главами администраций районов и главными врачами районных больниц. Мы осуществляем и развиваем целевое обучение молодежи из сельской местности. Такие молодые врачи после окончания университета вернутся в те регионы, откуда они были направлены. Также важным является наличие социальных лифтов, хорошего материального обеспечения, возможности профессионального развития. Поэтому мы, понимая это, сегодня тесно взаимодействуем с теми, кто может реализовать социальные возможности на тех территориях, где нужны специалисты.
Приведу пример. Как депутат облдумы, я заинтересован в развитии тех регионов, которые меня делегировали. Это Бутурлиновский район, в котором мы создали медицинские классы в школах. Туда поступают ребята, изначально мотивированные на врачебную специальность. После окончания школы они будут поступать в медицинский вуз.
Как раз для таких абитуриентов важно предоставлять возможность заключения целевого договора, и ориентировать их на ту или иную медицинскую специальность, которая потом будет востребована в регионе. Помимо этого, необходимо курировать молодых людей, чтобы никто не остался без внимания, был информирован о достижениях в социальной сфере того района, откуда он приехал, чтобы он располагал всей информацией, вплоть до наличия вакансий среди врачебного кадрового состава. Это большая программа, которая у нас ведется на протяжении последних лет. В этом видна значительная заинтересованность не только университета, но и департамента здравоохранения, глав администраций, руководства лечебных учреждений районов.
— Многие вузы после уроков пандемии стали все чаще и чаще прибегать к дистанционному формату обучения. Как помог опыт пандемии освоить новые форматы образовательных программ? Какие тенденции в обучении будущих медиков вы сейчас замечаете?
— Дело в том, что дистанционное обучение не может быть единственной образовательной технологией в медицинском университете. Мы были вынуждены переходить на некоторые формы дистанционного обучения в условиях пандемии, когда вход в медицинскую организацию был значительно сокращен, и мы не могли нарушить санитарно-эпидемиологические правила. Но мы всегда понимали и знали, что при первой же возможности вернемся в формат смешанного обучения.
Сегодня дистанционное обучение — это один из элементов образовательного процесса, который интересен и важен для подготовки современных специалистов. Все-таки дистанция — это не панацея, особенно для медицинского образования. Основная наша задача заключается в том, чтобы не только человеку дать новые знания, но и научить его практически применять эти знания, уметь показать свои практические навыки и умения, развить у будущего врача клиническое мышление.
Если говорить о новых формах образования, которые мы сегодня успешно реализуем, то это симуляционное обучение. Такой формат позволяет студенту до его контакта и взаимодействия с реальными пациентами уже отработать на симуляторе, манекене или фантоме практические навыки, которые он потом успешно может применить и у постели больного. К примеру, внутривенное введение лекарственных препаратов, проведение каких-либо оперативных вмешательств. Сегодня симуляционная база достаточно широко представлена не только зарубежными, но и отечественными аппаратами. У нас имеется свой симуляционный центр, который имеет федеральное значение.
Помимо вышеперечисленного, мы очень широко используем практико-ориентированное обучение. И если раньше у нас студенты уходили на производственную практику в основном летом, то сегодня она рассредоточена — студенты проходят производственную практику в течение учебного года. Это дает возможность им более предметно взаимодействовать с лечебными учреждениями, с врачами, а также осуществлять фактическую помощь практическому здравоохранению в течение всего учебного года.
— Помимо того, что вы занимаете должность ректора медицинского университета, вы также являетесь депутатом Воронежской областной Думы. Расскажите, с какими обращениями к вам приходят граждане?
— Это всегда самые разные вопросы. Недавно ко мне обращалась женщина, которую нужно было проконсультировать у сердечно-сосудистого хирурга. У кого-то есть проблемы, связанные с приобретением лекарственных препаратов. Приходят и с бытовыми вопросами — нет возможности оплатить жилплощадь или, например, потребление газа. Иногда приходится людей «класть» в больницу, проводить консультации на дому, помогать в приобретении каких-то медицинских аппаратов и приборов. До своей депутатской деятельности я даже не думал, что столько людей обращаются к властным структурам, депутатскому корпусу. Поэтому для понимания жизни — это интересная практика. Конечно, я стараюсь людям помочь, используя и свой потенциал, и потенциал лечебных учреждений.
— В чем вы видите перспективы развития медицинских вузов? Какие основные задачи на 2023 год ставите?
— Для нас важна стабильная работа, поскольку она позволяет решать задачи кадрового обеспечения сферы здравоохранения. Поэтому мы, прежде всего, считаем своей главной задачей — выпуск высококвалифицированных специалистов для практического здравоохранения, которые будут решать вопросы оказания медицинской помощи населению. Во-вторых, мы понимаем, что осуществляют эту работу наши преподаватели и наши специалисты, работающие в вузе. Поэтому мы следим за тем, чтобы они обладали соответствующими квалификациями, повышали эту квалификацию, повышали свой научный статус. В связи с этим, предоставляем возможность получить и дополнительное профессиональное образование, и повысить уровень специальных знаний. Как научно-образовательное учреждение мы заинтересованы в разнообразном развитии научных исследований в области тех медицинских дисциплин, которые сегодня представлены в нашем вузе теми или иными кафедрами.
Сейчас мы достаточно активно развиваем педиатрические и стоматологические науки. Также такие специальные научные направления, как неврология, офтальмология и так далее. То есть, без научных исследований, наверное, любой медицинский вуз «опустился» бы на уровень медицинского училища. Для нас важно, чтобы научные исследования обладали новизной и практической значимостью.
На базе ВГМУ им. Н.Н. Бурденко есть своя детская больница и стоматологическая клиника. Это позволяет нам на более высоком уровне решать и образовательные задачи, и проводить научные исследования. Если говорить о наших перспективах, то здесь нужна целенаправленная и стабильная работа.
Понимаю, что наша деятельность может быть оценена на основании результатов каких-либо рейтингов. Но, в то же время ясно, что стабильная целенаправленная работа должна хорошо оплачиваться, что психологически стабилизирует преподавателей и работников организации. Думаю, что наш вуз, который недавно отметил свою 104-ю годовщину со дня основания, вполне может справиться со всеми поставленными задачами, тем более, что в рейтингах среди медицинских вузов мы уверенно занимаем 10-15-е места.